Официальное название стандарта — «Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан». Меня могут спросить: в чем же повод для статьи, что особенного в стандарте, коих за годы независимости было принято великое множество? Отвечаю, поводом является то, что данный стандарт впервые в истории Республики и всего центрально-азиатского региона включил в себя новую специальность — теологию, причем по двум профилям: исламская и христианская (православная) теология. Об этом поистине историческом событии нам любезно согласился рассказать его инициатор, профессор Марат Сарсенбаев.
— Марат Агибаевич, что же все-таки значит — общеобязательный стандарт образования по специальности исламская теология?
— Это значит, что с нового учебного года на базе кафедры религиоведения, на факультете политологии и философии КазНУ будет открыта новая специализация, готовящая специалистов-теологов, которые наряду с высшим светским образованием, будут обладать глубокими знаниями Ислама. Приведу лишь часть дисциплин, которые будут преподаваться: корановедение, философия Ислама, история мировых религий и древних верований, история Ислама и история жизни пророка Мухаммеда, , исламская этика и нравственность, исламская эстетика и искусство, Ислам и наука, исламское право и т. д.
— Наверняка специалисты такого профиля будут широко востребованы. В какие организации, прежде всего, они пойдут работать?
— Данный специалист, получивший высшее светское образование и одновременно знающий Ислам на таком высоком уровне, несомненно, будет востребован. Перед ним будут открыты широчайшие возможности. Судите сами. Он сможет быть муфтием или имамом, может быть экспертом или консультантом, в компетенции которого все исламские науки. Таких специалистов сегодня с нетерпением ждут в департаментах внутренней политики акиматов областей и городов, в комитетах по делам религии и отделах Минюста, в отделах по борьбе с религиозным экстремизмом КНБ и МВД, в парламенте и аппарате президента, в учебных заведениях и т. д.
Будучи экспертом-теологом, такой специалист сможет проверять и регламентировать деятельность тех или иных учебных заведений с религиозным уклоном. Особенно трудно переоценить их будущий вклад в дело борьбы с незаконными псевдорелигиозными образованиями и сектами.
Я бы образно назвал таких специалистов «двукрылыми», одно крыло – высшее светское образование, второе – углубленное знание Ислама, духовное знание.
Конечно, в некоторых структурах и сегодня имеются специалисты схожего профиля, но это не тот уровень, поскольку у них за плечами всего лишь «религиоведение». А чем могут ведать такие работники? Только сторонним, поверхностным и общим, на уровне ознакомления, знанием о тех или иных религиозных конфессиях. А что нам дает теология? Теология как наука о Боге, позволяет изучать, открывать религию изнутри, от самых корней. Чувствуйете разницу?
— Я знаю, что сегодняшнему радостному событию предшествовали долгих три года, в течение которых Вы шли к намеченной цели. А с чего все начиналось?
— Как водится, с идеи, которая, в свою очередь, родилась из возрастающей тревоги за состояние современного образования. Потом был поиск единомышленников и всесторонний анализ вопроса. Так я познакомился с академиком Гарифуллой Есимом, с которым мы стали ходить по инстанциям. Благодаря заслуженному авторитету известного академика и убедительности приводимых нами доводов, со стороны государственных органов наше предложение нашло встречное понимание и одобрение. Правда, не сразу. Уже трудно вспомнить, сколько было дебатов, выступлений и жарких споров на самых разных уровнях государственного управления. С целью изучения передового мирового опыта мы побывали в Москве, Казани, Малайзии, провели сотню встреч и переговоров. За три года была проведена огромная работа, накоплен полезный опыт.
— Практическое воплощение Вашего проекта трудно представить без высококвалифицированного преподавательского состава, причем новой формации. Где взять таких учителей?
— Да, действительно, без мощного преподавательского актива невозможна реализация поставленных задач и поэтому мы стали думать об этом в первую очередь. Я уже говорил, что новая специальность будет открыта на базе кафедры религиоведения КазНУ — ведущего ВУЗа страны, главной и лучшей преподавательской «кузницы». Это значит, что мы сможем мобилизовать лучших педагогов из состава кафедры и после повышения квалификации, доверить им обучение будущих студентов.
