Я думаю, каждый неоднократно был свидетелем того, как взрослые люди пугают маленьких детей. Пугают по разным причинам. Кто-то просто развлекается, им нравится непосредственная реакция ребенка, его оцепенение, и растерянный взгляд. Но чаще всего родители пугают своих детей, когда хотят «призвать их к порядку». Ребенок корчит смешную рожицу, разговаривает слишком громким (как кажется взрослому) голосом, прыгает на одной ноге – это оказывается достаточно, чтобы родители пустили вход «безотказное» оружие. И начинается стандартное: «будешь плохо себя вести, отдам тебя чужому дяде», «сиди тихо, а не то оставлю тебя одного на улице». Недавно слышал, как одна мамаша пригрозила своему маленькому сыну …арестом! Малыш, разумеется, перепугался, и застыл, а мамаша осталась очень довольна собой. Вот мол, как ловко, она справилась с непоседой. Между тем, если бы она поняла, какой чудовищный поступок совершила, то, сгорела бы со стыда. Что же происходит с ребенком, когда его пугают взрослые, и в первую очередь родители? Ребенок – существо абсолютно беспомощное и несамостоятельное, и по этой причине полностью зависимое от родителей. В самом раннем детстве мир ребенка – это всего лишь маленькая часть мира родителей, в котором взрослые являются полновластными хозяевами. Поэтому сказать ребенку, что его оставят одного на улице или отдадут чужому дяде/тёте, воспринимается детьми как угроза полностью уничтожить их мир. В детском сознании эта угроза совершенно реальна, поскольку власть взрослого над ним абсолютна. Взрослому человеку совершенно не страшно одному остаться на улице, он знает, что делать в таких случаях. Для ребенка же это конец света. Для того, чтобы понять, что чувствуют ваши дети постарайтесь поставить себя на их место. Для этого надо мысленно смоделировать ситуацию, в которой бы ваш взрослый мир находился под угрозой полного уничтожения. Например, вас обвинили в совершении преступления, арестовали, и сейчас решается вопрос, посадить вас в камеру или отпустить, взяв подписку о невыезде. Любой нормальный человек будет в ужасе от такого развития событий. Ясно, что вам будет не до песен, громких разговоров, и т.п. Вы оцепенеете от ужаса и будете «вести себя тихо». Так вот, «хорошее поведение ребенка», обусловленное угрозой уничтожения его мира, есть ни что иное, как реакция на шок. Родители сами того не ведая наносят своим детям тяжелые психические травмы. Хотят ли нормальные родители управлять своими детьми при помощи шоковой терапии? Вряд ли, поскольку ни один нормальный родитель не пожелает своим детям зла. Но они не задумываются о том, как на самом деле воспринимаются их слова детским сознанием. Детская психика намного слабее взрослой, и проблемы, которые взрослым кажутся полной ерундой, для ребенка таковыми не являются. Изучая поведение детей надо всегда делать на это поправку. Если в песочнице у малыша отняли его любимую машинку, то для него это может быть столь же тяжелой трагедией, как и для его отца, у которого угнали автомобиль. Наказание должно быть соизмеримо с преступлением. Какое же «преступление» должен совершить трехлетний малыш, чтобы адекватным наказанием за это была бы угроза уничтожить его мир? Испачкал штанишки? Потянул в рот какую-нибудь грязь? Что вообще такого страшного способен в юном возрасте сделать человек? Да ничего. Малыши еще не успели в силу своего возраста выучиться злу. Конечно, ребенок может устроить пожар или потоп в квартире, но, это вина взрослых. Следить надо было. Конечно, легче всего до полусмерти напугать ребенка так, чтобы он шарахался от спичек и крана, но только потом не удивляйтесь, откуда у ваших детей неврозы, припадки, «немотивированная» агрессия, «беспричинная» ярость и т.д. Вы сами, «желая добра», расшатали им нервную систему, сформировали комплексы, от которых потом не избавишься всю оставшуюся жизнь. Никакая разбитая ваза, порванные брюки, или съеденная «запретная банка варенья» не стоит испорченной психики, а запугивание детей, вне всякого сомнения способствует развитию психических отклонений. На этот счет существует масса серьезных научных исследований, но особый интерес представляют работы Ллойда Демоза, занимавшегося проблемой роли наказания в воспитании детей. Анализируя значительный фактический материал, Демоз изучал, как в разные исторические периоды родители решали одну и ту же задачу. И без исследований Демоза было понятно, что чем более развито общество, чем выше уровень его культуры, тем более мягкие меры воздействия применяются к детям. Но благодаря Демозу многие современные люди узнали, из какого ада только-только вырвалась цивилизация. Еще совсем недавно, даже в самых передовых государствах мира, считалось нормой рассказывать детям перед сном жуткие истории о чудовищах и ведьмах, которые только и ждут, как бы ребенка проглотить, а на ночь перед детской кроваткой ставили уродливые чучела. Ясно, что в результате такого «воспитания» вырастали люди с изуродованной психикой, которые в свою очередь мучили своих детей, и так продолжалось долгие годы. Ситуация менялась медленно, и то, что сейчас считается изуверством и невероятной дикостью, еще совсем недавно было рутиной, поэтому пережитки средневековой дикости чувствуются до сих пор. Тут и там случаются рецидивы, которые и проявляются в запугивании ребенка, в том, что взрослые срывают на детях зло, в несоизмеримости наказания и проступка. И чем менее развито общество, чем ниже его уровень культуры, тем более жестоко и несправедливо ведут себя взрослые по отношению к детям. При этом дикость продуцирует дикость, и становится тормозом на пути развития общества. Наше общество находится в системном кризисе. Социальная неустроенность родителей бьет и по детям, то есть по самым слабым и уязвимым. Всякий раз, когда вам захочется отругать ребенка, «поучить его уму-разуму» и так далее задайте себе вопрос, не пытаетесь ли вы решить свои собственные проблемы за счет беззащитных и полностью зависимых от вас существ? Д. Зыкин |