Теория естественного отбора – одно из множества эволюционных учений XX век проходил во всем мире под знаменем секуляризации. В том числе и в СССР. После крушения СССР, как и следовало ожидать, процесс пошел вспять. При том что религия отделена у нас от государства, Церковь в последние годы пытается ему диктовать, что и как следует преподавать в школе и вузах, перейдя в наступление на науку. Прежде всего – на теорию эволюции, говорящую о возникновении жизни в ходе развития неорганического мира и человека – в ходе развития органического мира. Церковь против дарвинизма Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил 29 января 2007 года на 15-х Рождественских образовательных чтениях в Государственном Кремлевском дворце о недопустимости навязывания школьникам теории происхождения человека от обезьяны. "Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира, – сказал Алексий II. – А если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, – пусть так считает, но не навязывает это другим". В октябре 2006 – феврале 2007 годов в Санкт-Петербурге состоялся первый в России "обезьяний процесс". Истцы – 16-летняя школьница Маша Шрайбер и ее отец Кирилл Шрайбер – требовали от Министерства образования и науки РФ и Комитета по образованию Санкт-Петербурга ограничить преподавание "не подтвержденной научными экспериментами" "теории Чарльза Дарвина, как доминирующей", а также "принести письменные извинения истице за оскорбление ее религиозных чувств" гипотезой о происхождении человека от обезьяны. 21 февраля 2007 года Петербургский суд отклонил иск школьницы и ее отца, однако напряженность в отношениях между Церковью и наукой сохраняется. Не следует, однако, думать, что наша страна является в этом плане исключением. Напротив, "обезьяний процесс" в Санкт-Петербурге свидетельствует о том, что Россия понемногу приходит в норму, начиная страдать легкими инфекционными заболеваниями, характерными для многих стран мира. "Антидарвиновские" процессы регулярно происходят по всему свету, начиная с 1925 года, в марте которого Генеральная ассамблея штата Теннесси (США) приняла "акт Батлера" – закон, запрещавший преподавать "любую теорию, которая отвергает историю Божественного Сотворения человека, которой нас учит Библия, и учит вместо этого о том, что человек произошел от животных низшего порядка". Нарушение закона влекло за собой штраф в размере от 100 до 500 долларов. В июле в городке Дейтон состоялся процесс над школьным учителем Джоном Скопсом, который был признан виновным и приговорен к минимальному штрафу в 100 долл., однако приговор был отменен Верховным судом штата "из-за процессуальных нарушений". "Акт Батлера" оставался в силе вплоть до 1967 года. Законы, подобные "акту Батлера", действовали какое-то время и в некоторых других американских штатах (Оклахома, Арканзас, Миссисипи). Атаки на теорию Дарвина производились в 2004 году в Италии и Сербии, в 2005 году – в Турции. Особо упомянем историю, случившуюся в американском штате Канзас. В ноябре 2005 года Совет по вопросам образования этого штата принял новый образовательный стандарт, в котором эволюционное учение ставилось под сомнение. Это решение подверглось острой критике уже в ходе его подготовки – к Совету обращались с открытым письмом 38 нобелевских лауреатов, которые убеждали членов Совета отклонить сомнительный стандарт, а также утверждали, что эволюционное учение является основой современной биологии. В феврале 2007 года критикуемый стандарт был заменен на общепринятый. Борцы с эволюционизмом от религии склонны отождествлять его с дарвинизмом. К сожалению, этим зачастую грешат и их оппоненты. В подтверждение приведу выдержки из упомянутого выше письма 38 нобелевских лауреатов: "Мы... призываем Совет по образованию штата Канзас утвердить дарвиновскую теорию эволюции в качестве единственного научного и образовательного стандарта штата... нас не может не беспокоить, что на одном из заседаний Совета дарвинизм был упомянут как "опасная догма". Нашу озабоченность также вызывает одна из рекомендаций комиссии, предписывающая уделить в школьной программе больше места критике эволюционизма... Из опыта логически следует, что эволюцию надо понимать как не управляемый никем и не предусмотренный заранее процесс случайных мутаций и естественного отбора. Это – основа современной биологии, и роль эволюции была подкреплена результатами исследования ДНК". Между тем дарвинизм – вкупе с базирующейся на дарвиновской теории естественного отбора синтетической теорией эволюции – это только одно из множества эволюционных течений. Эволюционный подход, который оспаривает Церковь, позволяет прийти к ряду вполне практических выводов. Здесь мы коснемся только одного из них. Ускорение эволюции Излюбленный прием эволюционистов – сжатие времени, когда, скажем, все события от Большого взрыва до наших дней спрессованы в один год. Тогда до появления жизни на Земле проходит 10 месяцев, первые люди появляются в 22 часа 30 минут 31 декабря, а евклидова геометрия – в 22 часа 59 минут 56 секунд (таблица М.В.Волькенштейна). Известный историк академик И.М.Дьяконов, выделяя в истории человечества восемь фаз от первобытной до посткапиталистической, отмечает сокращение связанных с ними временных интервалов: если на первую ушло не менее 30 тыс. лет, а на вторую – около 7 тыс. лет, то на седьмую (капиталистическую) – немногим более 100 лет. Неимоверно ускорилась социальная эволюция во второй половине XX столетия. Если с начала нашей эры объем знаний человечества удвоился за 1650 лет, то есть до середины XVII века, то за 70–90-е годы XX века объем информации удваивался каждые 8–10 лет (В.В.Иноземцев, М.А.Игнацкая). Социальная эволюция становится фактом повседневной действительности, который каждому из нас приходится принимать во внимание во все возрастающей степени на протяжении жизни. Эволюция становится мерой вещей. Человечеству приходится принимать все более масштабные, все более быстрые и все более ответственные решения, связанные с близящимся исчерпанием традиционных энергоресурсов планеты, грозящим гибелью тепловым загрязнением среды и т.д. Россиянам тоже надо учиться мыслить во все сокращающихся временных масштабах. Применительно к России, например, часто приходится слышать, что реформы невозможны без нормализации менталитета россиян, деформированного 70-летним господством коммунистов, и что Моисей водил евреев по пустыне 40 лет и нам велел. Говорят, что россияне придут в себя лет за 100, после чего и можно будет, помолясь, взяться за реформы. К сожалению, у нас нет ни 100, ни даже 40 лет. Темпы социальной эволюции стали настолько быстрыми, что все решится гораздо раньше. Полагаю, лет за 10–15, что определяется состоянием гигантских российских инфраструктур, которых – при их изношенности – надолго не хватит без гигантских же инвестиций в них. Сергей Хайтун, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН Источник: Независимая Газета |