Рождение ребёнка – прекрасное событие в жизни любого человека. Каждый из нас с радостью принимает маленького человечка в свой мир. Мы дарим малышам всю свою любовь и нежность, и пока ребёнок маленький, нам кажется, что это - всё, в чём он нуждается. Но по мере того, как малыш становится старше, мы начинаем понимать, что ему необходимо общество ровесников. Общаясь со сверстниками, ребёнок удовлетворяет свои духовные и физические потребности. Прежде всего, речь идёт о потребности совместной деятельности, которая повышает активность ребенка, даёт возможность реализовать свое стремление к деятельности; потребность познания окружающего мира, ведь в процессе игры дети обмениваются информацией и получают знания. Совместная игра даёт импульс к дальнейшим наблюдениям, способствует формированию собственных выводов, у детей возникают новые вопросы. Общение с детьми удовлетворяет и потребность в сопричастности к коллективу, которая начинает проявляться уже в дошкольном возрасте. С дефицитом общения сталкиваются многие родители, но перед российскими мусульманами этот вопрос стоит особенно остро, ведь решение проблемы полностью зависит от них самих. Многие начинают водить ребенка в обычный садик, но потом забирают его домой, поняв, что ничему хорошему он там не научится. Для того чтобы быть уверенными в том, что ребёнок нормально развивается, некоторые посещают частные уроки, однако естественной потребности малыша в общении эти уроки не удовлетворяют. Есть среди мусульман и такие родители, которые воспитывают своих малышей в «тепличных» домашних условиях, сводят круг общения детей к минимуму. В результате такого воспитания многие мусульманские дети имеют невероятно низкий уровень социального развития. Итак, несмотря на разницу во взглядах и способах решения проблемы, все без исключения родители признают, что ребёнку необходимо общение, которое бы способствовало развитию его нравственных качеств. Но как это сделать? Большинство родителей хотят, чтобы их дети обучались и общались в мусульманской группе детского сада. Однако организация такой группы настолько сложна, что многие отказываются от этой идеи, едва начав воплощать её в жизнь. Так было и в Казани - до тех пор, пока активные мамы-мусульманки не организовали инициативную группу, которая провела колоссальную работу, чтобы создать для своих детей те условия, о которых другие только мечтают. Я побывала в одной из казанских мечетей, при которой организована группа раннего развития, и получила колоссальное удовольствие от общения с малышами, которые занимаются здесь по 4 часа, два раза в неделю. Мамы приводят сюда своих детей утром и забирают после обеда. Таким образом, у них есть гарантированное время, которое они могут посвятить самим себе, а дети всё это время находятся вместе с воспитательницей – обаятельной женщиной, которая умеет найти ключик к сердцу каждого ребёнка. В группе дети занимаются тем, что им нравится: рисуют, лепят, играют и, конечно, изучают основы Ислама - разучивают суры, молитвы, слушают интересные истории. Ас-саляму алейкум, меня зовут… Жизнь человека начинается с его имени. А дружба начинается с момента, когда ты поделился своим именем с другими. Сегодня в группу пришёл новый мальчик и ему предлагают игру: «давай поздороваемся и пожелаем мира друг другу». Иншаллах, этот мальчик найдёт здесь новых друзей. «Ас-саляму алейкум» – лучшее из приветствий. Как часто мы его слышим и произносим, но с каким трудом оно даётся нашим детям! Возможно, причина в том, что мы сами редко здороваемся со своими детьми. Но если ребёнок будет чаще общаться с другими мусульманами, говорить при встрече «Ас-саляму алейкум!» станет для него привычным делом. Меня потрясла атмосфера, которая царит на занятиях. Да, конечно, между детьми часто случаются ссоры, но в этой группе все проблемы решаются без лишней агрессии. Воспитательница стремится вовремя поправить ребенка: ударил кого-то - пусть нечаянно – извинись, таким образом у друга не останется обиды на тебя. Мусульмане не должны затаивать обиду и злиться друг на друга…Этим прописным истинам детей обучают не только на словах, а на деле. В личной беседе учительница рассказала мне: «Бывает, приходит ребёнок, и я чувствую, что он скован. Первым делом я стараюсь наладить с ним контакт, ведь ребёнок будет слушать только того, кто ему приятен. Малыши приходят сюда, не только для того, чтобы получить какие-то знания и навыки, но и чтобы пообщаться, поиграть. Моя задача – вовремя заметить и подкорректировать какие-то ошибки в общении. Я бы хотела, чтобы дети привыкли делиться с товарищами, извиняться, когда они не правы, помогать друг другу – всему этому учит нас Ислам». Мы сегодня медвежата, мы сегодня пингвинята. На мой вопрос, нравится ли им в группе, дети ответили: - Конечно, да! - Ну, а