На сегодняшний день уже сформирована первая группа преподавателей, которая во главе с Гарифуллой Есимом скоро отправится на учебу в Казань, в Российский Исламский Университет, где в течение месяца будет получать необходимые знания. Надо сказать, что это не простые люди. О таких говорят: дашь им одну книгу, изучат десять. Дашь десять, изучат сто.
Как раз после беседы с вами еду в халялный ресторан, куда пригласил будущих исламоведов, чтобы перед отъездом в торжественной обстановке вручить им билеты и пожелать доброго пути. Кроме этого, планируем приглашать специалистов из России, в частности из Татарстана. Так что, думаю, вопрос с преподавателями будет решен успешно.
— Какие учебные заведения, кроме КазНУ, смогут открыть у себя факультет теологии?
— Поскольку этот стандарт разрабатывался в стенах КазНУ, то, разумеется, полномочия по дальнейшему лицензированию и передаче прав на преподавание этого предмета в других учебных заведениях будут закреплены за ним. А это вовсе не означает, что другие институты не смогут осваивать новую дисциплину. Например, уже сегодня большая заинтересованность есть со стороны Евразийского Университета, который собирается получить это право и лицензию. В принципе, любое учебное заведение, как крупное столичное, так и небольшое региональное в состоянии преподавать у себя теологию. Это удобно для будущих студентов, которые живут в разных уголках Казахстана.
— Меня приятно удивило то, что Вы, являясь мусульманином, помимо исламского профиля в конфессиональной подготовке будущих теологов, инициировали и разработали большой блок православных дисциплин. Что подвигло Вас на это?
— Хотелось бы поправить, я не разработчик, а идейный вдохновитель и руководитель авторского коллектива. А его непосредственной разработкой занимался декан факультета политологии и философии КазНУ, многоуважаемый Гарифолла Есим.
Я как мусульманин и патриот, конечно, не мог обойти стороной важнейший для государства вопрос межконфессионального согласия. Как известно, православие — вторая по величине конфессия в Казахстане и получение фундаментальных знаний об этой религии посредством глубокого изучения дисциплин христиановедения будет только способствовать укреплению мира и понимания между нами.
Внедрение образовательного стандарта «христианская теология» было продиктовано, во-первых, моим огромным желанием поддержать миротворческие инициативы Нурсултана Абишевича в вопросе межрелигиозного диалога. Во-вторых, хотелось на деле показать прогрессивный, новаторский и миролюбивый характер мусульман Казахстана, смотрящих далеко в будущее. Необходимо отметить, что в этом деле мне активно помогали председатель республиканского движения «Ак Орда», генерал Кайрат Сатыбалды, заместитель председателя КНБ РК Нариманов Максут Ануарбекович и председатель ДУМК Абсаттар кажи Дербисали.
— Было ли понимание со стороны официального духовенства православной епархии Казахстана?
— Разумеется. Все это время мы работали в тесном контакте с митрополитом Астанайским и Алматинским Мефодием. Надо сказать, что, будучи человеком умным и дальновидным, владыка с самого начала выражал нам доверие и заинтересованность. Искренне радовался первым положительным результатам этого благого начинания.
Вопрос доверия здесь не случайный. Отдавая себе полный отчет в серьезности дела, мы решили не изобретать велосипед, а взяли уже «обкатанный» в России опыт и стали внедрять его в Казахстане.
Уверены, что наша инициатива только укрепит добрососедские отношения между мусульманами и православными Казахстана.
— Оглядываясь назад, что особенно хотелось бы вспомнить? Кто помогал? Кто противостоял?
— Сегодня, когда цель достигнута, и радость переполняет сердце, не хотелось бы вспоминать о плохом, хотя, конечно, трудности были. Если рассказать в двух словах, то непонимание, а порой и явное противостояние исходило от тех людей, которым слишком дороги их теплые места, которые не хотят перемен и бояться потерять власть, власть над умами и сердцами верующих людей. Сопротивление таких людей можно легко объяснить. Их просто не устраивает, что через некоторое время, благодаря новым образовательным стандартам, им на смену могут прийти яркие, образованные и по-настоящему востребованные специалисты. Но это сейчас не главное. Главное то, что людей, искренне согласных с необходимостью обновлений в системе образования, гораздо больше. Главное, что стандарт утвержден и работает.
Таир АДИЛОВ |