Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
голубые купола самарканда
Газета "Наш Мир"

    В 1-м тысячелетии до нашей эры, священная книга зороастрийцев “Авеста” зафиксировала на своих страницах описание развитой земледельческой области в долине реки Зерафшан (с персидского — “Золото несущий”), что на юго-востоке современного Узбекистана, где “высокие горы изобилуют пастбищами и водой, дающими скоту обильный корм, где глубокие озёра с обширной водной гладью и судоходные реки с широкими руслами…”. Область названа в книге — Сугд (Согд), а, благодаря биографу Александра Македонского — Арриану, мы знаем и имя её главного города — Мараканда, расположенного в районе нынешнего Самарканда, на сей день условно насчитывающему возраст 3000 лет.
    Сведения о Мараканде в период до персидского завоевания (до VI века до нашей эры) носят полулегендарный характер. Достоверно известно лишь одно: в шестом веке до нашей эры, расширяя границы своего государства, царь персов из династии Ахеменидов - Кир (Куруш) завоевал, в числе других земель, и Согд.
Через почти двести лет всегреческий союз под руководством Македонии начинает войну с Персией и разбивает великую персидскую армию. Весной 329 года до н.э., преследуя персидского царя Дария, греко-македонская армия во главе с Александром Македонским вторглась на территорию Средней Азии. Переправившись через Амударью, войска двинулись в долину Политимета (так греки называли Зерафшан, “весьма ценный”) к Мараканде и захватили город.
    Но пока Александр будет сражаться со скифами и закладывать на левом берегу Сырдарьи очередную, самую дальнюю Александрию — Александрию Эсхату (в районе Худжанда, Таджикистан), в Мараканде вспыхнет восстание, которое вскоре охватит весь Согд. Спитамен, так звали отважного согдийца, почти 2 года будет руководить беспрерывной партизанской войной и открытыми боями с частями регулярной македонской армии. Но в итоге, героическое восстание будет жестоко подавлено, Спитамен убит, а город по распоряжению македонского завоевателя — разрушен.
    Какое точно время Мараканда остаётся в руинах неизвестно, но город возродится в юго-западной части городища Афросиаб. Согласно древним легендам, города воздвигаются, чтобы стать связующим звеном между волей небес и волей земли и всё на свете будет способствовать тому, чтобы связь между ними не прервалась. У Самарканда есть эпитет — Махфуза, и на протяжении, как минимум, трёх тысяч лет, город будет возрождаться, несмотря ни на что. Снова и снова. Махфуза. Хранимый.
    Около 306 года до н.э., Согд войдёт в состав государства Селевкидов, названного так по имени Селевка Первого, одного из самых талантливых полководцев Александра Македонского. В последующем регион войдёт в состав Греко-Бактрийского царства, а в первые века нашей эры — под власть китайской династии Гуйшуан (кангюйцев китайской провинции Ганьсу), создавших здесь Кушанское царство. Такой интерес правителей соседних стран к Самарканду объяснялся его выгодным геополитическим расположением — через город проходили крупнейшие караванные пути (Великий Шёлковый путь) из Сирии, Турции, Персии, Индии, Китая.
    Около середины V века своё господство над среднеазиатскими землями устанавливают правители династии эфталитов (белых гуннов, потомков массагетов, когда-то разгромивших армию Кира), а чуть позже (в 565 году) кочевые тюркские племена, пришедшие с Алтая. Самарканд вместе с другими городами Согда сохранил свою независимость, но выплачивал тюркским правителям дань. Взамен же, Тюркский каганат, получивший искомый контроль над караванным путём из Китая в Византию, обещал внешний покой и невмешательство в государственные дела. Примерно в это же время через город была проложена свинцовая магистраль централизованного водоснабжения “Арзис”.
Спустя некоторое время (в 712 г.) на Согд предпримут поход арабы. Завоеватели обстреливали стены Самарканда из трехсот метательных орудий. Отчаянно защищали согдийцы свой город, нанося атакующим серьезные потери. Целый месяц длилась осада. Когда катапультами были разрушены стены, арабские войска под предводительством Кутейбы ибн Муслима заняли город. Именно с приходом на узбекскую землю Ислама, историки отмечают резкий взлет наук и культуры. Подтверждение этому мы находим в археологических изысканиях и письменных источниках соседних государств.
