Оригинал этой статьи был написан на английском языке и представляет собой эссе по социологии новых религиозных движений (НРД), выполненное в соответствии со всеми правилами, предъявляемыми зарубежной академической наукой. Данная работа является отредактированным переводом, с чем связана некоторая сухость изложения и общая стилистика текста. Кроме того, непосредственно социологический анализ сведен к минимуму. Статья, таким образом, представляет краткий вводный обзор идеологии и деятельности Хизб ут-Тахрир в современной Британии, а также взаимодействия партии с государством и обществом этой страны. Ее автор - магистрант Лондонского Королевского Колледжа Юлия Устинова. Происхождение Хизб ут-Тахрир (Партия исламского возрождения) была основана в Иерусалиме в 1953 г. Таки уд-Дином ан-Набахани (Taki ud-Din an-Nabahani). Его идеи распространились в арабских странах Ближнего Востока, включая Ирак, Афганистан, Иорданию и Ливан, а также в Центральной Азии, России и европейских государствах, включая Великобританию и Германию. После смерти основателя движения руководство перешло к другому палестинскому священнику, шейху Абдул Кадим Заллуму (Sheikh Abdul Qadim Zallum). В Великобритании партия впервые привлекла к себе внимание в 1988 году после публичных заявлений о намерении захватить самолеты с израильтянами и евреями на борту. Позднее партия организовала несколько конференций и демонстраций в Конференц-центре Уэмбли и на Трафальгарской площади в Лондоне. В результате движение приобрело дурную славу и было запрещено Национальным советом студентов и университетами, где были сформированы и действовали наиболее крупные группы сторонников партии. В настоящий момент руководителями партии являются спикер Имран Вахид (Imran Waheed), член исполнительного комитета Абдул Вахид (Abdul Waheed) и другие. Имена наиболее активных сторонников Хизб, анонсы мероприятий, а также анализ современной политической ситуации можно найти на официальном веб-сайте партии. Миссия и методы Главной целью Хизб-ут-Тахрир является установление панисламского господства в мире (халифат), основанного на законах шариата. Члены партии считают, что последним исламским халифатом являлась Оттоманская империя, разрушенная Кемалем Ататюрком в 1924 г. Создание современного национального государства на территории бывшей империи рассматривается партией как акт западной колонизации. «Мы видим исламский халифат как независимое государство, где существует выбранный и подотчетный правитель, независимая судебная система, политические партии, главенство закона и равные права для национальных меньшинств. Халифат будет играть ведущую роль в проецировании позитивного имиджа ислама на Западе», говорит Имран Вахид, спикер партии. Согласно партийной доктрине, реставрация халифата может быть достигнута в результате социальных перемен, осуществляемых поэтапно. На первом этапе ведется активная интеллектуальная борьба посредством распространения мусульманского образования, а также изучения истории, философии и идеологии движения. Второй этап предполагает интеллектуальную трансформацию, что означает установление контакта с другими партиями и группами, проникновение в правительственные, военные структуры и органы безопасности. В результате, на третьем этапе возможно осуществление мирного политического переворота с последующей передачей власти исламским лидерам. В целом, прообразом будущего государственного устройства является идеализируемое государство времен пророка Мухаммада и первых, «праведных» халифов, основанное в Медине. Воссоздание халифата является спорной целью, и критиковалось не только западными исследователями и политиками, но и другими мусульманскими активистами и движениями, включая египетскую исламскую партию «Братья-мусульмане». Причина подобной критики связана с другим базовым принципом партийной платформы – ведение политической борьбы с коррумпированными и тираническими режимами исламского мира, которые, по мнению Хизб-ут-Тахрир, не действуют по законам шариата. С точки зрения партии, мусульманские страны, в которых исламские законы не являются единственной основой законодательства, а конституция не основана целиком на законах ислама, являются неправедными, а следовательно, правительства этих государств, по их мнению, должны быть низложены. При этом, как было отмечено, основным методом достижения провозглашаемых целей является непрерывная пропагандистская и социальная деятельность, направленная на стимулирование дебатов на общественном и политическом уровне. В Англии деятельность Хизб регулярно подвергается критике и обвинениям в противодействии развитию демократии, антисемитизме и призывах к джихаду. Структура, членство и технологии привлечения новых членов (рекрутинга)* (*-раздел основан на интервью с бывшим членом партии) В силу секретности организации, общая структура Хизб-ут-Тахрир остается неясной. В целом, партия делится на вилайяты (провинции). В Великобритании местная ветвь партии имеет право самостоятельного администрирования. Более