Несмотря на то, что официальной столицей Израиль давно уже объявляет Иерусалим, все зарубежные посольства и представительства, включая американские, располагаются в районе Тель-Авива. И хотя несколько лет назад Конгресс США уже принимал решение о переносе своего посольства из Тель-Авива в Иерусалим, президент США, сталкиваясь с протестом со стороны арабских стран, постоянно оттягивал дату реализации инициативы конгрессменов. Недавно глава госдепартамента США Кондолиза Райс даже намекнула, что ее страна не признает Иерусалим израильской столицей, пока израильтяне и палестинцы не определят окончательные границы для двух государств.
Однако на днях Конгресс США сделал очередной шаг к признанию Святого города «единственной и неделимой столицей еврейского государства». Согласно новому административному закону, любой американский гражданин, родившийся в Восточном Иерусалиме, автоматически регистрируется в качестве уроженца Израиля.
До сих пор в этом вопросе не было никаких четких правил. Американское консульство рассматривало каждый конкретный случай. Местом рождения мог стать как Израиль, так и Палестина, если на том настаивали родители ребенка и у консула не было никаких веских причин им отказать.
“Речь идет о свежем подходе со стороны американской администрации, — говорят дипломатические источники в Иерусалиме. — Значение такого шага заключается в том, что люди, родившиеся, например, в Рамоте, официально признаются лицами, родившимися на суверенной территории государства Израиль”.
Демократы в Конгрессе ищут любой удобный повод, чтобы насолить республиканской администрации Буша. Тем более, что влиятельное еврейское лобби в Америке, как раз и поддерживает в основном демократическую партию.
Но сегодня американские предвыборные игры (в 2008 году Америка выбирает Президента) могут дорого стоить.
Этот «свежий подход» уже вызвал возмущение многих арабских государств. И ничем, кроме как попыткой подбросить дров и в без того незатухающий ближневосточный костер, объяснить решение конгрессменов нельзя.
Саудовские маневры
Именно «проблема Иерусалима» позволила Саудовской Аравии занять заметное место в мусульманском мире.
Конечно, лидерство Саудовской Аравии во многом объясняется и тем, что на территории этой страны находятся Мекка и Медина, а ее король обладает титулом «хранителя двух святынь». К тому же моральный авторитет подкрепляется финансовой мощью Саудии и ее достаточно весомым экономическим потенциалом.
Однако еще в середине прошлого века все попытки саудитов объединить мусульман под своим руководством натыкались на противодействие Египта, Сирии, Ливии, ряда других государств. Президент ОАР (так тогда назывался Египет) Гамаль Абдель-Насер, не без оснований считал, что идея Эр-Рияда о создании исламского пакта нацелена на образование проимпериалистического и проамериканского блока, «на который наденут тюрбан».
Ситуация изменилась после поражения Объединенной Арабской Республики и Сирии в Шестидневной войне 1967 года, когда Каир и Дамаск стали остро нуждаться в поддержке консервативных государств, прежде всего Садовской Аравии. Эр-Рияд в свою очередь использовал создавшуюся обстановку, чтобы, акцентировав необходимость сотрудничества мусульман для защиты «священных ценностей религии и в первую очередь Иерусалима», вернуться к идее создания под своей эгидой исламской межправительственной организации. В 1969 году в Рабате была созвана Первая конференция глав государств и правительств мусульманских стран, за которой последовало проведение в марте и декабре 1970 года I и II совещаний министров иностранных дел и учреждение в мае 1971 года Организации «Исламская конференция» (ОИК). Сам факт ее создания продемонстрировал, что исламский фактор начал играть заметную роль в международных отношениях.
И на первое место ставился вопрос о Иерусалиме, рассматривавшийся как центральное звено палестинской проблемы, а та в свою очередь - как центральное звено ближневосточного урегулирования в целом.
Уже в решениях рабатского саммита было зафиксировано, что мусульманские страны «отвергают любое решение палестинского вопроса, которое не будет включать возвращение Иерусалиму статуса, существовавшего до 1967 года». В сформулированной на II совещании в Лахоре в феврале 1974 года позиции «Исламской конференции» уход Израиля из Иерусалима характеризовался как «основополагающая и неизменная предпосылка длительного мира на Ближнем Востоке», а о восстановлении национальных прав палестинцев говорилось как о «существенном и основном условии разрешения ближневосточной проблемы». Мусульманские государства взяли на себя обязательство «вести джихад всеми находящимися у нас средствами во имя освобождения Иерусалима и всех оккупированных территорий». Важное значение имела договоренность о координации странами - членами ОИК своей линии в Организации Объединенных Наций при обсуждении там ближневосточной тематики, что в значительной мере предопределило принятие Генеральной Ассамблеей резолюций, требовавших вывода израильских войск с оккупированных арабских территорий и реализации права палестинского народа на создание собственного государства.
Принятые в Мекке, а затем в ходе следующих совещаний решения были выдержаны в том же ключе.
Качественный сдвиг в позиции ОИК наступил с изменением линии Эр-Рияда. В феврале 2002 года тогда еще наследный принц Саудовской Аравии Абдалла бен Абд аль-Азиз обнародовал «План мира на Ближнем Востоке», предусматривавший признание арабскими государствами Израиля, подписание с ним мирных договоров и установление дипломатических отношений при условии вывода им своих войск с оккупированных территорий, признания Палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме и решения проблемы беженцев. В марте 2002 года этот план под названием «Арабская мирная инициатива» был одобрен в Бейруте XIV сессией Совета Лиги арабских государств на высшем уровне, а в апреле того же года - XI чрезвычайным совещанием министров иностранных дел стран - членов ОИК. Этот план продолжает оставаться в силе, что было подтверждено последним межарабским саммитом в Эр-Рияде в марте нынешнего года. При этом саудовцы добились очередного дипломатического успеха - в ходе состоявшейся тогда беседы король Абдалла убедил прибывшего в саудовскую столицу президента Ирана Махмуда Ахмадинежада поддержать арабскую инициативу.
Таким образом, пока не решена проблема Иерусалима, Саудовская Аравия, объявляя себя главным защитником «священного города», успешно маневрирует и сохраняет лидерство в исламском мире. После решения проблемы на авансцену могут выйти другие исламские государства. |