Похоже, что сегодня в современной женской моде намечаются новые тенденции, способные пошатнуть голубые монополии кутюрье-женоненавистников. На смену их аморальному «предапорте» все чаще приходят истинно женские стили и направления, созданные молодыми мусульманскими дизайнерами и просто творческими людьми. Среди них выпускница факультета журналистики МГУ Фатима Аматулла.
;— Какой стиль исламской одежды вы предпочитаете?
У меня фактически существует два стиля — спортивный и более элегантный. Я очень люблю черный цвет, особенно в сочетании красным, вишневым, сливовым, летом же предпочитаю бежево-зеленую (хаки) гамму. Вообще вариант, когда полностью черная одежда дополняется платком, сумкой и обувью другого цвета, мне представляется почти беспроигрышным, в черных платках также есть нечто притягательное.
Весьма эстетичен и распространенный среди мусульманок мира наряд из плащика или туники до колен в сочетании с брюками и платком. В моем гардеробе несколько таких ансамблей, также ношу длинные юбки в сочетании с красивой обувью и сумками.
К сожалению, в Москве не любую мусульманскую одежду можно надеть на улицу. Между тем, мне нравиться стиль «миллитари» в одежде мусульманок из исламских движений в арабских странах. Мне нравится арабская черная абайя, хотя, безусловно, это очень строгая, аскетичная одежда и далеко не всякой женщине она может понравиться. Однако, бесспорно, в этой одежде есть своя особая эстетика, выходящая на уровень атрибута исламского политического движения, недаром эта одежда в сознании множества людей ассоциируется с девушками из «Хизболлы», многие из которых носят абайю.
— Возникали ли у вас какие-либо сложности по месту учебы, на работе, часто ли вас останавливают сотрудники милиции, как реагируют люди на улице?
В университете, на старших курсах я надела хиджаб, и это не повлекло за собой абсолютно никаких проблем. Все преподаватели и студенты отнеслись к этому совершенно нормально, ни с чьей стороны я лично не заметила никакого негативного отношения или косых взглядов. В дальнейшем же я работала только в исламских организациях, поэтому, слава Аллаху, у меня нет проблем ни с хиджабом, ни с чем иным.
Вообще в этом плане мне очень повезло, потому что появиться на работе в большинстве офисах и госучреждений Москвы в хиджабе — это нечто не вполне реальное. Во многих фирмах, где строгий «дрэскод» регламентирует цвет колготок и длину юбки, вопрос о платке вообще не стоит, там можно считать удачей, если разрешили вместо короткой юбки надевать брюки. Тем не менее, я знаю не один пример, когда мои знакомые мусульманки устраивались на работу и носили хиджаб в офисе — главным образом, такое возможно в иностранных организациях, многое зависит от профессии.
Что касается милиции, она, как ни странно, практически меня не останавливает — у меня есть подозрение, что порой принимают за иностранку. С тех пор, как я надела хиджаб в полном смысле этого слова, у меня проверили документы на улице всего один раз и один раз задержали в аэропорту. Думаю, среди наших сестер есть ложный стереотип, что чем сильнее они покроются, тем больше шансов «загреметь» в милицию.
Обыватели, безусловно, на хиджаб порой реагируют истерически, хотя я бы не сказала, что это повальная реакция. В основном неприязнь к хиджабу проявляют понурые женщины лет 45-ти, мужчины же часто реагируют весьма позитивно. Мне неоднократно говорили, что я красиво одета, причем не все из них понимали, почему я так выгляжу, думали, что у меня просто такой творческий подход к одежде. Вообще все случаи бурной реакции на мой платок скорее забавные, поскольку инцидентов, когда по отношению ко мне кто-то открыто проявлял агрессию, я не припомню.
— Где вы покупаете одежду, соответствующую исламской культуре?
В регионах — в Казани, Дагестане — есть хорошие магазины мусульманской одежды, где продаются стильные вещи для девушек и молодых женщин. Однако, на мой взгляд, столица в этом плане несколько отстает.
Я знаю, что есть домашние магазины исламской одежды, но сама пока в них не была. Знаю лишь, что значительную часть их ассортимента составляет одежда, которая привезена из арабских стран и может быть полезна на случай поездок в страны мусульманского мира, но почти не пригодна для ношения на московских улицах.
Лично я одеваюсь в обычных магазинах, в них иногда можно найти вещи, полностью подходящие для мусульманок. Например, около четырех лет назад я купила в одном из молодежных магазинов длинную, ниже щиколоток, юбку цвета хаки, из очень легкого, но совершенно не просвечивающего материала и вместе с тем стильную.
Кроме того, мусульманок не может не радовать нынешняя мода на летние льняные халатики и туники с длинным рукавом, которые носят с брюками. Кстати, этот ансамбль полностью заимствован европейскими дизайнерами из мусульманского гардероба, поскольку они были вдохновлены иранским кино, в котором женщины именно так и одеты.
Хотя в последнее время все сложнее найти хорошую одежду даже немусульманке, «модные магазины» поражают все усиливающейся безвкусицей предлагаемых моделей, повсюду режет глаз сочетание неоново-розового с зеленым, с обилием аляпистых страз и блесток
— Нравится ли вам, как одеваются российские мусульманки? Какие тенденции в их стиле вам импонируют? Что бы вы хотели изменить в их имидже?
Мусульманки в нашей стране одеваются по-разному. Я знаю многих правильно одетых сестер с очень хорошим вкусом, и тех, чей стиль соответствует нормам нравственности и целомудрия. Справедливости ради, отмечу, что, слава Аллаху, большинство российских мусульманок следуют предписаниям Ислама в области одежды, несмотря на все сложности и негативное отношение окружающих.
Что касается стиля, здесь ситуация пока несколько хуже. Мне не нравится стремление некоторых мусульманок копировать негативные тенденции западной моды, заимствовать кричащие цвета — ярко-розовый, бирюзовый и т.д.
Кроме того, зачастую у сестер возникает проблема с сочетанием цветов, в особенности платка с основным нарядом — иногда они друг с другом не очень соотносятся, особенно когда и то, и другое пестрой расцветки. А наряд тех мусульманок, которые пытаются носить платок в сочетании с обтягивающими джинсами, выглядит просто нелепо.
И все же, слава Аллаху, не совсем правильно одетых девушек становится меньше. Меня радует, что сейчас многие российские мусульманки стремятся хорошо выглядеть, ухаживают за собой, творчески подходят к хиджабу, моделируя разные его фасоны, вырабатывают свой собственный стиль.
— Как вы относитесь к такому явлению, как «мусульманская мода»?
К такому явлению, как «мусульманская мода», я отношусь негативно. Почему-то часто люди путают модное с красивым. Мода — это часть потребительского общества, часть буржуазной системы, это набор бездумных эстетических стереотипов, которые навязывают для того, чтобы женщины бесконечно покупали новую одежду. Часто модницы превращаются в одержимых — они в неограниченном скупают товары в магазинах, имеют по 20 джинсов, по 50 свитеров, по 5 пальто и так полностью обновляют гардероб каждые полгода. Это болезнь, на которой кто-то делает деньги.
Мне кажется странным, если мусульманка будет руководствоваться тем, что один сезон она будет носить синее, а в следующий — экстренно перейдет на розовое. Мусульманским женщинам, на мой взгляд, не обязательна мода, а следует прорабатывать исламский стиль, не зависящий от сезонов и распродаж, развивать у мусульманок хороший вкус. |