Чокан Чингисович Валиханов (полное имя Мухаммед-Ханафия, Чокан прозвище, данное матерью) первый казахский ученый, просветитель, историк, этнограф, путешественник и дипломат, родился в ноябре 1835 года в крепости Кушмурун (ныне Семиозерный район Кустанайской области Казахстана) в семье прорусски ориентированного внука хана Аблая Чингиса.
Детство его прошло в степи, среди народа. Чокан выучился читать в 4 года и рано пошел в построенную отцом Кушмурунскую частную школу. Здесь он изучал арабский язык, знакомился с восточной поэзией и литературой, учился рисованию. Последнее занятие было его неподдельной страстью, и сохранившиеся зарисовки Чокана говорят о том, что в нем жил большой талант художника.
С детства юный Чокан наблюдал степные междоусобицы и политические разногласия между родами, овладевал приемами восточной беседы, когда «сказано все и не выдано ничего». Отец и дядя готовили его к тому, чтобы в будущем он стал видным степным политиком. Тогда в крепости Кушмурун подолгу работали русские военные топографы. Они обучали Чокана рисованию карандашом, тушью и акварелью, брали с собой на археологические раскопки. Отец Чингис с малых лет привлекал сына к сбору материалов, касающихся казахских легенд и преданий, постепенно вовлекал его в круг высокообразованных русских ученых, инженеров и офицеров. К отцу Чокана царская администрация была весьма благосклонна, о чем свидетельствует назначение его старшим султаном одного из округов и присвоение ему чина полковника. Он был очень образованным человеком и активно содействовал русским ученым в изучении фольклора и быта казахов.
Годы наиболее интенсивного становления личности Чокана связаны с учебой в Омском кадетском корпусе (1847—1853), в котором он обучался с 12-ти лет. В то время это учебное заведение было для азиатской части России своего рода Царскосельским лицеем. Из его стен вышло множество видных ученых, революционеров и общественных деятелей. Здесь преподавали словесник-востоковед Н.Ф.Костылецкий, историк П.В.Гонсевский и другие. Чокан делал большие успехи и уже в 14 лет ему прочили успешную карьеру ученого. Его ближайший друг Григорий Потанин, ставший впоследствии известным географом, вспоминал, что постепенно весь эскадрон стал обращаться к Валиханову за советом в делах тонких и щепетильных, особенно в вопросах чести. Никто лучше него не мог рассудить спорщиков и дать правильный совет.
С годами вокруг молодого Чокана сложился определенный круг общения, включавший как его наставников, так и однокашников в лице ориенталиста Н. Ф. Костылецкого, историка П. В. Гонсевского, публициста, исследователя истории народов Сибири и Казахстана Н. М. Ядринцева, выдающегося географа Г. Н. Потанина, Н. Ф. Анненского и других. Впоследствии в этот круг вошли такие выдающиеся деятели как петрашевец С. В. Дуров, П. П. Семенов-Тянь-Шанский, Е. П. Ковалевский, Ф. М. Достоевский. Последний писал в одном из своих писем к Чокану: «Я Вам объявляю без церемоний, что я в Вас влюбился.... Я Вас так люблю, что мечтаю о Вас и о судьбе Вашей по целым дням».
После учебы в кадетском корпусе Чокан стал человеком, в котором были посеяны семена русской и современной европейской передовой культуры, науки и искусства. Вскоре он был произведен в корнеты армейской кавалерии, став российским офицером и чиновником. Русский военный мундир с тех пор он носил всю жизнь. В 1853 году корнет Валиханов поступил на службу в Сибирское линейное казачье войско в должность адъютанта командира Отдельного сибирского корпуса под командованием генерал-губернатора Г. Х. Гасфорта. В его обязанности входило составление бумаг и работа историографом с правом доступа в хранилище тайн русской политики в Азии, так называемый «Омский архив».
Дальнейшая карьера Чокана была предопределена семейной традицией и полученным образованием: он — российский офицер, разведчик, дипломат и чиновник, исполняющий различные поручения царской администрации. Но есть данные, что в этой среде он всегда чувствовал себя «инородцем», так как не мог согласиться с притеснением и унижением своего народа, подвергавшегося беспредельному произволу со стороны самого последнего русского чиновника, жандармов и их местных прислужников. Внутренний протест в нем все возрастал.
