Женщина — американка с африканскими корнями, являясь священником, приняла Ислам, но продолжает исповедовать Христианство.
Урожденная Энн Холмс Реддинг родилась в Пенсильвании, в семье интеллектуалов, принадлежавших местному истеблишменту. Ее отец был адвокатом, а мама — научным сотрудником. Энн была старшей из трех сестер.
Хотя ее родители и не были особенно религиозными, Энн в детстве была крещена и регулярно посещала воскресную школу епископальной церкви. С самого детства она чувствовала тесную внутреннюю связь с Богом. Она пережила расизм в школе, но, несмотря на трудности, окончила университет Брауна, получила магистрскую степень двух семинарий. Затем она защитила докторскую диссертацию по Новому Завету в Объединенной Теологической семинарии в Нью-Йорке. Почувствовав призвание к священству, она была рукоположена в 1984 году.
В пятничный день, который в исламе считается праздничным, после полудня, Энн Холмс Реддинг одевает на голову хиджаб и идет на коллективную молитву вместе с группой мусульман из района Форрест-Хилл. А по воскресеньям преподобная Реддинг одевает колоратку служителя епископальной церкви. Она соблюдает правила обеих религий, потому что, по ее собственным словам, является одновременно и мусульманкой, и христианкой.
Новаторша Реддинг, бывшая до последнего времени руководителем формационных программ при епископальном соборе Св. Марка, является священнослужителем уже довольно долгое время — больше 20 лет. Сегодня она уже морально готова признаться пастве, что уже 15 месяцев назад приняла Ислам, после того, как открыла для себя всю глубину и мощь мусульманской молитвы — намаза. Ее заявление вызвало шок, бурю эмоций и множество вопросов, главный из которых: можно ли быть одновременно христианином и мусульманином? Ученые-теологи пребывают в глубоком раздумье над этой, мягко говоря, непростой ситуацией. Одни считают, что в зависимости от того, как интерпретировать положения этих двух совершенно разных религий и найти что-то общее между ними, подобный симбиоз вполне имеет право на существование. Другие полагают, что обе религии несовместимы друг с другом.
«И в Исламе, и в христианстве есть очень и очень отличающиеся друг от друга положения, — говорит доктор Курт Фридериксон, доктор постдипломных программ для пасторов в теологической семинарии Фуллера в Пасадене, штат Калифорния, — и самое щекотливое и неоднозначное среди таких противоречий — это вопрос об Иисусе». Христианство называет Иисуса Сыном Божьим. Мусульмане же почитают Иисуса как пророка и посланника, отрицая в нем наличие божественного начала.
«Я не думаю, что возможно соединить обе эти религии, — считает Фридериксон, — это все равно, что сразу можно быть и республиканцем, и демократом». Но мисс Реддинг, которая в скором времени будет преподавателем Нового Завета в университете Сиэтла, приводит иные доказательства и аналогии. «Я и христианка, и мусульманка, подобно тому, как я одновременно афроамериканка и женщина. На 100 % я являюсь ими обеими».
При всем этом, Реддинг не считает себя обязанной устранить все эти противоречия, так как она не ставит перед собой такую цель. «Главное, что я поняла — эти, по сути две разные религии, совместимы. Это единственное, что я хотела найти. В этом заключается их высшее понимание. Больше мне ничего не надо».
«Мой выбор — это не результат рационального мышления, — продолжает она, — все, что произошло — это зов сердца и глубоко верующей души, к этому призывает и мое самосознание. Я не могу не быть мусульманкой, так как это — часть моей души».
То, что произошло с Реддинг, совершенно уникально по своей природе и является первичным случаем совмещения двух религий в одном человеке. В мире такому явлению пока нет аналогов. Последнее слово — за местным епископом. Ему предстоит решить вопрос о дальнейшем пребывании Реддинг, в должности священнослужителя.
Руководитель Реддинг, Его высокопреподобие Винсент Уорнер, не только разделяет точку зрения своей подопечной, но и поддерживает ее, считая, что подобный межрелигиозный симбиоз вполне приемлем в нашей жизни.
Некоторые местные мусульманские лидеры также пребывают в шоке. «Быть мусульманином и христианином одновременно? Я не представляю, как это возможно», — считает Хишам Фараджалла, президент Исламского центра штата Вашингтон. Но при всем этом Реддинг с распростертыми объятиями приняли в центре «аль-Ислам» в Сиэтле, в афроамериканской мусульманской группе, с которой она вместе молится. «Ислам ничего не говорит о том, что если ты христианин, то ты не можешь быть мусульманином», — утверждает директор центра Айша Андерсон.
Чем больше Реддинг служила в собственной церкви, тем больше у нее возникало противоречий и мнений, представлявших собой прямой вызов официальной доктрине. Например, христианство она называла «привилегированной религией», утверждая, что никогда не верила в первородный грех. И, наконец, Энн попросту годами боролась с учением о божественной природе Иисуса.
Однажды, в конце 2005 года, в собор Св. Марка для беседы был приглашен местный мусульманский лидер. Он начал читать молитву прямо перед собравшимися людьми. Реддинг была потрясена до глубины души. Затем, весной, на межрелигиозном уроке, другой мусульманский лидер тоже читал Коран, и тогда она осознала, что он говорит с ее сердцем и буквально играет на струнах души.
Через некоторое время, после смерти своей матери, по словам Реддинг, она оказалась в ситуации, когда ничего больше не оставалось, кроме как покориться Богу. Она не может до конца объяснить, что все-таки толкнуло ее на такой нелегкий шаг — стать мусульманкой. «Единственное, что я могу сказать — это то, что если Бог зовет тебя к себе, в свое лоно, никогда нельзя отвергать это приглашение».