того, «существует исполнительный комитет, наделенный управленческими полномочиями. Комитет формируется по результатам выборов, которые проводятся каждые два года, и все члены партии данного вилайята (провинции) принимают в них участие». Партия заявляет, что не существует специальных требований для того, чтобы вступить в ряды организации: достаточно быть мусульманином и разделять идеологию и задачи партии. Тем не менее, период «индоктринации», во время которого потенциальный кандидат получает представления о работе движения, структуре и целях, может длиться до трех лет. Количество и особенно имена рядовых членов зачастую неизвестны подчас даже другим членам партии. Матин Сиддики (Mateen Siddiqui), вице-президент Верховного мусульманского совета США, подтвердил, что в региональных отделениях партии существуют комитеты, поделенные на подкомитеты, что «способствует поддержанию секретности руководства». Однако в Британии имена лидеров и ведущих деятелей партии известны и перечислены на веб-сайте «Хизб-ут-Тахрира». Они с готовностью дают интервью, организуют разнообразные встречи и принимают участие в научных семинарах и конференциях. Британское отделение Хизб-ут-Тахрир действует на двух уровнях: ведет работу по привлечению новых членов на территории университетских кампусов и, в меньшей степени, просто на улицах. Также партия использует такие коммуникационные схемы, как электронный журнал «Халифат» (Khilafah) и коммюнике. Распространение своих идейно-политических воззрений Хизб в Британии осуществляет путем организации дискуссий, научных кружков, лекций, распространения листовок, публикации книг и журналов, а также при помощи Интернет-технологий, формируя представление об исламе не только как о религии, но как образе жизни. Активную работу и пропаганду партия ведет в мечетях. Большинство имамов британских мечетей получали образование за пределами страны. По этой причине многие из них не пережили, а потому не могут понять тех сложностей, с которыми ежедневно сталкиваются молодые мусульмане в Британии. Воспитанные в ортодоксальной исламской традиции, они зачастую не могут дать совет или предложить практического решения таких социальных проблем, как чрезмерное употребление алкоголя среди молодежи или беспорядочные сексуальные связи. Хизб-ут-Тахрир, напротив, устанавливает контакты на уровне семьи и потому способна глубоко интегрироваться в общество. Кроме того, большинство членов партии сравнительно молоды. Таким образом, говоря словами г-на Шираза Махера (Shiraz Maher), бывшего члена Хизб, основная стратегия по привлечению новых членов заключается в том, чтобы глубоко интегрироваться в общество, разделять проблемы людей, а затем продвигать идеи партии. Хизб ведет активную работу среди студентов различных университетов Англии. Майкл Вайн (Michael Whine), руководитель одного из отделов Совета представителей Британских евреев, подтверждает, что первоначально партия набирала членов только среди студентов, в частности в Императорском Колледже (Imperial College), и позже в Колледже Королевы Мэри (Queen Mary College) в Лондоне. Впоследствии партия перешла к методу агитации на улицах и компании по распространению листовок. Эта технология не нова и успешно применяется большинством новых религиозных движений. Тем не менее, в Великобритании университеты являются особенно важной площадкой для Хизб-ут-Тахрир. Причины очевидны: во-первых, это реальная возможность привлекать людей из самых разных стран мира; во-вторых, в Британии такая деятельность гораздо реже подвергается преследованиям нежели в арабских странах; и, наконец, после получения университетского образования новые члены партии возвращаются обратно в мусульманские страны, тем самым способствуя распространению идей Хизб-ут-Тахрир у себя на родине. Назвать точное число членов Хизб-ут-Тахрир проблематично, их количество варьируются от нескольких сотен до нескольких тысяч в каждой стране. Однако точные цифры неизвестны, что связано с секретным и, отчасти, конспиративным характером системы управления партии и деятельности ее организационных структур. Другой причиной является высокая степень ротации в партии, что является характерной чертой практически всех новых религиозных движений. Точное количество новых членов движения также неизвестно. Верным будет утверждение, что Хизб-ут-Тахрир остается сравнительно популярной, и привлекает новых сторонников каждый год. Что же заставляет молодежь вступать в ряды этого движения. Частично это связано с тем, что базовые технологии привлечения новых сторонников и методы партии были скорректированы в соответствии с изменившимися условиями международной политики и культурной среды. Реагируя на эти глобальные изменения, и учитывая основные проблемы и запросы британских мусульман, Хизб-ут-Тахрир изменила методы работы с целевой аудиторией и взаимодействия с британским обществом в целом. Высокий уровень адаптивности к политическим, социальным и культурным реалиям разных стран при формулировке ключевого посыла и методологии неоднократно