Недавно в лондонском Королевском институте международных дел шейха Муза Нассер аль-Миснад, жена эмира Катара Хамада бин Халифа аль-Тани, выступила с обращением “Построение понимания между Исламом и Западом”. Она призвала к политическому диалогу на самом высоком уровне для изменения представления о том, что можно решить проблемы, с которыми сегодня приходится сталкиваться человечеству, с помощью войны или насилия. По ее мнению, для этого требуются совершенно иные средства. “Нам необходимо создать такую мораль, с нормами которой мы были бы все согласны, и нам следует руководствоваться ею при принятии решений”, — заявила шейха Муза. Она полагает, что людям разных культур и религий надлежит вместе подумать о том, что нужно делать для лучшего будущего всего человечества. Шейха Муза дала ясно понять, что считает неправильной саму постановку вопроса “Ислам против Запада”, и в ее представлении, теория “конфликта цивилизаций”, предложенная Самюэлем Хантингтоном, является ложной и надуманной. “Это особенно очевидно, если знать историю, в которой постоянно происходило взаимодействие мусульманской и европейской цивилизаций. Между этими двумя цивилизациями были бесчисленные контакты: в торговле, военных делах, науке и искусстве”. В то же время она подчеркнула, что в Арабском регионе, в особенности, “наша память хранит шрамы от конфликтов с Западом, связанных с европейским колониализмом. Политика “разделяй и властвуй” прервала союзнические отношения между общинами, сосуществовавшими на протяжении столетий. Начертание новых карт на нашем географическом и политическом ландшафте привело к напряженности, сохраняющейся и поныне. Попытка привить нам светские принципы имела своим результатом возникновение страха утраты наших фундаментальных религиозных ценностей. А стремление к обладанию нашими энергетическими ресурсами привела к поддержке авторитарных правителей для обеспечения непрекращающегося потока нефти”. По ее словам, политическое насилие необязательно означает пролитие крови в войне или конфликте. Оно может также проявляться в разрушении общества посредством экономических санкций, политической изоляции и моральной деградации. “А исламский активизм, подобно христианскому или еврейскому активизму, не обязательно влечет за собой насилие. Активизм любого рода — протест против статус-кво. Он не направлен против демократии, но скорее является призывом к изменению. И это изменение требует конструктивного мышления. Для того, чтобы найти решение, нам надо избавиться от боязни ошибки. Мы должны испытать новые пути. И это именно то, чего мы не делаем”. Шейха Муза заметила, что нам следует “многому учиться у тех торговцев и ученых прошлых времен, которые использовали торговлю и общие ценности для достижения прогресса. И я призываю наших современников — политиков, послов и посредников — к диалогу и мобилизации усилий. Нам нужно выслушать всех, чтобы выработать наши аргументы во имя мира”. В своем обращении шейха сделала особое ударение на важности образования. “Каждому человеку, где бы он ни жил, должно быть гарантировано право на образование. Война и конфликты больше всего повинны в отсутствии доступа к образованию и разрушении национальных образовательных инфраструктур. К сожалению, отсутствует сфокусированная международная стратегия по защите образования в периоды кризисов”. Однако, как она сказала, одно лишь образование не может достичь многого, если не будут предприняты соответствующие усилия по политической и экономической мобилизации. “Имеются достаточные свидетельства для предположения, что высшее образование действительно ведет к большей политической и экономической сознательности. Такая сознательность без политических свобод и экономических возможностей не может гарантировать отсутствие насилия”. В заключение своего обращения шейха Муза отметила, что “конфликт цивилизаций” — порочная доктрина, служащая для циничного оправдания актов агрессии с обеих сторон. “Настало время очнуться и избавиться от этого заблуждения. Это пробуждение должно быть обоюдным, и оно потребует подлинных усилий и политической воли от всех сторон. Пришла пора для того, чтобы двинуться в правильном направлении: избавиться от заблуждения и вступить в союзнические отношения”. Подготовлено по материалам газеты «Мысль» |