Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Кино из Алма-Аты
Газета "Наш Мир"

    На вопрос, как же случилось, что в годы Великой Отечественной войны, с весны 1942-го по 1945 год, Алма-Ата стала кинематографической столицей Советского Союза, что 80% всей союзной кинопродукции было снято и выпущено тогда в этом городе, наконец, почему было решено эвакуировать «Мосфильм» и «Ленфильм» в столицу Советского Казахстана, а не в какой-нибудь другой город нашей необъятной тогда Страны Советов, ответа единого нет.

    «Лауреатник»

    Большое кино в Казахстан пришло с началом Великой Отечественной войны. Чрезвычайные обстоятельства чудесным образом превратили провинциальную тогда Алма-Ату в настоящую кинофабрику.

    Объяснение этому феномену, прежде всего, можно найти в казахском гостеприимстве и терпимости. Мол, маленькому городку маститые «киношники» предъявили огромный счет, а взамен обе стороны приобрели творческую братскую дружбу.

    Счет заключался в «экспроприации» в Алма-Ате, уплотненной до последнего квадратного метра, лучших зданий для размещения Центральной объединенной киностудии (ЦОКС), ее технического персонала и творческого коллектива. И, когда прибыли первые эшелоны с мосфильмовцами и ленфильмовцами, их уже ждала гостиница «Дом Советов», превращенная в общежитие, а также Дворец культуры, в котором столяры и плотники спешно переоборудовали помещения. По словам очевидцев, происходящее напоминало «нечто среднее между обычным пейзажем стройки, вокзальной сутолокой и сумасшедшим домом». Не успели преподаватели КазПИ справить новоселье, как новый трехэтажный дом на углу улиц Кирова и Пролетарской обрел уже другое громкое название — «лауреатник». Так образно народ «окрестил» это место за то, что там одновременно собрались десятки лауреатов и заслуженных деятелей.

    В нем «прописались» ведущие мастера советского киноискусства, о чем повествуют многочисленные мемориальные доски. Кинематографисты «оккупировали» и здание ТЮЗа, в наши дни уже, увы, безвозвратно потерянное. Здесь, на углу улицы Калинина и проспекта Сталина (ныне пр. Аблай-хана), тогда был сооружен взятый напрокат цирк-шапито, где «Ленфильм» проводил павильонные съемки. Другие, менее именитые «киношники» разместились на частных квартирах, жили в тесноте, да не в обиде.

    Тем временем стояли погожие солнечные дни, и спешно доснимались кинокартины «Александр Пархоменко», «Машенька», «Свинарка и пастух». К радости алмаатинской детворы на улицах и в пригородах проносилась конница Котовского, разыгрывались нешуточные баталии «Боевых киносборников». Роли смелых и находчивых красноармейцев, трусливых и несообразительных фашистов доставались необстрелянным новобранцам, которых после съемок, обыкновенно, провожали в действующую армию.

    На «больших бульварах», так прозвали фойе ЦОКСа, можно было встретить прославленных режиссеров, актеров и операторов советского кино — темпераментного Пудовкина, унылого Роома, вечно спешащего куда-то Эрмлера, массивного Столпера, улыбающегося Рошаля и, конечно же, Эйзенштейна в его неизменном бежевом костюме.

    Солнечная Алма-Ата, как “фабрика грез” в эвакуации, пришлась по душе знаменитым киношникам: гостеприимное население, отдаленность от линии фронта, инфраструктура, горы и бесконечные степные пейзажи, природные условия Семиречья — стали идеальными для производства игровых фильмов.

    Азм есмь Царь!

    За годы войны в Алма-Ате были сняты фильмы, которые уже давно стали классикой советского кино. Такие как: “Оборона Царицына”, “Машенька”, “Воздушный извозчик”, “Актриса”, “Секретарь райкома”, “Парень из нашего города”, “Котовский” и другие.

    Но главное кинодостижение Центральной объединенной киностудии в Алма-Ате — это, конечно же, историческая драма Сергея Эйзенштейна “Иван Грозный”, которая снималась с 1943 по 1945 год. Сергей Эйзенштейн, будучи дотошным профессионалом, несмотря на сложные условия военного времени, когда экономили буквально на всем, все же сумел по-настоящему реализовать свой художественный замысел и стратегический государственный заказ.

    Электроэнергии не хватало. Днем работали предприятия, ночью снималось кино. Воссоздавать царские палаты и другие элементы интерьеров того времени приходилось в павильоне. Это все требовало не просто бутафорского и художественного мастерства, но еще и соответствующих материалов, которые приходилось буквально изобретать на ходу. И это притом, что Сергей Михайлович был человеком не просто требовательным, но и скрупулезным, который не терпел никакой подделки, вплоть до мелких деталей. Чтобы добиться полной исторической точности, были тщательно изучены все исторические особенности того времени, подняты архивы.

