Долгое время считалось, что, начиная с глубокой древности, Эфиопия была христианским государством, и только относительно недавно в страну пришел ислам. Взгляд на историю Эфиопии как на историю моноконфессиональной страны стал считаться официально признанным во времена строительства социализма при Менгисту Хайле Мариаме. Однако недавно открытые учеными на территории Эфиопии руины древних мусульманских городов вызвали настоящую сенсацию в научном мире. Оказывается, внутри христианского общества длительное время существовала мусульманская община.
Первой цивилизацией на территории Эфиопии, о которой нам известно, было могущественное королевство Аксум, образовавшееся тысячу лет до нашей эры на севере страны. До этого считалось, что ислам пришел в Эфиопию на много позже, и его влияние было совсем незначительным. Но когда в конце прошлого года французскими археологами были открыты три средневековых мусульманских города, ученые были вынуждены взглянуть на историю в новом свете.
Открытие мусульманских городов помогло назвать точное местоположение легендарного мусульманского королевства королевство Шоа, расцвет которого пришелся на X-XVI века. О королевстве Шоа неоднократно упоминается в древних манускриптах, но его точное местоположение оставалось тайной. Королевство лежало на пересечении основных торговых путей между христианами, проживавшими в высокогорной местности, и мусульманами, владевшими портами на Красном море.
В начале нынешнего года эксперты Французского центра эфиопских исследований под руководством Франсуа-Хавьера Фовелля обнаружили руины трех средневековых городов, расположенных на склоне пустынной, но необычайно красивой рифтовой долины. На территории всех трех городов, Нора, Асбари и Масал, находились мечети, ориентированные в сторону Мекки, а также были найдены надписи на арабской языке.
Города располагались между сельскохозяйственными районами и пустыней. Во времена своего расцвета в XIII-XVI веках, они исполняли роль торговых центров между кочевниками пустыни и теми, кто выращивал сельскохозяйственную продукцию на высокогорье. Даже сейчас у города Нора, что находится в 300 километрах от столицы Адисабебы, можно рассмотреть расположенные террасами поля, где выращивались различные культуры.
Нора был густонаселенный город. Жители города жили в достатке и процветании до того времени, когда в городе началась эпидемия. Дома имели прямоугольную форму. По периметру город был обнесен стеной. На улицах до сих пор встречаются обломки расписанной керамики. Хорошо сохранились стены главной мечети, которые достигают 4-5 метров в высоту. В расположенном неподалеку могильном кургане покоятся останки сотен мусульман.
В городе Асбари достаточно хорошо сохранилась мечеть, которая, как полагают, была одной из крупных в Эфиопии. Во всяком случае, такое мнение высказывают во Французском национальном центре научных исследований, при поддержке которого осуществлялась археологическая миссия.
В городе Масал археологи, исследуя кладбище, натолкнулись на одну могилу, украшенную звездами и надписями на арабском языке, которая, как полагают, была гробницей короля.
Многими игнорируется тот факт, что в эту эпоху в регионе существовали мусульманские города, которые были связаны экономически и политически с христианскими поселениями. По словам Йонаса Бейена, возглавляющего министерство палеонтологии и эфиопской культуры, обнаружение города Нора является неоспоримым доказательством того, что ислам не является чем-то новым для этого региона. Эти города свидетельствуют, что ислам проник в Эфиопию достаточно рано.
По материалам metimes.com |