Имя Мурада Хоффмана широко известно как в мусульманском мире, так и среди западных дипломатов. В свое время он возглавлял информационное агентство НАТО и был послом Германии в Алжире. В 1980 году Хоффман принял Ислам. С тех пор написал множество статей и книг, в том числе "Дневник немецкого мусульманина" и "Ислам как альтернатива". Бывший дипломат, ставший мусульманским ученым, часто выступает с лекциями, одна из основных тем которых - отношение европейцев к исламу и мусульманам. Предлагаем вниманию наших читателей отрывок одной из таких лекций. Фактически современный плюрализм и с виду безграничная терпимость внезапно исчезают, когда речь идет об Исламе. Привычки и обычаи, с которыми легко смиряются у других, у мусульман осуждаются как фанатичные, примитивные, антиконституционные и отсталые. В случае Че Гевары борода "прогрессивна", в случае мусульманина та же борода "реакционна". Дева Мария никогда не изображается с непокрытой головой. Но если мусульманка носит платок на голове, ее исключат из школы во Франции… Если кто-то в мусульманском мире - кто бы он ни был - применит оружие, ему приклеят ярлык "фанатичного мусульманина", даже если он является арабом-атеистом, коммунистом или баасистом или же палестинцем-христианином. Вы слышали когда-нибудь о том, что Нагасаки и Хиросима были разрушены "христианской" бомбой? Конечно, нет. Но когда мусульманскую страну, такую, как Ирак или Иран, подозревают в разработке ядерного устройства, о нем говорят как об "исламской бомбе". Теракты в Северной Ирландии или Испании не совершаются "фанатичными" протестантами, католиками, басками, каталонцами. Но всякий раз, когда силу применяет мусульманин, даже в порядке законной самообороны, западные СМИ, скорее всего, назовут его фанатиком. Согласно этим критериям, я тоже фанатик, так как я молюсь, пощусь в месяц Рамадан, отправляюсь в паломничество в Мекку и отдаю пожертвования на дело Аллаха… Если немного поскрести внешний слой, покрывающий европейскую цивилизацию, то близко от поверхности можно найти незажившие шрамы и враждебные мотивации, уходящие корнями в Крестовые походы. В самом деле, травмы, причиненные ими, на Западе глубже, чем на Востоке. Одна из этих травм была вызвана шоком, который получили крестоносцы, когда они поняли, что якобы варвары и язычники мусульмане были более развитыми, более цивилизованными и имели больше достижений в естественных науках, чем они сами. Действительно, мудрость, рыцарство, честность, терпимость, щедрость и духовность великого военачальника - Салахаддина (Саладина) - стали на Западе легендой. К тому же многие крестоносцы дискредитировали себя жестокостью и жадностью. Разграбление Константинополя в 1205 году - их величайший "подвиг" - оставило глубокие рубцы: непреходящее ощущение нечистой совести и подспудные сомнения в своем превосходстве… Ментальность крестоносцев никуда не исчезала и оказалась вполне пригодной к применению, чем и объясняется культурный империализм Фрэнсиса Фукуямы и Сэмюэла Хантингтона. Их идея о том, что мусульманский мир рано или поздно либо исчезнет, либо полностью маргинализируется, восходит к европейскому мышлению в том виде, в каком оно сложилось еще в Век Разума. Европейский человек в своем высокомерии убедил себя, что он является мерой всех вещей и что его высший разум обеспечит ему вступление на вершины мира, благосостояния и счастья, когда-либо достигнутые за всю историю человечества. Поразительно, но две жестокие мировые войны и атомная бомбардировка не пошатнули этой убежденности. Напротив, западный человек вполне убедил себя в том, что его цивилизация - так называемый "проект современности" - является наилучшей, окончательной цивилизацией, которой предстоит восторжествовать во всем мире. Многие в Азии, Африке и в Южной Америке - не говоря уже об исламском мире - отчаянно пытаются копировать западный стиль жизни. Манера приема пищи, мода, идеалы мужской и женской красоты, формы проведения досуга, сексуальные привычки, архитектура и музыка - что ни назови, все сводится к западной модели. Неотъемлемой частью этой тенденции к унификации является маргинализация религиозных аспектов и вытеснение их из общественной жизни. Религия заменяется всепроникающим грубым материализмом, служащим псевдоидеологии. Превращение веры в частное дело - первый шаг к ее полному устранению. Типичный западный мужчина или женщина уже не обладают чутьем к религиозным явлениям. Они видят, как их собственные религии тают, поэтому они вполне естественно верят, что исламу тоже суждено исчезнуть. Разум и религиозные убеждения считаются несовместимыми. В этом контексте мусульмане, приверженцы своей религии, рассматриваются европейцами как люди отсталые и недостаточно сообразительные… Ислам, отказывающийся исчезнуть и даже обретающий второе дыхание, - для европейского сознания это провокация, если не оскорбление. Представьте себе, эти отсталые мусульмане отвергают многие блага западной цивилизации и даже доходят до того, что выставляют Ислам как альтернативную модель для ХХI века! И, что еще хуже, многие европейцы, перешедшие в Ислам, - это лица, получившие научную подготовку, интеллектуалы и ученые. Можете ли вы представить, что происходит в сознании европейского человека, когда он начинает понимать, что люди, которых он презирает, - мусульмане, - являются морально и интеллектуально выше среднего западного обывателя?! Перевод Валентина Пруссакова «Завтра» |