Cтолкновения в Исламабаде, как сообщают мировые агентства, начались после дневной молитвы. Стычка произошла между студентами медресе при известной своим радикализмом мечети «Лал Масджид» (“Красной мечети”) и подразделением пакистанских внутренних войск. Причины столкновения неизвестны. Каждая из сторон обвиняет другую в провокации.
По информации ряда телеканалов, погибло до 12 человек, из них двое военнослужащих, более 200 получили ранения, травмы, поражение слезоточивым газом. А по словам представителя “Красной мечети”, муллы Абдуллы Каюма, в перестрелке погибли пятеро студентов медресе. Сразу после столкновения студенты и прихожане «Лал Масджид», вооружившись палками, арматурой и самодельными копьями, блокировали территорию и улицы вокруг мечети.
Талибы (студенты религиозных училищ) пропускают за оцепление только врачей и представителей СМИ. На перекрестке устроен блок-пост из мешков с песком. Студенты, закрыв лица платками, демонстрируют журналистам бутылки с зажигательной смесью. Эти события уже стали самым серьезным противостоянием народа и режима президента Пакистана, генерала Первеза Мушаррафа в Исламабаде, который традиционно считается не слишком религиозным городом.
Столица Пакистана фактически перешла под контроль военных. В городе введен комендантский час. Тысячи студентов медресе, накануне устроивших перестрелку с полицией, сейчас забаррикадировались в «Красной мечети»
“Красная мечеть” в пакистанской столице считается оплотом радикалов. В начале апреля они потребовали установить в стране систему власти по образцу афганского движения “Талибан” и пригрозили вывести своих сторонников на улицы городов, если власти решат препятствовать их деятельности.
В настоящее время «Красная Мечеть» и расположенное по соседству медресе «Джамия Хафса» окружены полицией и войсками. Все подходы к ним перекрыты.
О решительном настрое властей можно судить по количеству стянутых к «Красной мечети» сил и техники. В нескольких сотнях метров свое оцепление организовала полиция; у дороги, ведущей к мечети, выстроились 12 боевых машин с тяжелыми пулеметами на броне, в отдалении разместились грузовики с бойцами элитного антитеррористического подразделения.
Власти заявили, что предложили исламистам, заблокированным в мечети, сдаться и пообещали амнистию каждому, кто сложит оружие.
«Мы объявили, что мы гарантируем амнистию женщинам и детям, — говорит заместитель министра образования Пакистана Тарик Азим. — Мы все еще надеемся, что конфликт можно будет решить мирным путем, и удастся избежать больших жертв».
Голос властей за глухими стенами услышали около 600 человек. Из них — примерно сто женщин и детей. Но это меньшая часть. Выходя, одна ученица медресе обронила: “Они не хотят сдаваться, они готовы стоять насмерть”. Учениц, выходящих из медресе, полицейские вывозят на автобусах из оцепленного района и передают родителям, толпа которых стоит рядом с армейским оцеплением. Студентов-юношей проверяют на причастность к преступлениям.
«Мы просим родителей студентов убедить их сложить оружие и сдаться властям. Мы никому не причиним вреда, — уверяет заместитель министра внутренних дел Пакистана Зафар Варраич. — Но если кто-то будет сопротивляться, его ожидает верная смерть».
Таких, по разным оценкам, от двух до четырех тысяч человек. Границы огромного религиозного комплекса «Красной мечети» для них — рубеж обороны. Власти выставили ультиматум радикалам, многие из которых находятся в мечети вместе с семьями. Тем, кто сдастся добровольно, обещаны неприкосновенность и награда в пять тысяч пакистанский рупий (около 85 долларов). Однако воспитанные радикальными наставниками из среды «Талибана», они не приемлют проамериканскую позицию режима Мушаррафа и капитулировать не собираются.
Нерешительность военных объясняет тот факт, что «Красную мечеть» и парламент Пакистана, а также престижный район с иностранными посольствами разделяют лишь два километра, и власти страны понимают, чем грозит такая близость.
Когда верстался номер
Утром 5 июля со стороны «Красной Мечети» прозвучали восемь взрывов. Как объяснил неназванный высокопоставленный представитель армии, это были «так называемые предупредительные взрывы». «Мы пока еще не предпринимали попыток войти в здания мечети и медресе, но мы готовы к этому», — добавил он.
В пакистанской столице Исламабаде около тысячи студентов-исламистов продолжают оставаться в «Красной Мечети» (Лал Масджид).
«Мы не собираемся подчиняться силе и сдаваться», — сказал Абдул Рашид Гази — брат лидера «Красной Мечети», имама Абдул Азиза, который был арестован накануне при попытке покинуть мечеть вместе с группой сдающихся девушек. |