отмечался американскими политологами и консультантами, которые готовили аналитические доклады для правительства США. Каким образом проявляется способность к адаптации? Прежде всего, необходимо пояснить, что в мусульманской общине Британии сохраняется устойчивая консервативная система, требующая абсолютного повиновения старшим. Хизб-ут-Тахрир, напротив, предоставляет возможность самореализации людям молодого и среднего возраста, а также адресует свое послание как мужчинам, так и женщинам. Во-вторых, британское отделение партии успешно использует модели поведения, применяемые такими группами, как Хамас или Хезболла. В частности, Хизб активно реализует крупные социальные проекты. Предоставляя мусульманам поддержку и помощь в решении широкого круга социальных проблем, связанных с адаптацией в обществе, языковой и культурной интеграцией и коммуникацией, Хизб-ут-Тахрир стремится добиться интеллектуального и политического лидерства среди мусульман Великобритании. В-третьих, в руководстве партии произошел важный демографический сдвиг. Дело в том, что современное поколение лидеров Хизб родилось и воспитывалось в Великобритании. Получив образование, основанное на стандартах западной либеральной демократии, они прекрасно осознают, что они могут говорить и делать публично, не выходя за рамки закона. Таким образом Хизб-ут-Тахрир использует базовое право на свободу слова, основополагающее для западного общества, например, право публиковать книги, издавать CD и кассеты, выражать свои взгляды в прессе и на страницах веб-сайтов, включая сайты крупнейших информационных агентств, таких как BBC или CNN. В результате использования партией такой тактики, британское общество склонно поддерживать право Хизб свободно выражать собственные идеи, даже если оно их не разделяет. Кроме того, это позволяют партии привлекать новых сторонников не только в Великобритании, но и создавать обширную инфраструктуру для привлечения внимания мусульманского сообщества по всему миру. Взаимодействие с обществом Отличительной чертой практически всех НРД являются сложные, напряженные взаимоотношения с обществом. Анализ данных взаимоотношений может способствовать лучшему пониманию сути самого движения. Теоретически, представление общества о том или ином религиозном движении формируется на основе публикаций в средствах массовой информации, заявлений политических деятелей, данных академических исследований, а также непосредственно деятельности движения. Очевидно, что в большинстве случаев конструируемый таким образом имидж движения будет неполным или неточным. С другой стороны, акцентирование внимания на определенных аспектах деятельности того или иного религиозного движения, позволяет понять, что в общественном сознании считается угрожающим в настоящее время, а также степень консолидации общества или его групп. Особенности формирования тех или иных религиозных движений отражает историю длительных социальных перемен в Великобритании. Молодежная субкультура, сформировавшаяся после Второй мировой войны, поначалу не была основана на каких-либо религиозных идеалах. Однако, уже в 1960-70-е гг. произошел рост новых религиозных групп (харизматичных, неопятидесятнических и/или движений реставрации), вливающихся в русло основных церквей. Наиболее заметными движениями того времени были «Дети Бога» и «Церковь Объединения». В конце 1980-х-начале 90-х гг. на религиозную и политическую сцену вышли такие движения, как Церковь сайентологии и «Новый век» (New Age). В настоящее время объектом наиболее пристального политического и социального внимания являются исламские движения. Причин тому несколько. Во-первых, ислам, безусловно, является менее известной и понятной религией в отличие от христиано-иудейской религиозной традиции, на базе которой основано большинство НРД. Во-вторых, факт ревностной приверженности идеалам, основанным на религиозных ценностях, является странным и даже чужеродным для западного общества, которое, как минимум в Европе, является преимущественно светским. В-третьих, большинство современных исламских движений имеют в высшей степени политизированную платформу, цели и методы. В-четвертых, после 11 сентября обществу навязывается понимание того, что ислам как религиозная система напрямую связыван с международным терроризмом. Вот почему крайне трудно разграничить «ислам как религию и цивилизационную модель и ислам как политическую идеологию». В настоящий момент партия запрещена во многих арабских странах, Германии, России, государствах Центральной Азии (Казахстане, Киргизстане, Таджикистане и Узбекистане). Премьер-министр Великобритании Тони Блэр в августе 2005 года объявил о сходных планах по запрету партии, но они, исходя из внешнеполитических интересов Великобритании, не были реализованы. По не афишируемым причинам дальше политических заявлений Даунинг-Стрит не пошел. Итак, какие обвинения предъявляются Хиз-ут-Тахрир? Во-первых, партию подозревают в использовании насильственных методов для достижения своих целей, поощрению терроризма и