В потоке событий и дел, захлестывающем наше сознание, совершенно упускаются из виду многие события, в значительной мере повлиявшие на ход мировой истории. Нередко вместе с ними предаются забвению и личности, которым были они обязаны своим появлением. Одним из таких людей, перекроивших карту Европы и на долгие века определившим ее дальнейшее развитие, был Мухаммад Фатих, кругу отечественных историков более известный как Мехмет II Турецкий. Энциклопедия дает о его жизни скупые строчки: «Турецкий султан в 1444 и 1451-81. Вёл завоевательную политику, лично возглавлял походы турецкой армии. Завоевал в 1453 году Константинополь и сделал его столицей Османской империи, фактически положив конец существованию Византии». Мухаммад Фатих был потомком основателя Османской династии в пятом поколении. Именно ему принадлежит заслуга окончательного сокрушения византизма и ликвидации Византийской империи как последнего прямого наследника рабовладельческого Рима. В последние годы существования Византийской империи на ее землях царили беспредел и анархия. Защищать население не хотели даже те, кто обязан был это делать. Недаром так радостно встречали жители арабов (на более ранних этапах) и турок, видя в их лице своих освободителей. Пришедший к власти Мухаммад Фатих, как и предыдущие османские правители, отнюдь не стал притеснять местное христианское и иудейское население. Напротив, оно, будучи включенным в систему османского государственного управления, оказалось под защитой этого грандиозного механизма с тюркскими, принесенными из Средней Азии, и местными малоазиатскими традициями. Это нашло отражение даже в государственной символике (к примеру, над троном сельджукского султана в Конье было изображение двуглавого орла, имеющее местное происхождение еще с хетских времен). Про окончательное подчинение Византийской империи и взятие Константинополя можно писать очень много, но необходимо отметить и иные важные аспекты биографии этого видного государственного деятеля. Обычно они скрываются за светом личности сокрушителя византизма, хотя и они, совершенно неизвестные нашим читателям, крайне важны и интересны. Чем же еще был знаменит Мухаммад Фатих? Официальная историография дает следующие определения: «При нём была ликвидирована независимость Сербии (1459), завоёваны Морея (1460), Трапезундская империя (1461), Босния (1463), о. Эвбея (1471), завершено завоевание Албании (1479)». Для того чтобы понять суть упомянутых событий, необходимо прояснить их подоплеку. Католический и православный мир находился в состоянии войны, войны жестокой и непрерывающейся ни на год. Была найдена отдушина для огромного социального слоя безработных профессиональных военных - феодалов, авантюристов, разбойников. Чуть позже этот человеческий поток устремится на завоевание Нового Света. А пока, drang nach Osten. Именно в потоке этого натиска на Восток были основаны Трапезундская империя, завоевана расположенная на юге Греции Морея. Осуществлялось непрерывное наступление на Сербию, Албанию, Боснию немецкими, венгерскими и итальянскими (византийскими) феодалами, которые не делали различий между мусульманами и православными, под корень истребляя и тех и других. Между прочим, одним из венгерских феодалов, воевавших против турок и их православных подданных в то время, был граф Влад Дракула, ставший прототипом известного литературного героя. Ввиду этого многие православные феодалы и правители находили в подданстве наступающих турок защиту от истребления собственными единоверцами. К таким относились многие правители Сербии и Болгарии. Например, известный болгарский князь Шишман воевал на стороне мусульман, оставаясь христианином, а его сын и сам принял ислам. Также следует учесть и то, что на части Балканского полуострова преобладали последователи учений, объявленных христианскими церквями еретическими. К таким относились, например, богумилы, представлявшие серьезный сегмент болгарского общества. Впоследствии большинство из них нашло венец своим исканиям в исламе. Вспомним знаменитые слова византийского патриарха «Лучше турецкая чалма, чем латинская митра». Надо думать, что, будучи современником и непосредственным участником всех описываемых событий, церковный иерарх отлично понимал всю сложившуюся обстановку вокруг его паствы. К концу правления Мухаммада весь православный мир находился в составе мусульманских государств напрямую или же в отношениях вассалитета. Другие его части - Египет, Сирия, Русь перешли под защиту мусульман еще раньше. И именно эта защита стала единственной линией обороны от собственных единоверцев. По этой причине сегодняшние сомнения некоторых деятелей относительно законности принадлежности Айя Софии мусульманам выглядят просто моралью Крошки Цахеса. В конце концов, только следование шариату и степным традициям, предписывавшим не отступать от защиты своих подопечных, спасли сегодняшних православных о полной гибели. И потомкам тех, кого защитили турецкая и татарская сабли, стоило бы не проклинать их, а прославлять. Но и на этом деятельность Мухаммада Фатиха не ограничивалась. Именно в его правление Крымское ханство добровольно перешло в подчинение Османского государства. В 1475 году правитель недавно образовавшегося Крымского ханства Менгли-Гирей призывает османов на помощь в борьбе с генуэзцами и сам переходит в османское подданство. С этой османско-генуэзской военной кампанией связан один очень интересный эпизод - история взятия крепости Мангуп. Слово известному турецкому географу Э. Челеби: «Построена она генуэзскими неверными. А завоевал ее Баязид-хан десницей Гедик Ахмед-паши, который семь раз ходил в поход на эту крепость, и на восьмой раз, положив семь тысяч янычар, взял ее, что и является причиной гибели Гедик Ахмеда-паши, так как он положил при завоевании крепости слишком много янычар. Когда крепость была окружена с четырех сторон, он не стал приступать к длительной осаде и давлению, но поспешным броском положил многих рабов [султана], и за это Гедик Ахмеда-пашу приказали убить». Интересно, в какой еще стране могли бы казнить военачальника за то, что при взятии вражеского города у него погибло слишком много солдат? Это реальная иллюстрация османских порядков, данная почти их современником. Между прочим, несмотря на то, что иные генуэзские крепости были взяты с такими потерями, генуэзцы в Крыму остались, и они занимали основательные позиции в торговле. А последних крымских итальянцев выселили из Крыма в 1944 году вместе с крымскими татарами. При Мухаммаде Фатихе же был составлен первый свод законов Османской империи, причем надо упомянуть, что свод законов этот не менялся каждые десять лет. Но самое главное состоит в том, что правители империи сами его соблюдали, по крайней мере, до времен упадка. В том числе соблюдал его и сам Мухаммад Фатих. И соблюдал неукоснительно. 3 мая 1481 года Мухаммад Фатих умер. Умер человек, открывший для ислама большую часть Балканского полуострова и избавивший эти земли от византизма. Ахмад МАКАРОВ |