"В первый раз я приехал в Россию в 1971 году и с тех пор очарован идеей Казимира Малевича о чёрном квадрате как наиболее радикальной современной форме. Думаю, сам Малевич захотел бы построить точно такой же куб — для могилы Ленина", — говорит Хубертус Гасснер, о вызвавшем массу споров, близнеце Каабы, всё-таки установленном в Гамбурге. 14-метровый чёрный куб, переименованный в "Cube Hamburg 2007", с 23 марта до 10 июня стоит себе перед главным Гамбургским музеем искусств (Hamburger Kunsthalle). Хубертус Гасснер — директор этого музея и куратор выставки "Чёрный квадрат. Чествование Малевича" (Das schwarze Quadrat. Hommage an Malewitsch). Во многом благодаря Гасснеру удалось побороть опасения относительно "оскорбления мусульман Европы" и создать абсолютный контраст квадратному белому зданию Hamburger Kunsthalle. Однако вернёмся на годик назад. Тогда получивший от ворот поворот на Венецианской бьеннале Грегор Шнайдер привлёк соавторов и написал книжку "Кубы: искусство в эпоху глобального терроризма" ("Cubes: Art in the Age of Global Terrorism"), которая вышла в 2006-м. В том же году Грегор был приглашён со своим "Кубом", в виде Каабы, в Берлин, в тамошний музей современного искусства. Художник оперативно переименовал работу в "Cube Berlin 2006" и помчался было в германскую столицу. Но его снова ждало разочарование — генеральный директор государственных музеев Берлина Питер-Клаус Шустер приказал всё прекратить, хотя, как говорят, каталог выставки был уже в принтере. Берлинская причина отказа та же, что и в Венеции — боязнь оскорбить чувства мусульман, коих в Германии живёт больше трёх миллионов. Соответственно и Шнайдер отреагировал так же, как и в Италии. Он заявил, что делал куб "открыто и честно", "без цинизма и с чистой совестью", а все претензии исходят совсем не от мусульман, а от христиан — политиков и чиновников, трусливо желающих перестраховаться. Как передаёт New York Times, в поддержку художника выступил Надим Эльяс, председатель центрального совета по делам мусульман Германии. Он сказал, что проект Шнайдера выполнен с "честью и достоинством", и что запрет работы "не способствует диалогу между мусульманами и христианами". "Мы заранее начали консультироваться с лидерами мусульманского сообщества о возможных проблемах. Это был такой откровенный и искренний диалог с "потенциально оскорблёнными", — объясняет менеджер проекта "Cube Hamburg 2007" Феликс Кремер. — И все, с кем мы говорили — а это нормальные гамбургские мусульмане и религиозные деятели — были абсолютно благосклонны и не видели в чёрном кубе никаких проблем. Напротив, кто-то из них назвал это даже "триумфом свободы самовыражения". "Поскольку куб действительно напоминает мусульманам Каабу, у нас появляется даже больше причин относиться к нему с уважением, как к художественной работе или как к религиозному монументу. Мы надеемся, что и реакция публики тоже будет почтительной", — сказал Дьяфад Мохагайи, выступая от имени единственного аятоллы Германии. "Я не эксперт в области современного искусства, но тот диалог, который куб создаёт между немцами и мусульманским сообществом в Гамбурге, напоминает нам о пользе искренней беседы в культурном взаимопонимании", — признался генконсул США в Гамбурге Дуэйн Батчер. Вот так Гамбург с его большими турецкими и иранскими общинами принял-таки сомнительную инсталляцию, хотя и под прикрытием "Чёрного квадрата" Малевича. |