призывах к глобальному джихаду, а также радикализации мусульманской молодежи. Несмотря на то, что партия официально считается движением, не применяющим насильственные методы, аналитики настаивают, что члены Хизб-ут-Тахрир «принимают участие в джихаде как частные лица». Во-вторых, партию критикуют за ее оппозиционность идеалам демократии и капитализма, а также в пропаганде антисемитизма. В-третьих, партия несет анти-интеграционное послание мусульманским общинам мусульманских стран, что может, в долгосрочной перспективе, послужить катализатором столкновений между мусульманами и немусульманами. Третий пункт вызывает серьезную озабоченность для многонациональных и поликонфессиональных стран. Лидеры Хизб в Британии, тем не менее, настаивают, что это ненасильственное движение, имеющее фокусом своей деятельности интеллектуальную и политическую работу. При этом, в одной из своих статей 2005 года Абдул Вахид, член Исполнительного комитета партии, признал, что некоторые члены партии «в первом порыве политической активности приблизительно десять лет назад были чересчур исполнены рвения». Нужно отметить, что такая модель поведения и развития характерна для большинства НРД. Согласно Баркер (Barker) с течением времени религиозные движения становятся все более похожими на общество в целом. Британское отделение Хизб продолжают связывать с одним из радикальных движений Аль-Мухаджирун (al-Muhajiroun), , что формирует негативный образ партии. Основатель Аль-Мухаджирун, Омар Бакри Мухаммад (Omar Bakri Muhammad), действительно являлся членом партии, но покинул ряды Хизб-ут-Тахрир в 1996 г. Лидеры партии всеми силами стараются отмежеваться от идеологии и деятельности аль-Мухаджирун. Средства массовой информации оказывают наибольшее влияние на создание образа партии. В целом, с момента появления НРД на религиозной и политической арене они находятся под пристальным вниманием служб массовой информации. Социологи отмечают, что наибольшее внимание привлекают сообщения о НРД в ситуациях, связанных с каким-либо скандалом. Согласно Баркер, большинство публикаций в печатных изданиях, передач радио и телевидения, освещающих деятельность НРД, имеют критическую или сенсационную тональность. В результате, сложившиеся стереотипы равно как и фразеологические клише, описывающие НРД, переходят из статьи в статью. Например, в ноябре 2006 в программе Ньюснайт (Newsnight) транслировался фильм о деятельности Хизб в Великобритании, и в частности в Лондоне. Из показанных материалов следовало, что партия продолжает проводить идеологическую обработку молодых мусульман. В фильме также говорилось, что члены Хизб ут-Тахрир продолжают работу по вербовке студентов на территории университетских кампусов и распространяют листовки в мечетях, причиняя множество неудобств и проблем местному населению. Этот фильм был смонтирован и показан в 2003 г. Заключение Итак, деятельность Хизб ут-Тахрир направлена на достижение основной цели по реставрации халифата. Основатели и современные лидеры партии настаивают на монополии своего религиозного знания и истинности идей, что вызывает критику даже со стороны других исламских движений арабского мира. Движение имеет жесткую, хорошо организованную структуру. Каких-либо специальных требований для того, чтобы стать членом движения, помимо необходимости быть мусульманином и разделять идеологию Хизб ут-Тахрир, не существует. Однако процесс обучения и подготовки новых членов занимает, как правило, несколько лет. Целевой аудиторией движения являются преимущественно молодые мусульмане из средних слоев общества. Свое политическое и религиозное послание «Хизб-ут-Тахрир» распространяет в арабских и других странах с преобладанием мусульманского населения. Как и большинство НРД, Хизб ут-Тахрир выражает протест против политических и социальных реалий современности, а также состояния современной культуры. Главными объектами ее критики являются правительства большинства мусульманских государств, политика которых расходится с законами шариата. Партия использует разнообразные виды информационных ресурсов – листовки и книги, кассеты и CD, публикации в печатных и электронных изданиях, участие в научных семинарах и телепрограммах – для распространения своих идей в обществе, не только мусульманском. Такой подход показывает высокую степень адаптивности партии: она пользуется правами и свободами, присущими демократическим системам, для того, чтобы распространять свои идеи не только в Великобритании, но также и мусульманских странах. Взаимодействие Хизб ут-Тахрир с британским обществом имеет сложный и неоднозначный характер. С одной стороны, организация прочно инкорпорирована в социально-политические структуры общества. Партию часто обвиняют в применении насилия для достижения своих целей, использовании силовых методов или «промывки мозгов» для привлечения новых сторонников, и поддержке террористических организаций. Партия пока не запрещена в Британии, однако ее деятельность находится под постоянным наблюдением спецслужб и «Foreign Office». |