В марте 2006 года Реддинг приняла Ислам и пополнила ряды американских мусульман.
Перед тем, как окончательно засвидетельствовать свою вторую веру, она много читала об Исламе, брала уроки у местных исламских шейхов. Постепенно она начала молиться в центре «аль-Ислам» вместе с прихожанами, в основном это были афроамериканцы.
Неожиданно для себя Энн Реддинг обнаружила, что пятикратная ежедневная молитва дала ей чувство глубокой и тесной связи с Богом, как будто невидимая нить связала ее со Всевышним. Раньше она ничего подобного не испытывала.
Это пошло от осознания того, что она все время находится между молитвами. Энн сравнивает это состояние с постоянным нахождением в неземной любви, когда все переживаешь совместно с Богом, а жизнь течет равномерной и спокойной рекой.
Помимо основных установленных молитв, Реддинг изучает Коран и утверждает, что ее молитвы — и исламские, и христианские — это просто личные беседы с Богом или Аллахом (она призывает Всевышнего обоими именами). «Я остаюсь все тем же человеком, что и была, который молится одному Богу, не имеет значения как его называть. Главное — что ваша молитва будет услышана». По мнению новоявленной мусульманки, приход в Ислам во многом напоминает возвращение в семью, из которой когда-то ушел. «У нас не только общий Бог, но и общий праотец, имя которому Адам. У всех нас, ныне живущих на Земле, общие начала».
И в действительности, и Ислам, и христианство, и иудаизм восходят своими корнями к Адаму, почитаемому во всех трех религиях. Все эти религии разделяют общую веру в одного и того же Бога, лишь по-разному называя его. Основной контекст Священных книг, таких как Коран, Библия, имеет один фундамент, что Всевышний создал человека (Адама и Еву), что он отец всего живого на Земле. Лишь Бог имеет право дать тебе жизнь и отнять ее, когда придет время.
Кроме сходств имеется также много существенных различий. Мусульмане верят, что Коран — это истинное слово Божье, переданное Пророку Мухаммаду, , через ангела Гавриила, хотя и признают, что Тора и Евангелие также содержат в себе откровение Бога. Но, есть предположение, что эти откровения были впоследствии неправильно интерпретированы и изменены людьми. Самые значительные различия между христианами и мусульманами заключаются в христологии.
Мусульмане считают Христа пророком, который вернется, чтобы сокрушить все зло. Веря в его непорочное зачатие, они отрицают наличие Троицы, божественности Иисуса, его смерть и воскресение. Для христиан же, напротив, вера в божественное происхождение Иисуса и в то, что он на самом деле был и распят, и воскрес — это сердцевина, ключевое звено их исповедания, так же как вера в Троицу — Отца, Сына и Святого Духа.
Что касается взгляда Реддинг насчет нестыковок в двух уже родных ей религиях, то ее воззрения на этот счет были специфическими уже до принятия Ислама и представляли собой скорее аллегорическое, чем догматическое трактование сути христианства.
Она считала, что Троица — это некая концепция Бога, которую не следует воспринимать буквально. Иными словами, и Отец, и Сын, и Святой Дух — это один и тот же Бог, только в разных обличиях. Энн не верила в то, что Иисус и Бог одна суть.
Некоторые религиоведы вполне понимают необычный ход мыслей мисс Реддинг. Наиболее распространенным среди христиан является убеждение, что Иисус и есть Бог, явившийся на землю, однако многие полагают, что его божественность означает лишь реализацию Духа Божьего в жизни, считает Юджин Уэбб, отставной профессор сравнительного религиоведения в университете штата Вашингтон. Двойственность Реддинг он называет всего лишь «вопросом интерпретации», хотя не все верят в это.
Сама Энн вполне отдает себе отчет, что не все христиане и не все мусульмане правильно воспринимают ее в таком двойном качестве. «Меня это особо не волнует, ведь никому не дано право отнять у меня мое христианское крещение, так же, как-то, что я приняла Ислам». Правда, сегодня она не может исключить то, что однажды ей все-таки придется выбирать между двумя религиями в пользу одной.
Ныне Реддинг повсюду носит с собой платок-хиджаб, который нужен ей для того, чтобы совершать поклонение. По пятницам она встает на совместную молитву в центре «аль-Ислам». А по воскресеньям она молится в церкви Св. Клемента Римского в районе Маунт-Бейкер.
Она молит Бога каждый день лишь об одном: чтобы не стать причиной скандала или недостойно поступить по отношению к любой из исповедуемых ею традиций обеих религий. Ислам, говорит Энн, дал ей неповторимую возможность еще глубже почувствовать христианство.
Дуг Торп, работавший вместе с Энн в формационной группе, пытался понять особенности ее необычного выбора. И обнаружил, что с обретением второй религии ее духовность лишь углубилась еще больше и постигла редкое по сущности взаимоотношение с Богом. Такой вывод стимулировал его к чтению Корана и раздумьям о собственной вере. Кто знает, может завтра он решит пойти по стопам своего коллеги и стать еще одним «мостом» между двумя религиями?
И вообще, к чему приведут такие решения, кроме всеобщего недопонимания и скандала? Может, к более тесным отношениям между этими религиями?
А нужно ли это? Не думаю, что единичный случай с Энн Реддинг внесет такой переворот в размеренную жизнь этих религий. Ведь Ислам — это Ислам, а христианство — это христианство. То есть, это два понятия и восприятия человеком жизни и его веры в Бога, которые вполне мирно сосуществуют друг с другом. А если за ней потянутся другие? Над этим надо задуматься.
Газета "Наш Мир" |