    В пригороде Алма-Аты, в колхозе «Вторая пятилетка», снимались зимние натуры «Ивана Грозного». По воспоминаниям ассистента режиссера Дмитрия Попова, кинодейство проходило торжественно и курьезно: «Вот на колхозной завалинке важно восседает сам Великодержавный Царь — Иоанн Грозный, загримированный так искусно, что под гримом невозможно было узнать актера Черкасова, замечательно воплотившего образ жестокого правителя. А рядом по проселочной дороге вразвалочку идет митрополит в рясе. Внезапно промчалась группа опричников на лыжах, в черных кафтанах и островерхих шапках, с колчанами и луками за спиной, вызывая неподдельный восторг и удивление у сельчан. Рысью проскакала группа конников в шлемах, мисюрках, плащах и с копьями. Пробежали две боярыни в шубейках, густо повалил «черный люд» в войлочных шапках и красных сапогах. Тем временем дворовые жучки и шавки совершенно ошалели. Такого многолюдного чудодейства, да еще в каких-то странных и непонятных одеяниях, они вовек не видели. Не менее псов ошалели и колхозные пацаны. Они носятся от группы к группе, стремятся побывать сразу везде и посмотреть сразу же все».

    26 июля 1944 года С. М. Эйзенштейн, на сердце которого отрицательно сказался алмаатинский климат, возвратился в Москву. С отъездом «грозненцев» существование ЦОКСа практически завершилось. В наследство Алмаатинская киностудия получила техническую базу для производства собственных художественных и документальных фильмов.

    Казахский Бондарчук

    “Фабрика грез” в Казахстане перестала существовать уже сразу после окончания войны. В 1945 году живые классики вернулись домой, в Москву и Ленинград. И производство картин резко упало. За девять послевоенных лет было поставлено всего четыре игровых фильма.

    В 50-е годы большинство фильмов были посвящены насущным проблемам соцреализма: рассказывали о покорителях целины, о людях из аула и о дружбе народов. Но к искусству это уже не имело никакого отношения.

    Только в 60-е годы окончательно сформировалась первая генерация казахских режиссеров. Возглавил молодое поколение кинематографистов Шакен Айманов, чье имя носит киностудия «Казахфильм».

    Поворотной в судьбе «Казахфильма» стала его картина “Конец атамана” с Асанали Ашимовым в главной роли, снятая в 1970 году. Историко-революционный фильм “Конец атамана” стал визитной карточкой киностудии на долгие годы. По мнению кинокритиков, режиссеру в своей картине удалось угодить как партийным боссам, так и завоевать симпатии простых зрителей.

    Айманов верно и точно расставил акценты, и фильм не показался фальшивым, хотя теперь, когда история перевернулась на 180 градусов, кажется немного странным, что благородный чекист, казах, ловит нехорошего атамана Дутова на протяжении всего фильма. Но сделано это было хорошо.

    Фильм был сделан в рамках жанра, а жанром в то время владел мало кто. Сценарная основа была замечательно написана Андреем Кончаловским, который тогда уже владел разными жанрами. И Шакен Айманов с честью выполнил свою задачу. Он понравился народу. И в то же время идеологически все верно рассчитал, поэтому он понравился и власть предержащим. «Конец атамана» получил много премий, в том числе и государственную, став неувядаемой классикой.

    О своем друге и коллеге вспоминает режиссер Андрей Кончаловский.

    «В Казахстане был замечательный человек — Шакен Айманов. Секретарь Союза кинематографистов, большой «народник», друг Кунаева. Все, что нужно для большого советского художника. Лауреат всевозможных премий, он действительно был очень талантливым, интересным человеком. Я бы даже сказал, что в каждой республике был такой свой народный символ. Скажем, в России был Бондарчук, а в Казахстане — Шакен Айманов».

    После всесоюзного успеха картины “Конец атамана” и трагической гибели Шакена Айманова, его сбила в Москве машина, в национальном кинематографе наступил очередной спад.

    В семидесятые годы «Казахфильм» был зеркалом, отражающим все проблемы советского кино брежневской эпохи. За каждой картиной стоял социальный заказ.

    Конец фильма

    Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Не случись война, как знать, увидел бы мир замечательные киношедевры, созданные на казахстанской земле? Спустя 65 лет можно с уверенностью сказать, что эпохальное решение союзного правительства военных лет переместить кинопроизводство в Алма-Ату не просто позволило сохранить советское кино, но и приблизить победу народа в Отечественной войне. Ведь обретя на несколько лет уникальную возможность плодотворно работать, талантливые кинематографисты смогли создать здесь лучшие картины на военно-патриотическую тему, которые поднимали боевой дух солдатам и помогали людям стоически преодолевать все тяготы и невзгоды военной поры.

    Многие режиссеры «Мосфильма» и «Ленфильма», работавшие в те далекие годы в Алма-Ате, позднее вспоминали, что, как будто, сама казахстанская земля, теплый климат и радушная атмосфера помогали им в творчестве, вдохновляя и настраивая на успех. А некоторые кинокритики даже утверждали, что фильмы, снятые в Алма-Ате, можно было безошибочно узнать, что называется, «на глаз». Поскольку в них хорошо угадывалось какое-то необъяснимое очарование, навеянное неповторимо яркими впечатлениями, которые испытали мастера, работая и творя в Алма-Ате.

    Сегодняшний Алматы может по праву гордиться своим легендарным кинематографическим прошлым и тем, что улицами этого замечательного города хаживали знаменитые на весь мир мастера, давшие толчок к развитию казахского кино.

    Жаль, что все когда-то заканчивается.

Зам. гл. редактора газеты "Наш Мир":Таир АДИЛОВ

Категория: Кино | Просмотров: 2670 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Июль 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана