Сегодняшняя гражданская война в Палестине является последствием игр в «демократию», в которые США и Израиль пытаются играть на Ближнем Востоке. Приход к власти палестинских радикальных сил, в лице «Хамас», в результате победы на выборах в палестинский парламент, состоялся именно благодаря демократическим выборам и в мировых СМИ был представлен как сенсация. Но была ли эта победа сенсацией для Израиля?
Следует отметить, что победу исламских сил предсказывали многие политологи, основываясь на результатах муниципальных выборов в Газе годом раньше, где подавляющее количество палестинцев отдали свои голоса за ХАМАС. Коррупция в палестинском правительстве, большинство в котором было представлено партией ФАТХ, отсутствие внятных перспектив развития Палестинской Автономии, грамотная социальная программа, активная работа с общественностью — все это сделало ХАМАС победителем на выборах. Но почему Израиль не сорвал эти выборы? Ведь один раз это уже было сделано — тогда хватило визита Шарона на Храмовую гору, что спровоцировало новую Интифаду и позволило властям «отложить» демократические процедуры до лучших времен. Но в 2005 г. израильтяне решили дать возможность палестинцам выбрать новую власть. Вряд ли израильское правительство расстроено войной между палестинцами — пули и бомбы летят не в израильтян. Значит, политические последствия победы ХАМАС в Палестине нельзя назвать негативными для Израиля.
Реакция наиболее значимых субъектов мирового сообщества — в лице США и Евросоюза, на успехи ХАМАС оказалась негативной. США и Евросоюз отказались признать правительство, сформированное членами организации, которая внесена в список террористических и в чьих лозунгах содержатся призывы к уничтожению Израиля. Европейцев и американцев понять можно, но их позиция обеспечила ХАМАС еще большую популярность, как в Палестине, так и во всем мусульманском мире. Если вас не признают США и Израиль, то это лучшая реклама вам и вашим делам на Ближнем Востоке. Но кроме признания есть еще более важный фактор, связанный с финансированием. США и Евросоюз заблокировали финансовую помощь Палестинской Автономии, что больно ударило по всем палестинцам.
Двое на одном стуле
Отверженные всем миром исламские силы Палестины нашли поддержку со стороны Ирана, который сегодня не жалеет сил и средств для обретения новых союзников в регионе.
Важной для ХАМАС оказалась и поддержка России, чья инициатива многими была расценена как укол в сторону США. В Дамаске, от одного из лидеров ХАМАС, Мусы Абу Марзука, стало известно, какие последствия имел визит палестинцев в Россию. Абу Марзук сказал, что признание Россией победы ХАМАС имело большое значение для партии и для всей Палестины, но посетовал на то, что не последовало дальнейшего активного развития этих отношений.
С другой стороны, проигравший ФАТХ осознавал, что без его участия Палестина не выйдет из кризиса. И возникла почти патовая ситуация — ХАМАС выиграл у ФАТХ, но воспользоваться плодами своей победы не может без участия ФАТХ. И все бы ничего — создать коалиционное правительство, но есть стратегически важные позиции, которые обе партии хотели бы занять. В палестинском кабинете министров вес имеют портфели премьер-министра, министра внутренних дел, министра иностранных дел и министра финансов — из-за них, собственно, и сцепились ФАТХ и ХАМАС. Выяснение отношений между палестинцами привели к кровопролитию, что повергло в уныние весь Ближний Восток. Вмешательство Саудовской Аравии привело палестинцев за стол переговоров в священную для всех мусульман Мекку, где 7 февраля 2007 г. состоялись переговоры между ФАТХ и ХАМАС. В результате был подписан договор о создании коалиционного правительства. Премьером остается ХАМАСовец Исмаил Хания, однако ключевые портфели достанутся «независимым» кандидатам. Семь портфелей получил ХАМАС (включая премьер-министра), шесть — ФАТХ.
Однако, двоевластие оказалось недолгим. Начавшиеся в апреле 2007 г. боевые действия свели результаты договоренностей к нулю.
Отказ обеих сторон признать главенство другой привели автономию к неизбежным в такой ситуации конфликтам. Учитывая огромное количество оружия на руках у населения, политические споры быстро переросли в вооруженное противостояние. Массовые вооруженные столкновения в секторе Газа начались в апреле 2006-го и с тех пор не прекращаются. Любые попытки сторон договориться и решить дело миром успеха не имели. Десятки перемирий, заключенных с той поры, соблюдались недолго. Забыв о «главном враге» палестинцы стреляли друг в друга, деля власть в Палестине.
Напомним, что формальным поводом для начала очередной серии боевых операций стало попадание в дом Исмаила Хании гранатометного снаряда. Явная провокация, от которой представители ФАТХ поспешили откреститься. Однако сторонников ФАТХ обвинили в попытке убийства премьера, после чего хамасовцы атаковали полицейские участки, штабы и опорные пункты, подконтрольные ФАТХ.
Парадокс, но боевые действия в Палестине рано или поздно приведут к стабилизации обстановки. Двоевластия не получилось, политический компромисс провалился, а значит, власть будет взята силой. И многое говорит о том, что ХАМАС в этом противостоянии окажется успешней. Таким образом, политическая легитимность будет подкреплена правом силы. Если не вмешаются внешние силы, ФАТХ, как политическая сила, будет отстранена от участия в политических процессах Палестины.
ФАТХ: от борьбы к сотрудничеству
С одной стороны, идея необходимости «освобождения Палестины» от «израильского оккупации» является одной из важных идеологических задач у большинства арабов. Но освобождение может быть и частичным — немало арабов, в том числе и палестинцев, признают право Израиля на существование — на их взгляд Израиль просто должен потесниться и дать палестинцам реализовать права на собственную государственность. В этом контексте обычно говорят о границах 1967 года, когда в ходе шестидневной войны Израиль захватил часть арабских территорий и установил полный контроль над Иерусалимом.
Таким образом, признание Израиля как государства на территории Палестины увязывается с решением территориальных споров и вопросом создания арабского палестинского государства. Это и есть умеренная позиция арабской стороны по поводу решения «ближневосточного конфликта». Сторонников этой идеи много и среди израильтян. Адепты «постсионизма» призывают к серьезным уступкам палестинцам и арабам — взамен на полноценный мир, дабы потом извлечь прибыли из экономических отношений: Израиль может дать арабам технологии, арабы Израилю — рабочую силу и нефть. Примером может стать Египет, который воевал с Израилем не менее пяти раз, но в итоге подписал мир в обмен на территории Синайского полуострова.
Позиция палестинской организации ФАТХ сегодня относится к «умеренной». Ведь бывший ее лидер и идейный отец всего палестинского сопротивления — Ясир Арафат, прошел непростой путь от открытого сопротивления израильским властям, до прямых переговоров со своими заклятыми врагами. В сентябре 1993 г. Арафат признал Израиль, в ответ израильское правительство признало Организацию Освобождения Палестины.
Договоренности в Осло в 1993 г. стали победой Ясира Арафата, выхлопотавшего для палестинцев Автономию, что явилось первым шагом к самостоятельному государству. Тогда казалось, что арабо-израильский конфликт, наконец, будет решен — вслед за палестинцами мир с Израилем подписала Иордания. Мировые средства массовой информации писали о том, что совершен исторический прорыв и проблемы отношений между арабами и израильтянами решены. Но, увы, не случилось.
Игры в самостоятельность
План Палестинской Автономии предусматривал создание государственного аппарата в классическом виде — президент, кабинет министров во главе с премьером, парламент. Первые выборы принесли победу партии Арафата, а сам вождь становится президентом Палестинской Автономии в 1996 г. Но ситуация в Палестинской Автономии была далека от стабильной — экономические и социальные проблемы позволяли силам исламской оппозиции критиковать власти, упрекая их с одной стороны в коррупции, в другой — в сговоре с Израилем.
Следующие выборы (2001 г.) не состоялись из-за Интифады аль-Акса, спровоцированной появлением Ариэля Шарона на территории священной для мусульман мечети Аль-Акса. Появление Шарона в этом месте многие считают провокацией, а последовавший за этим взрыв негодования палестинцев, вылившийся в полномасштабную Интифаду, по всей видимости, были спланированными действиями со стороны израильского руководства с целью отменить выборы в ПА и предотвратить ожидаемый сюрприз — победу исламских сил, чья популярность среди палестинцев была и остается крайне высокой.
Следующие выборы были вынужденными — после смерти Арафата Палестинская Автономия выбирала нового президента. В январе 2005 г. палестинский народ выбрал ближайшего сподвижника Арафата — Махмуда Абу Аббаса (Абу-Мазен), который по сегодняшний день выполняет президентские функции. Аббас смог стать президентом во многом благодаря авторитету Арафата, рядом с которым он находился много лет. Но политическим лидером, который бы смог заменить вождя палестинцев, Аббас стать не смог, ввиду отсутствия харизмы и четкой позиции. Но он устраивал израильское руководство благодаря своей умеренности и согласию придерживаться договоренностей Осло. Но наступил день выборов в палестинский парламент, который принес победу исламским силам Палестины.
ХАМАС: борьба и хозяйство
ХАМАС — как партия был создан на базе организации «Братья-мусульмане» на волне первой Интифады в 1987 г., которая стала первой крупномасштабной акцией неповиновения палестинских арабов израильскому режиму. Мусульмане Палестины стали конкурентами блоку ООП, где лидирующие позиции занимал ветеран палестинского освобождения — ФАТХ. В ходе Интифады ХАМАС предлагал более жесткие и последовательные меры борьбы с израильской оккупацией, что импонировало молодежи, составляющей подавляющее большинство в Палестинской автономии. Но это же маргинализировало исламское движение в глазах мировой общественности, и, важнее всего — в глазах основных участников урегулирования арабо-израильского конфликта. ХАМАС был внесен в списки террористических организаций во многих странах мира. Российская Федерация, принявшая представителей ХАМАС на официальном уровне, ясно показало свое положительное отношение к представителям большинства парламента Палестины.
Сегодня ХАМАС жертвует большое количество средств из своего ежегодного бюджета, оцениваемого в 70 млн. долларов на обширную сеть социальных услуг. Он финансирует школы, приюты, мечети, медицинские клиники, бесплатные столовые и спортивные клубы. Есть данные, что едва ли не 80% деятельности ХАМАС приходилось на социальную, культурную и образовательную сферы. Прежнее палестинское правительство часто демонстрировало свою некомпетентность в обеспечении подобных услуг — успехи ХАМАС в этой области в достаточной степени объясняют его популярность.
Аналитический отдел «НМ» |