Единственный способ остаться человеком — «посвятить себя нейтральному делу» — науке и литературному творчеству — решает Чокан. Уже в кадетском корпусе у него зародилась страсть к путешествиям и мечта «открыть миру неизведанную Азию». Мечте было суждено осуществиться, но в более глубоком смысле, чем предполагал юный Чокан: он не только исследовал и описал неизведанные европейской науке места как географ и путешественник, он приоткрыл завесу над самым центром Азии — человеком, его историей, образом мыслей и чувств.
Весной 1856 года Валиханов отправляется в служебную командировку в Семипалатинск и далее в отряд подполковника Хоментовского, чтобы принять участие в разборе споров между киргизскими (в 19 в. так называли казахов) начальниками родов Старшего жуза. Во время своей поездки он ведет путевой дневник на русском языке, в котором впервые проявляются особенности его манеры ведения путевых заметок. Описания природы, флоры и фауны — типичный жанр для естествоиспытателя, отходят на второй план, чтобы уделить главное внимание человеку и образу жизни народов Азии, их прошлому и настоящему. В его дневниках ярко проявилась личность передового казаха, получившего европейское образование и воспринявшего лучшие идеи своего времени. Его записи дополняли зарисовки, топографически точные карты и схемы перевалов, торговых путей, рек с притоками и т.д.
По возвращении в Семипалатинск Валиханов знакомится с путешественником и исследователем П.П.Семеновым (Семеновым-Тянь-Шаньским), создателем знаменитой школы русских путешественников — исследователей Азии. Он обменивается с ним своими изысканиями и планами. В частности, Валиханов для ведения географических и этнографических исследований предлагает послать себя в качестве купца в крупный азиатский торговый город. 21 февраля 1857 года на общем собрании Императорского Русского географического общества он был принят в него по рекомендации Семенова в качестве действительного члена.
Валиханов продолжает работать над материалами, привезенными из экспедиций на Иссык-Куль и в Кульджу, начинает писать свои очерки о киргизах (казахах) — об их истории, общественном родовом устройстве, нравах и обычаях, мифах и легендах. Многие исследователи считают, что его работы по этногенезу опередили свое время.
Ему удалось первым записать и перевести на русский язык часть героического киргизского эпоса Манас — Смерть Кукотай-хана и его поминки, им также была записана народная эпическая поэма Козы-Корпеш и Баян-сулу. Интересны суждения Валиханова об особенностях импровизаторского искусства акынов, видах песен, ритмике казахского стиха. Валиханов был и первым казахским художником — сохранилось большое количество его этнографически точных жанровых, портретных и пейзажных зарисовок, известны его акварели и рисунки, выполненные в академическом стиле — «Казахи Большой Орды», «Сартай из рода Сары Багиш» и другие.
По совету Семенова Гасфорт направляет Валиханова в торговый город Кашгар на границе с Китаем, для этого 28 июня 1858 года он присоединяется к семипалатинскому каравану. Под видом мусульманского купца проходит через Тянь-Шань, живет в Кашгаре, собирая материалы по этнографии Восточного Туркестана и истории Алтышара. За время почти годовой экспедиции Валиханов по обрывкам разговоров, по клочкам сведений из семейных преданий и воспоминаний воспроизводит жизнь этого района, ранее недоступного европейским исследователям. Как уроженец Азии, знающий восточные языки, он свободно чувствует себя там, куда русские и европейские путешественники не получили бы доступа. Поскольку у него не всегда была возможность делать записи, многие сведения он хранил в памяти. 13 июля 1859 года Гасфорт отправил рапорт министру иностранных дел А.М.Горчакову о том, что поручик Валиханов благополучно вернулся из экспедиции в Кашгар.
