В праздники Эмираты благоухают. Запахи духов смешиваются с ароматами дымов. Домашние салоны, одежды местных жителей окутаны облаками благовоний. В праздничный день, проехав в лифте с эмиратской семьей, будешь еще несколько часов пребывать в сопровождении необычных, многослойных, устойчивых и ярких запахов торжества. Для умащения запахами используются местные и европейские духи, древесные ароматические вещества. Эмиратцы, конечно, отдают должное ароматическому вкусу Франции, остающейся законодателем парфюмерных и прочих мод и мировым лидером в сфере производства и экспорта запахов, удовлетворяющих запросы самых привередливых эстетов. Но местные традиции, нажитые в процессе долгих тысячелетий, остаются незыблемыми. Здесь отдается предпочтение дымам. В этой склонности нет ничего удивительного. Во Франции первый патент на выпуск духов зарегистрирован в 12-м веке. В Аравии, Египте, Финикии ароматы производили и использовали в быту и религиозных церемониях задолго до наступления христианской эры. Финикийцы, например, считали, что у человека две души – духовная и растительная. Первая – это дыхание, которое исчезает из тела в момент смерти. Исход души они сопровождали ароматами. В сочетании с воскурением ароматов осуществлялись жертвоприношения. У американских индейцев курение табака тоже было ритуалом. Он символизировал восхождение души к небесам. Табак считался священной травой. В древнем мире запахи использовались не только для духовных целей. В светской жизни им тоже было найдено место. Клеопатра ставила на своих ладьях надушенные паруса, чтобы благой запах предвещал ее прибытие на царские стоянки. Главным в местных традициях является не умащение духами, а окуривание ароматами. Духи в них, если присутствуют, являются лишь одним из компонентов букета запахов. Основную часть составляет «уд». Оставим в стороне арабский музыкальный инструмент – лютню, которая носит название «уд». Первое значение этого арабского слова – «ствол», «стебель», «дерево». В переносном смысле удом называют то, что используется для воскурения благовоний, основу которых составляют производ остающейся законодателем парфюмерных и прочих мод и мировым лидером в сфере производства и экспорта запахов, удовлетворяющих запросы самых привередливых эстетов. Но местные традиции, нажитые в процессе долгих тысячелетий, остаются незыблемыми. Здесь отдается предпочтение дымам. В этой склонности нет ничего удивительного. Во Франции первый патент на выпуск духов зарегистрирован в 12-м веке. В Аравии, Египте, Финикии ароматы производили и использовали в быту и религиозных церемониях задолго до наступления христианской эры. Финикийцы, например, считали, что у человека две души – духовная и растительная. Первая – это дыхание, которое исчезает из тела в момент смерти. Исход души они сопровождали ароматами. В сочетании с воскурением ароматов осуществлялись жертвоприношения. У американских индейцев курение табака тоже было ритуалом. Он символизировал восхождение души к небесам. Табак считался священной травой. В древнем мире запахи использовались не только для духовных целей. В светской жизни им тоже было найдено место. Клеопатра ставила на своих ладьях надушенные паруса, чтобы благой запах предвещал ее прибытие на царские стоянки кальный инструмент – лютню, которая носит название «уд». Первое значение этого арабского слова – «ствол», «стебель», «дерево». В переносном смысле удом называют то, что используется для воскурения благовоний, основу которых составляют производ ные ароматических деревьев, завозимые в основном из Индии и других азиатских стран, в том числе Кампучии, Вьетнама, Лаоса, Бирмы, Малайзии, Индонезии. Существуют десятки видов уда. На первом месте по качеству стоит индийский. Он стоит очень дорого. Цена килограмма индийской ароматической смеси доходит до 70 тысяч дирхамов (19 тысяч долларов). Сравните со стоимостью золота. И в древности ароматы стоили дороже желтого металла. Устойчивая ситуация. Запахи в стране и в аравийском регионе в целом востребованы чрезвычайно. Наряду с индийским здесь хвалят кампучийский, вьетнамский и лаосский уд. Каждый из них отличается особым ароматом и имеет устойчивый запах. Но килограмм кампучийского уда ценится в два раза дешевле индийского. Впрочем, эта привычная мера веса для