    В начале 713 года в Самарканде вспыхивает восстание. Тогда, на помощь восставшим согдийцам придут степные тюрки. Восстание будет подавлено, порядок восстановлен, город вновь заживет мирной жизнью. Еще одно восстание вспыхнет в 770-х годах под предводительством аль-Муканна (“закрытый белым покрывалом”). В 806 году, мятежники во главе с Рафи ибн Лейсом при поддержке тюрков откинут правительственные войска. Но арабский халиф вновь соберёт войско и лично возглавит новый поход. В 809 году Самарканд снова будет взят. Однако, помня горький опыт прошедших восстаний, халифат вернёт право властвовать местной знати.
Самарканд начнёт переживать новый подъём, станет крупнейшим городом региона (до полумиллиона жителей), пристанищем суфиев и учёных (в 1066—1070 гг. здесь живёт Омар Хайям, специально прибывший из Нишапура). Город будет утопать в зелени и садах, обильно цветущих при микроклимате обширной сети квартальных бассейнов (хаусов) и фонтанов, вырабатывать бумагу, хлопчатобумажные ткани, стекло, керамику, украшения, а вокруг будут сменяться правящие династии: сначала тахириды, затем (в IX-Х веках) саманиды (создавшие первое в Мавераннахре централизованное феодальное государство и благоприятную среду для развития науки, культуры, ремёсел и промышленности), в конце X—XI вв.— караханиды, газневиды, Сельджукидский султанат, в XII — кара-китаи из северного Китая и хорезм-шахи.
    А тем временем на востоке, монгольские племена объединяются под властью Темучина, который примет титул Денгиз-хана (Властитель Океана), более известный, как Чингисхан… Войско Чингисхана вступит в Самарканд 17 марта 1220 г. Несмотря на готовившихся к осаде жителей, местное правительство предательски откроет ворота. Кого-то убьют, большую часть возьмут в плен для военных нужд, около 30 тысяч ремесленников и мастеров угонят в Монголию. Город опустошён… Для того, чтобы позднее возродиться вновь.
    Чингисхан умрёт через семь лет, разделив незадолго до этого свою империю между своими сыновьями (Самарканд перейдёт к Чагатаю, второму сыну Чингисхана). Империя будет агонизировать почти полтора века, пока к власти не придёт Тимур, потомок двоюродного брата Чингисхана и не создаст свою империю с востока на запад — от Кашмира до Средиземного моря, и с севера на юг — от Аральского моря до Персидского залива, установив в 1370 году Самарканд в качестве имперской столицы.
По замыслу Тимура величие и красота Самарканда должны были затмить все столицы мира. “… Из Дамаска привёз он разных мастеров, каких только мог найти. Таких, которые ткут разные шёлковые ткани, или делают луки для стрельбы и разное вооружение, или обрабатывают стекло и глину, которые у них самые лучшие во всём свете. Из Турции он привёз стрелков и ремесленников, каменщиков и золотых дел мастеров, сколько их нашлось. Кроме того, он привёз инженеров, бомбардиров и тех, которые делают верёвки для машин…”. Руками местных и привезённых мастеров строятся дворцы, Гур-Эмир, Биби-Ханым, ряд мавзолеев Шохи-Зинды, которые до сих пор поражают своей красотой и величием. Самарканд утопает в 12 окружающих его садах, а окрестности застроены селениями с именами таких величественных столиц мира, как Миср (Каир), Димишк (Дамаск), Багдад, Султания, Фариш (Париж) и др.
    Самарканд украшается, Империя растёт, но остаётся только одна опасность — Тохтамыш, правитель Золотой Орды, только недавно разграбивший Москву, а в 1388 попытавшийся (неудачно) осадить Самарканд, пользуясь отсутствием Тимура в городе. В 1395 г. двухсоттысячная армия Тимура полностью разбивает Тохтамыша, а затем уничтожает и главный город Золотой Орды — столицу Сарай Берке. …Снова возрождаются, потерянные было, торговые пути из Китая на Ближний Восток, и снова сходятся они в Самарканде. В это время, на юго-западе материка набирает силу Османская империя турков, армия которой в 1396 г. наголову разбивает цвет рыцарей Европы и осаждает Константинополь. Регент Константинополя, император Греции, правитель Венеции предлагают Тимуру стать союзником Европе. Союзничество предлагает ему и сам Баязид, султан Османов … Тимур делает свой выбор и 28 июля 1402 года своей двадцатитысячной армией отборных воинов разбивает Баязида при Анкаре. Спустя 500 лет, благодарные французы установят в Париже позолоченную статую Тимуру, которую подпишут “Освободителю Европы”.