По возвращении ему предстояло поправить здоровье (у него была предрасположенность к чахотке) и сделать отчет о поездке в петербургском Азиатском департаменте с личными пояснениями. Однако составление отчета растянулось на год — вместо казенного доклада он написал отчет в свободной манере, свойственной тогдашней прогрессивной публицистике. 27 января 1860 года Гасфорт уведомляет письмом в Петербург, что высылает отчет поручика Валиханова и вслед за ним отправляет самого автора.
В мае 1860 года Валиханов делает сообщение на заседании Русского географического общества о своем путешествии в Кашгар. В первом и втором томах Записок Русского географического общества весной 1861-го были опубликованы его «Очерки Джунгарии» с рисунками автора (Джунгария — Семиреченский и Заилийский края Семипалатинской области и часть Илийской провинции Китая), а также его основные работы, посвященные истории и культуре Средней Азии и Востока, в том числе «О мусульманстве в степи», «Киргизское родословие», «О кочевках киргиз», «Предания и легенды большой Киргиз-Кайсацкой орды» и другие.
«В воздаяние отлично-усердной и ревностной службы состоящего по армейской кавалерии поручика султана Чокана Валиханова, оказанной им при исполнении возложенного на него осмотра некоторых из пограничных среднеазиатских владений, сопряженного с усиленными трудами, лишениями и опасностями...», он был произведен в штабс-ротмистры и награжден орденом Святого Владимира.
В Петербурге за ним закрепляется слава отважного путешественника, помощника Семенова-Тянь-Шаньского, открывшего европейской науке тайны Средней Азии. В столице он руководит составлением карт Средней Азии и Туркестана, посещает некоторые лекции восточного факультета университета, продолжает работать над очерками по истории и этнографии киргизов, начатыми в Омске. Живя в Петербурге в 1860—1861 годах, он ближе знакомится с идеями русских революционных демократов, общается и дружит со многими представителями передовой демократической интеллигенции — Ф.М.Достоевским, Г.Н.Потаниным, И.Н.Березиным, А.В.Васильевым, А.Н.Бекетовым.
Весной 1861-го Валиханов уезжает на родину, т.к. петербургский климат плохо действует на его здоровье. Через год он был выбран на должность старшего султана Атбасарского округа. В последние годы жизни занимался административной деятельностью, работал в комиссии по судебной реформе, составлял сведения об освободительном движении народов Восточного Туркестана.
10 апреля 1865 года, не дожив до 30 лет, Чокан Валиханов скончался от туберкулеза в ауле Тезека в урочище Кочен-Таган в местности, называемой Алтын-Эмель (ныне Талды-Курганская область Казахстана). Здесь в 1985 году в день его 150-ти летия был установлен мемориальный комплекс.
По предложению Русского географического общества, в 1867 году было принято решение о полном издании рукописей Валиханова. Собрание его сочинений вышло в свет в 1904-ом под редакцией профессора Н.И.Веселовского, полностью заняв XXIX тома Записок Императорского Русского географического общества по отделению этнографии. Наследие Валиханова составили ценные исследования по истории и культуре народов Средней Азии, Казахстана и Западного Китая. В 1961—1972 вышло пятитомное Собрание сочинений Валиханова под редакцией А.Х.Маргулана.
Многие русские выдающиеся путешественники — Семенов-Тян-Шаньский, А.Ф.Голубев, М.И.Венюков, полковник Генерального штаба А.Н.Куропаткин высоко оценивали значение открытий Валиханова. Его идеи были развиты впоследствии и в евразийской концепции Л.И.Гумилева.
Годы деятельности Валиханова совпали с исторически значимым периодом жизни казахского народа — казахи всех жузов завершали свое вхождение в состав России и воссоединялись в один народ.
Оставаясь идеалистом в понимании общественной жизни, Валиханов осуждал произвол казахских феодалов и колонизаторскую политику царизма, в то же время высказывался в пользу приобщения казахов к русской культуре, за их переход к оседлости и земледелию. Он считал, что правительственные реформы могут содействовать переустройству жизни кочевых аулов. Валиханов полагал, что благодаря передовым силам России, у входящих в нее народностей есть возможность яснее осознать ценность культуры своего народа, возможности его развития в будущем.
В 1969 году в Алма-Ате, напротив главного здания Академии наук Казахстана, установлен памятник Чокану Валиханову. |