что именно? - Играть. Игра – самое важное занятие для детей. Именно через игру ребёнок познаёт мир, приобретает навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни, постигает науку общения. Сегодня они играют в «дочки-матери», вернее в «папы-дети-внуки-дедушки». Это многоролевая игра, где каждый «член семьи» выполняют свою функцию. Кто-то возвращается домой с работы, кто-то успокаивает ребенка, кто-то учит сына. Никто не остался в стороне. В мусульманской семье все относятся друг к другу с нежностью. Удивительно, как легко дети переносят эти чувства на игру. Долгожданная гимнастика начинается только после того, как каждый ребёнок соберёт свои вещи. Приучать детей к порядку и дисциплине – одна из главных задач, которая стоит перед воспитателем. Зарядка – это не просто «руки вверх - руки вниз», а развитие пространственной ориентации, воображения. Как ходят медвежата и пингвинята? Кто научил змею ползать, а птиц летать? Как интересен и многолик мир, созданный Всевышним Аллахом! После игры все проголодались и теперь можно пообедать. Жаль что для того, чтобы попасть в столовую, надо выходить на улицу. Малышам опять приходится одеваться, и это уже настоящее испытание на терпение и упорство. Перед обедом и после еды, дети произносят. Все родители отмечают, что в коллективе дети с лёгкостью разучивают даже длинные молитвы. После обеда все совершают молитву. Сначала девочки помогают друг другу повязать платочек. Тем временем, мальчики пытаются построиться в ряд. Те, кто ещё не успел выучить «Фатиху», просто повторяют движения, и даже иногда делают замечания своим отвлекшимся товарищам. А после намаза удовольствия продолжаются. Самая маленькая Зайнап испачкалась карандашом, но на помощь уже спешит Марьям - она помогает очистить ей платье. Ислам и Булат поделили мозаику на двоих, а Амир рисует мелом прямо на стене – кому-то придётся повозиться с тряпкой перед уходом. Ну а потом опять активные игры: кошки-мышки, жмурки – дети с восторгом включаются, как в общеизвестные игры, так и в игры, придуманные ими самими. А когда приходит время расставаться, начинаются «прятки»: маленький Ислам спрятался под столом, и его бабушке пришлось полчаса ждать, прежде чем он согласился идти домой. Мамы общаются – дети дружат Организация подобных групп, безусловно, возможна только при активном участии родителей. Родители детей казанской исламской группы взяли на себя часть материальных расходов: они оплачивают труд воспитательницы, жертвуют деньги на нужды группы. Администрация мечети взяла на себя ответственность за организацию обедов для малышей. Кроме этого, родители активно участвуют в процессе подготовки учебной программы, разработке методик воспитания и обучения малышей, они также ищут новое помещение и деньги, которые помогут реализовать всё задуманное. Мамы малышей также получают огромную пользу от того, что их дети посещают исламскую группу развития. У всех мам-мусульманок есть общие проблемы, а их семьи часто испытывают дефицит общения с единоверцами. Все эти вопросы можно решить только сообща, и, таким образом, исламская группа объединяет не только детей, но и их родителей - прежде всего, женщин, которые в силу своей занятости, практически не общаются друг с другом. Большинство современных мусульманок воспитывалось в светских семьях, об исламском воспитании мы знаем лишь из книг. Нам также необходимо обмениваться опытом, информацией, развиваться, ведь от нашего собственного воспитания и образования зависит воспитание и образование наших детей. Мы хотим, чтобы малыши общались, но для это нужно, чтобы мы сначала научились общаться между собой. Только тогда, когда женщины будут способны объединяться и поддерживать друг с другом добрые отношения, они смогут сделать что-то для досуга и образования своих детей. Хочется надеяться на то, что пример казанских родителей подвигнет энтузиастов из других городов России на создание исламских групп для детей. Хвала Аллаху, умма растёт, однако нам стоит задуматься не только об увеличении рождаемости, но и о том, как решить насущные проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей. Я желаю всем мамам найти время для общения с сёстрами по вере, и сделать всё возможное, чтобы наши дети росли вместе. Я также обращаюсь ко всем, у кого есть возможность предоставить помещение для исламских групп, ко всем, кто может посвятить своё свободное время воспитанию и обучению подрастающего поколения – помогите своим детям, помогите своей семье, помогите своей общине! Несомненно, на нас лежит ответственность за то, чем одарил нас Аллах. Дети - это и дар Всевышнего, и испытание для нас. Забота об их физическом, духовном, интеллектуальном и социальном развитии - не только обязанность по отношению к детям, но и часть нашего долга перед Аллахом. Автор Ум Юсуф |