учета уда используется редко из-за его дороговизны. Килограммы оставлены для оптовиков. В магазинах главная весовая мера ароматов – индийская «туля», составляющая 12 граммов и используемая также для взвешивания драгоценностей. Удовое масло получают в процессе перегонки древесины. В Индии ароматические деревья, прежде всего, подгнившие, разрубают на мелкие части и измельчают в металлических ступах. В Тайланде древесину перемалывают на мельницах, превращая в порошок. Затем измельченную древесную пудру замачивают в воде на несколько недель. Размоченную смесь помещают в котлы и проводят перегонку, используя для поддержания умеренного огня только дрова, поскольку они медленнее горят и дают наиболее сильный жар. Перегонка длится неделями. Продукт перегонки собирают, разливают в сосуды и держат на солнце для выпаривания жидкости. Килограмм древесины дает всего 3-9 граммов удового масла в зависимости от качества дерева. Масло в смесях поступает в продажу. Его качество можно определить только при ускании курения. Автором изобретения паровой перегонки называют, кстати, арабского философа и великого целителя Авиценну, жившего на рубеже 10-го и 11-го веков. Именно он первым извлек розовое масло из лепестков «царицы цветов» и произвел ароматную жидкость. В Китае ладанные пасты использовали даже для защиты произведений живописи от жучков-точильщиков. Авиценна советовал применять ладан для оздоровления воздуха. Современные исследователи признают, что аромат ароматических масел снимает стрессы и укрепляет память. Смола содействует прекращению воспалительных процессов, подавляет микробы в воздухе, воде и организме человека. Не эти ли целительные и очистительные свойства способствовали проникновению ладана в курильницы жрецов Древнего Египта, кадила христианства, обряды других религий мира? Легендарное дерево растет на богатых кальцием почвах горных долин. Оно поднимается из земли сразу несколькими стволами толщиной с руку до 3-5-метровой высоты. В феврале-марте на коре деревьев делают небольшие насечки. Через порезы на гладкой коре выступают белесые комочки загустевшего сока. С одного дерева получают 10-20 килограммов смолы в год. Сбором ладана в Султанате Оман занимаются несколько тысяч человек. Получаемые урожаи составляют несколько тысяч тонн смолы в год. В торговых рядах Салалы, столице оманского Дофара, главный товар – ладан. В целлофановых пакетах и мешках, с глиняными четырехгранными жаровнями и серебряными круглыми кадильницами впридачу его продают загорелые дочерна торговки в красочных одеждах с золотыми украшениями в носу. Дофар – родина ладана, который не удается вырастить ни в других районах, ни специальных теплицах. С местных горных троп начинался и четырехтысячемильный «путь благовоний» в южное палестинское средиземноморье, а оттуда – в храмы Египта, Рима, Греции и России. По прекрасному шоссе, вьющемуся среди известковых гор до самой границы с Йеменом, дорога ведет в ладанную рощу. В усеянной камнями серой долине торчат частоколы деревьев, больше похожих на высокие кустарники. То, что можно было бы назвать кроной, покрыто редким бархатом мелких листьев. Через трещины гладкой коры выступают белесые комочки затвердевшего сока. Если попробовать на вкус почти прозрачную, затвердевшую слезу пораненного дерева, то можно почувствовать, как мучнистый сгусток пристает к зубам. У него мягкий хвойнолекарственный аромат. Сходство с благоуханием ладанного дыма довольно отдаленное: тот запах значительно острее. Да оно и понятно: в местных курильницах и кадилах содержится не только ладан. Смолу дерева, называемого по-арабски «любан», жители Аравии использовали для окуривания жилищ, одежды, «душились», что они делают и до сих пор. Именно из окуренных аравийских шатров ладан попал в жертвенники и кадильницы храмов. Вот где истоки парфюмерии и самого этого слова (per fumus в переводе с латыни означает «через дым»). Эмиратцы, встречая гостей ароматами уда и ладана, оздоровляют домашнюю атмосферу. Курением благовоний они и провожают дорогих посетителей, создавая в их окружении облако ароматного здоровья. Если по окончании беседы или трапезы хозяин вновь взялся за курильницу, значит гостю нужно уходить. Народная пословица гласит: «Ба’даль-уд мафии кууд» (После курения нет сидения). Виктор Лебедев |