Исследуя вопросы связанные с появлением, становлением и состоянием Ислама в Казахстане, сталкиваешься с рядом вопросов, ответы на которые находишь изучая Мировую Историю.
Если отталкиваться от религиозно-реформаторской политики казахских ханов XIV века, благодаря которой Степь Кыпчакская окончательно стала мусульманской, получается, что в эпоху центральной фигуры в истории страны - Аблай-хана казахи уже 500 лет, как были интегрированы в Ислам, со всеми вытекающими из этого последствиями. До прихода монотеизма в казахской степи господствовал языческий культ – тенгрианство. На юге тюркского мира Ислам и арабская культура получили распространение и утвердились к XI - XII векам. На севере ислам стал распространяться лишь к концу XIV века, когда он был принят как государственная религия великим ханом Золотой Орды Узбеком.
Известно, что на специфику религиозной ситуации в Казахстане наибольшее влияние оказали факторы, корни которых, так или иначе, растут из особенностей исторического развития нашего государства. Первый фактор связан с тем, что ислам на землях, которые ныне входят в состав Казахстана, полноценно укоренился значительно позднее, чем это произошло на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке. В большей степени укреплению позиций ислама способствовало принятие мусульманства Золотой Ордой. Тем не менее, в многочисленных сочинениях современников той эпохи без особого труда можно отыскать свидетельства о том, что казахи на протяжении всей своей истории не выказывали особого религиозного рвения.
В этом же направлении работал и второй фактор — географический. Казахстан оказался глубокой «периферией ислама». Регион не мог выступать как форпост дальнейшей экспансии ислама в другие земли, что снижало его значимость для ортодоксов. Россия, с которой на севере граничил Казахстан, не могла рассматриваться в качестве объекта такой экспансии, поскольку, в частности, именно оттуда решением царских властей для реализации их политики в Казахстан направлялись кадры исламского духовенства из числа подданных — татар. В этих условиях процессы внутри исламской уммы на периферии неизбежно теряли свою креативность. При этом, естественно, что здесь Ислам сочетался с доисламскими культами, например тенгрианством (названным от имени духа неба — Тенгри). Во времена мрачного средневековья казахами почитались духи земли — Жер ана и воды — Су ана, а также культы покровителей огня и скота. Святым местам кочевники - язычники приносили жертвы.
Казахи исповедуют ислам ханафитского мазхаба, считающегося вполне умеренным. Наиболее известным исламским центром является город Туркестан на юге Казахстана. До января 1990 года мусульманские общины Казахстана подчинялись Духовному управлению мусульман Средней Азии и Казахстана в Ташкенте, затем было создано Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК).
Подавляющее большинство мусульманского населения Казахстана и по настоящее время мало образовано в религиозном плане, включая и мулл. Хотя в Казахстане действует Исламский университет, среднее мусульманское образование дается в медресе, открытых в Мерке, селении Луговое, Таразе, Шымкенте, Алматы. При многих мечетях открыты курсы, дающие начальное духовное образование.
Ни в коем мере не желая оскорблять чувства верующих мусульман страны, необходимо понять, что, только признав правду в области просветительства исламской религии и общества в целом, мы можем добиться нужных результатов.
К сожалению, и в этом направлении у нас не все в порядке… Становится обидно, когда по всей республике строится огромное количество мечетей, по некоторым данным, их сейчас более 5 тысяч, из них около 1 тысяч официально зарегистрированных. Но создается впечатление, что они построены для вида и почти пустуют, по разным причинам. Вместе с тем, на юге Казахстана мусульманские религиозные деятели выражают беспокойство в связи с жесткими действиями правительства, якобы по искоренению исламского радикализма и это доходит до абсурда.
Так, с 1 декабря в ЮКО началась аттестация имамов мечетей региона, которую проводят представители Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК). На своеобразном экзамене священнослужители должны ответить на вопросы, касающиеся канонов ислама, а также признаться, какому религиозному направлению они отдают предпочтение.
Представители ДУМК заявляют, что в последнее время в стране стало появляться слишком много новых мечетей, и их настоятели не всегда имеют достаточную подготовку в области исламской религии.
«К сожалению, у Духовного управления немало претензий к имамам, которые не имеют даже среднего образования», — заявил пресс-секретарь областного имама Абдулла Бахадыр.
Аттестация имамов явно преследует иные цели, нежели просто проверить знание служителями культа канонов ислама. Например, в ходе аттестации имамов спрашивают, какому из учений суннитского ислама они отдают предпочтение. Правильный ответ — «Ханафи». Это учение наиболее распространено в государствах Центральной Азии. Если имам называет иное учение, это может свидетельствовать о влиянии на него зарубежных исламских течений.
Те экономические успехи, которые были достигнуты Казахстаном за последние годы, не могут быть стопроцентной гарантией, страхующей республику от активизации исламского фактора. Но включение Казахстана в мировые и региональные процессы только усиливает риски. Это, кстати, улавливают социологические исследования. Так, масштабные опросы, проводимые независимым экспертом В. Д. Курганской, фиксируют, что вероятность распространения религиозного экстремизма сегодня отмечают лишь менее трети опрошенных респондентов. Но ведь в период активизации событий рядом с южными границами Казахстана — в 2001 году этот показатель достигал почти половины опрошенных — 45%. То есть ситуация нестабильна и не во всем зависит от воли казахстанских властей. Экстремистскую же исламскую литературу спецслужбы Казахстана изымают почти во всех регионах республики.
Гипотетическую (пока) угрозу представляют и варианты, когда к Исламу, как к мощному ресурсу идеологической и политической мобилизации населения, захотят обратиться те казахстанские политики, которые в будущем могут схлестнуться в отчаянной борьбе за верховную власть. Ведь ислам в критические моменты может дать то, чего в таких ситуациях не способны дать ни административный, ни медийный, ни финансовый ресурсы. Использовать этот фактор вполне вероятно захотят возжелать многие. И такие варианты, тоже, вероятно, уже просчитываются казахстанскими и зарубежными политиками.
Так что ислам еще может оказаться в центре политических коллизий даже в такой внешне благополучной стране Центральной Азии, каковым кажется нынешний Казахстан.
А распространению экстремистских настроений в Казахстане подталкивает незнание канонов ислама и общая необразованность молодежи республики в целом, в следствии чего они с легкостью попадают в сети «слишком образованных учителей» и экстремистов. |