    Через 4 года после смерти Тимура (Тимур умрёт в 1405 г. в походе на Китай), страной начнёт править его внук — 15-летний Мирзо Улугбек — великий учёный, 40-летняя эпоха правления которого пройдёт под девизом “Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина”. Основным детищем Улугбека является его Университет на площади Регистан и обсерватория, не имеющая равных себе ни тогда, ни много лет позже, в которой производились наблюдения за звёздным небом. Улугбек составил точный атлас небосклона из 1018 звёзд, “Гургановы” таблицы натуральных значений синусов и тангенсов углов стояния звёзд, верных до девятого десятичного знака, а также каталог географических координат большого числа пунктов на Земле. Вместе с Улугбеком трудится его ученик и соратник Али Кушчи, также внёсший свой вклад в развитие математики, высчитав, к примеру, значение числа “Пи” с точностью, которую превзойдут только через 250 лет. 25 октября 1449 Улугбек убит по приказу собственного сына Абдулатифа … Через 5 с половиной месяцев, Абдулатиф будет казнён, его голову повесят на портале медресе Улугбека, а на могиле напишут “Отцеубийца”.
После Улугбека Самаркандом недолго будет править тимурид Захириддин Бобур, автор известных записок “Бобур-наме” и основатель государства Великих моголов в Индии.
В международной сфере, империя начнёт терять былые границы. Турки-османы восстановят своё прежнее величие, подчинят себе весь Ближний Восток и захватят порты Средиземного моря, через которые проходила торговля по Великому Шёлковому Пути. Караванные пути через Самарканд снова утрачивают своё значение. Упадок торговли и ремесленного производства приводит к застою в экономической жизни страны.
В XVI веке, династия Шейбанидов, объединившая тюрко-монгольские племена, практически уничтожает всю правящую знать Тимуридов, но в процессе борьбы за власть гибнут и наиболее влиятельные представители самих Шейбанидов. Поиски хана приводят к Аштарханидам (выходцам из Астрахани) — проживающим в Бухаре родственникам Шейбанидов. Столица переезжает в Бухару, однако Самарканд по-прежнему остаётся крупным городом с продолжающими развитие науками и ремёслами. Активно развивается узбекский язык, на котором говорят представители гуманитарных наук.
    Через век, при мангытах, Самарканд войдёт в состав Бухарского ханства, как особый удел. В это время Самаркандский эмир Баходур Ялангтуш на свои средства построит два других медрессе (центральное — Тилля-Кори и правое Шер-Дор) на площади Регистан.
    Конец XVII и первая половина XVIII века носит характер времени смут. Был период (в двадцатых годах XVIII столетия), когда Самарканд опустеет, а население едва насчитывать тысячу семей, и то поселившихся в маленькой его части. Жизнь в городе возродится в конце 70-х годов XVIII века. В город пришлось переселять жителей некоторых соседних городов, обосновывать новые кварталы и восстанавливать разрушающиеся городские и крепостные стены. Но город снова будет жить. Снова зацветут сады, а по арыкам побежит проточная вода.
    2 мая 1868 г. Самарканд был занят войсками Российской империи и становится центром Зерафшанского округа, и чуть позднее (с 1887 г.) — Самаркандской области. Роль Самарканда ещё более возрастет в связи с прокладкой нового — “старого караванного пути” — в 1888 г. город будет соединён с берегами Каспия посредством железной дороги.
    В 1917 придёт Советская власть. В 1991 она закончится и Узбекистан, наряду с другими советскими республиками объявит свою независимость.
18 октября 1996 г. на праздновании 660-летия Тимура, Президент Узбекистана Ислам Каримов преподнес городу почётный орден Тимура (Амира Тимура) и предложит установить этот день в качестве официального Дня Города.

З. Ерасыл

Категория: История | Просмотров: 1534 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 5.0 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Апрель 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана