В первой декаде апреля в Душанбе состоялся «круглый стол» на тему «Ситуация в Центральной Азии: роль и место Казахстана в регионе», организованный центром стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан и Посольством Республики Казахстан в Таджикистане. В работе «круглого стола» приняли участие сотрудники МИДа, ведущие политологи Таджикистана, депутаты парламента республики, представители дипломатических миссий Казахстана, России, США, Ирана, Турции, Узбекистана, Франции. Обсуждаемые вопросы вышли далеко за пределы заявленной устроителями тематики. Надежды на лидера Пожалуй, главным вопросом в комплексе таджикско-казахских отношений, обсуждавшемся участниками «круглого стола», стали экономические и культурные связи двух стран в условиях геополитического лидерства Казахстана в регионе. «Андижанские события мая 2005 года привели к прекращению борьбы за лидерство в центрально-азиатском регионе, Узбекистан с этого момента переключился на решение своих внутренних проблем. Региональное лидерство было решено в пользу Казахстана». Этот тезис, высказанный директором Национальной ассоциации политологов Таджикистана (НАПТ) Абдугани Мамадазимовым, участники дискуссии посчитали бесспорным и в дальнейшем исходили из него как из очевидного факта. К этому располагало и вступительное слово директора Центра стратегических исследований (ЦСИ), доктора политических наук Сухроба Шарипова, а также речь Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан в Таджикистане Ерлана Абильдиева. По мнению Шарипова, регион Центральной Азии постепенно становится самодостаточным и способен ответить на вызовы в экономической сфере. В целом, ситуация здесь имеет стабильный характер. Главное - чтобы отношения между странами региона были прагматичны и отвечали национальным интересам каждой из них. В этих условиях интеграция с Казахстаном приобретает реальную почву - эта страна собирается участвовать в масштабных экономических проектах Республики Таджикистан, что в силу успешности политических и экономических реформ в самом Казахстане, делающей его лидером региона, сулит успех и Таджикистану. Выступление Ерлана Абильдиева открыло перед участниками «круглого стола» не только общую картину нынешних казахско-таджикских отношений, но и впечатляющую панораму развития современного Казахстана. По его мнению, «в настоящее время становится очевидным, что продолжающееся изменение мирового геополитического порядка привело к формированию кардинально новой ситуации в Центральной Азии. В настоящее время происходит ее трансформация из периферийной зоны мировой политики в регион, занимающий одну из ключевых позиций в системе геополитических координат евразийского пространства в целом». Возрастающее значение региона, по мнению Абильдиева, обусловлено наличием целого ряда факторов, определяющего его новую геополитическую роль: 1. Расположение региона в центре континента имеет стратегическое значение с точки зрения его влияния на безопасность и стабильность значительной части Евразии. 2. Развитие ситуации в каждом из центрально-азиатских государств и в регионе в целом по тому или иному сценарию во многом может определить перспективу баланса сил на евразийском пространстве. 3. Сосредоточение в Центральной Азии природных ресурсов мирового значения, прежде всего - углеводородного сырья. Повышенную заинтересованность к их освоению проявляют многие великие державы. Причем данная стратегия преследует конкретные геополитические цели, так как контроль за топливно-энергетическими ресурсами и путями их транспортировки дает возможность непосредственного влияния на ситуацию в регионе и конъюнктуру мирового рынка. 4. Центральная Азия находится на стыке евроазиатских транспортных коридоров и обладает широкой транспортно-коммуникационной сетью. Через Иран страны региона имеют выход к Персидскому заливу, через Афганистан и Пакистан - к Индийскому океану, а через Китай - в Азиатско-Тихоокеанский регион. По мнению казахского дипломата, на перспективы развития ситуации в Центральной Азии серьезное влияние могу оказать следующие факторы: 1. Угрозы, связанные с деятельностью международных террористических и экстремистских организаций. К сожалению, социально-экономические проблемы региона способствуют распространению радикальных идей в обществе. 2. Значительные объемы незаконного оборота наркотиков и деятельность транснациональных преступных группировок. Сохранение в Афганистане значительных площадей посевов опиумного мака и инфраструктуры по производству тяжелых наркотиков является корневым элементом данной проблемы (достаточно вспомнить, что объем опия, произведенного в 2006 году здесь составил 6100 тонн!) Относительная прозрачность границ стран СНГ способствовала формированию достаточно развитой преступной сети по транспортировке наркотиков в европейском направлении. 3. И, наконец, отсутствие четко отработанного, постоянно действующего и взаимоприемлемого механизма регионального водопользования. Дефицит энергоресурсов способствует усилению конфликтного потенциала в отношениях между государствами региона. Среди возможных путей по решению сложившихся проблем, с точки зрения Казахстана, есть следующие: 1.Создание регионального Центра ООН по предотвращению конфликта и превентивной дипломатии, Центрально-азиатского регионального информационно-координационного центра для налаживания эффективного многостороннего сотрудничества в борьбе с упомянутыми современными угрозами. 2. Активизации взаимодействия сторон также может способствовать полноценная практическая реализация Ташкентского договора от 21 апреля 2000 года между Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности. 3. Разработка и последующая реализация Концепции по рациональному использованию водно-энергетических ресурсов в рамках ЕврАзЭС могли бы в существенной степени снизить остроту проблемы рационального использования гидроресурсов. «Страны Центрально-азиатского региона входят в сферу национальных интересов Республики Казахстан, - заявил посол,- поскольку представляют собой потенциальный рынок сбыта казахстанской продукции, являются местом проживания большого количества этнических казахов, а значительная часть товарооборота этих стран с другими государствами осуществляется путем транзита через казахстанскую территорию». По мнению казахского дипломата, «Политика регионального лидерства, провозглашенная Казахстаном, предполагает переход от политики ситуационного реагирования на процессы, происходящие в регионе, к выработке реализации средне- и долгосрочной стратегии прямого участия в этих процессах совместно заинтересованными партнерами. Характеризуя казахско-таджикские отношения, Ерлан Абильдиев подчеркнул, что они опираются на обширную договорно-правовую базу двухсторонних отношений, включающую в себя 68 документов, которые охватывают практически все сферы сотрудничества. В двухсторонних отношениях Казахстана и Таджикистана фактически нет проблем, отдельные технические сложности решаются в рабочем порядке. На новый уровень эти отношения вышли в результате первого официального визита президента Республики Таджикистан Э.Рахмона в Казахстан 4-5 мая 2006 года, во время которого был подписан ряд договоров в области экономики и социальной политики. Реализацией этих договоренностей явились конкретные намерения казахстанских предприятий импортировать плодоовощную продукцию из Таджикистана в Казахстан, а также начало функционирования в Горно-Бадахшанской области (ГБАО) совместного предприятия «Чарын Алтан», специализирующегося в области добычи серебра. Сегодня Казахстан заинтересован в инвестировании крупных средств в развитие таджикской экономики. Так, например, 19 июля 2006 года АО «КазИнвестМинерал» приобрел Адрасманский горно-обогатительный комбинат (ГОК), специализирующийся на добыче свинцовой руды и ее переработке для получения свинцово-серебряного концентрата. В ближайшее время начинается инвестирование более 12 млн. долларов на реконструкцию комбината, обновление устаревших технологий и изношенного горношахтного оборудования. Казахстан также намерен построить три малых ГЭС на реке Зеравшан и одну линию электропередач (ЛЭП) «Юг-Север» от Худжанда до Чимкента. В настоящее время соответствующие бизнес-проекты находятся на рассмотрении таджикской стороны. Казахстан также готов приступить к инвестированию строительств цементного завода на территории Таджикистана, приобрести Худжандский плодоконсервный комбинат и принять участие в проекте освоения орошаемых земель Дангаринского района на юге Таджикистана. С целью поиска надежного финансового партнера в Таджикистане казахский «АТФ Банк» намерен учредить свой филиал в Таджикистане путем приобретения контрольного пакета акций таджикского «Сохибкорнбанка». В скором времени их объем планируется довести до 75,1 процента акций от общего количества размещенных ценных бумаг. В то же время основной целью работы компании «Казахтелеком» в Таджикистане на первом этапе станет сотрудничество с «Точиктелекомом» в строительстве оптико-волоконной сети, которая через Кыргызстан соединит Республику Таджикистан с Казахстаном. Через Таджикистан «Казахтелеком» намерен выйти на Афганистан, Пакистан и Индию. Главным преимуществом данной сети является качество и скорость связи. В этих целях казахстанская кампания готова инвестировать в развитие стационарной связи Таджикистана и участвовать в реализации совместных проектов, в том числе и с использованием мощностей спутника «Казсат-1», что позволит оказывать услуги аудио и видеоконференцсвязи. Двусторонний торговый оборот за 2006 год составил 214,5 млн. долларов (114,1 к 2005 году), экспорт из Таджикистана – 27,8 млн. долларов, импорт в Таджикистан – 186,7 млн. долларов. Все указанные меры свидетельствуют о начале активизации казахстанского бизнеса в процессе его вхождения на рынок Таджикистана. А нужна ли нам интеграция? Большой интерес у участников «круглого стола» вызвало выступление заведующего отделом внешней политики и внешней торговли ЦСИ Абдунаби Сатторова, который подчеркнул, что за последние 15 лет страны Центрально Азиатского Региона из сателлитов превращаются в самостоятельные государства. Этот процесс происходит различными путями и темпами. Так, например, для Таджикистана эти годы были связаны с трудностями гражданской войны и послевоенного восстановления. Немало внутренних конфликтов произошло в этот период и в других странах региона. Далее он остановился на особенностях развития каждого из пяти государств региона. На примере Кыргызстана, по его мнению, мы можем видеть неудачную попытку построения нового центрально-азиатского государства на импортированных, либерально-демократических основах. В результате страна получила серию «тюльпановых» революций, а на смену элит севера Кыргызстана пришли «южане». Сложной и трудно предсказуемой остается обстановка в Туркменистане, где в настоящее время мы видим трансформацию власти в позитивном направлении. По мнению А.Сатторова, положительные изменения в Туркменистане могут произойти только после закрепления вновь пришедшей властной группы на своих позициях. Почти все зарубежные эксперты солидарны с тем, что Узбекистану в ближайшем будущем предстоит пройти трудный период передачи государственной власти, и этот процесс сулит немалые сложности как внутри страны, так и для соседей. На это указывает достаточно конъюнктурный характер политики Республики Узбекистан: смена членства в военно-политических блоках, несоблюдение договоров об отмене визового режима с Республикой Таджикистан и Киргизией, отсутствие нормализации в пограничных вопросах с этими государствами и другое. Коснувшись вопросов интеграции региона, А.Саттаров высказал мнение, что она слабо развита. Одной из причин этого он считает отсутствие подлинно региональной организации. До сих пор реальные шаги для создании центрально-азиатского союза предпринимает только Казахстан. На отсутствие реальной интеграции в регионе указали и другие участники «круглого стола». Так, А.Мамадазимов считает основной причиной этого все усиливающиеся противоречия между «странами верховий» и «странами низовий». По его мнению, получив статус регионального лидера, Казахстан должен стать «площадкой для разрешения региональных конфликтов и достижения регионального согласия». Он особо упомянул о том, что к этому процессу нельзя допускать великие державы – это дело только стран региона. Против интеграции в ЦАР выступил таджикский политолог Рашид Абдулло: «Для таджиков такая интеграция – это этническая смерть. Это слияние всех и вся. Страны Центрально Азиатского Региона абсолютно разные по уровню экономики и социального развития. В то же время любая интеграция предполагает появление наднациональных структур. Мы можем быть захлестнуты не таджикским морем, которое нас окружает. Здесь я хотел бы остановиться и на интеграции в рамках Евразии. В такой интеграции Азия – всегда младший и бесправный компонент этого пространства». Хотя он тут же подчеркнул необходимость создания нового геополитического образования: «Нужна идея собственного Центрально-азиатского пространства! И Казахстан в этом случае мог бы стать здесь лидером». А вот как высказался о перспективах региональной интеграции председатель Исламской партии возрождения Таджикистана (ПИВТ) Мухитдин Кабири: «Казахстан сегодня - единственная страна в ЦАР, которая живет сегодняшним днем и с мыслью о будущем. Остальные государства углубляются в историю: кто древнее и лучше? В ближайшие годы этот процесс не завершится. У меня впечатление, что все они попросту боятся интеграции, проникновения к ним новых идей, которые могут подорвать их власть». Виктор Дубовицкий - доктор исторических наук |