Сегодня значительное число мусульман сталкивается с проблемой пользования многими традиционными банковскими продуктами из-за наличия в них запрещенного шариатом ссудного процента. В связи с этим последователи ислама вынуждены прибегать к альтернативным финансовым институтам, таким как «хавала» (система денежных переводов, основанная на расписке). Однако нередко обстоятельства все же вынуждают обращаться в банк. В этом случае перед мусульманином встает вопрос: как распорядиться полученными процентами, и можно ли вообще их использовать? На эту тему существует множество фетв, вынесенных известными богословами. Шейх Ахмад Катти, преподаватель канадского Исламского института Торонто, говорит по этому поводу: «Поскольку деньги, полученные в качестве процентов, считаются в исламе запретными, их нельзя тратить ни на себя, ни на тех, кто находится на вашем иждивении. С другой стороны не следует оставлять эти средства банку, так как в данном случае вы кредитуете организацию, которая практикует взимание и выплату процентов. Следовательно, единственное, что вам остается – снять со счета полученные проценты и отдать их благотворительным организациям, больницам, детским приютам, лагерям беженцев и др. Поступив таким образом, вы выполните свое обязательство, и, по воле Всевышнего, вам будут прощены грехи за неправильные действия». Эксперт в области исламской экономики и финансов доктор Монзер Кахф сформулировал некоторые положения относительно процентов и возможности их использования: 1. Проценты, выплачиваемые традиционными банками, однозначно подпадают под определение «риба» и запрещены Кораном. 2. Любые операции, сопряженные с выплатой ссудного процента, являются запрещенными, независимо от нахождения банка в мусульманской или немусульманской стране. 3. Можно прибегать к услугам традиционного банка, если при этом не нарушаются нормы шариата. Например, не будет запретным открытие счета, денежные переводы, обмен валюты и т.д. 4. Запрет на процент снимается, если человек попал в трудное положение, ибо известно, что шариат призван устранять трудности, особенно если они возникают для большой группы людей. Например, при невозможности прибегнуть к услугам исламского банка; если такой банк берет слишком большую плату за свои услуги: если он настолько неэффективен, что обращение к нему будет связано с большой потерей времени; если ресурсы банка ограничены и не позволяют осуществить крупные сделки, на которые рассчитывает клиент. 5. Если мусульманин оказался в трудном положении, предполагающим определенные послабления, то такие послабления должны ограничиваться рамками необходимого. Это означает, что проценты должны быть сведены к минимуму, если нет возможности избежать их совсем. 6. Если мусульманин оказался в трудном положении и был вынужден прибегнуть к процентным операциям, то полученные проценты не являются его собственностью, и от них следует избавиться. Однако эти средства нельзя возвращать банкам, поскольку они опять идут на развитие процентных операций. Данная рекомендация была дана на второй Конференции по вопросам регулирования деятельности исламских банков, проходившей в Кувейте в начале 80-х годов. 7.Средства, полученные по процентным ставкам, следует направлять на благотворительность, за исключением покупки Корана, а также строительства и обустройства мечетей. Как в свою очередь отмечает шейх Ахмад Катти, в связи с отсутствием банков, работающих в соответствии с исламскими принципами, верующему зачастую не остается другого выбора, кроме как прибегнуть к услугам традиционных банков. В этом случае компромиссным вариантом может стать направление средств, полученных процентным путем, на благотворительные цели. Подготовил Марат РАСУЛОВ |