Вот уже более полугода Казахстан в соответствии с регламентом ШОС выполняет обязанности председателя организации. Многие эксперты считают, что его нынешний статус придал новый импульс интеграционным процессам в организации. Президент страны Нурсултан Назарбаев однозначно дает понять, что в её внешней политике сотрудничество в рамках ШОС является одним из приоритетов.
Возникает закономерный вопрос: что значит для Казахстана сотрудничество в рамках этой организации? Формат работы ШОС чрезвычайно благоприятствует тому, чтобы страны-участницы могли найти свое место в современном динамично развивающемся мире, не потеряв при этом собственного лица. В силу своего геополитического положения Казахстан не может проводить одностороннюю политику, ориентироваться на какой-то один «полюс силы». Наша страна вынуждена постоянно балансировать между интересами крупных держав и лишь таким образом обеспечивать свои национальные интересы.
Взаимодействие в рамках ШОС позволило Казахстану урегулировать ряд спорных территориальных вопросов, а планомерное и прозрачное сокращение вооруженных сил в приграничных районах разрядило остаточные элементы военно-политической напряженности. Наконец, интенсификация взаимовыгодного торгово-экономического обмена между странами – членами ШОС существенно влияет на общий стратегический ландшафт региона, смещая акценты из военно-политической области в область мирного экономического взаимодействия.
Казахстанская сторона, в дополнение к выдвинутой ранее президентом Назарбаевым инициативе о разработке азиатской энергетической стратегии, предложила приступить к обсуждению идеи формирования единого энергетического рынка ШОС. В свою очередь, российская сторона предложила начать совместное освоение энергетических проектов с упором на строительство линий электропередач и нефтепроводов и создание международных центров по предоставлению услуг ядерно-топливного цикла, проектированию и сооружению АЭС.
Но в рамках ШОС Казахстан ставит и более амбициозные цели: он стремится со временем выйти на лидирующие позиции. Эти амбиции республика подкрепляет своими успехами как во внешней, так и во внутренней, прежде всего, экономической политике. Собственно говоря, именно грамотная политика в области социально-экономического реформирования, проводимая правительством Казахстана, уже позволила республике выйти в число лидеров экономического роста среди постсоветских государств. Несколько лет назад такие влиятельные институты, как конгресс США и совет Европы признали Казахстан страной с рыночной экономикой, а ведущие международные рейтинговые агентства присвоили республике международный инвестиционный рейтинг. Эти факты ярко свидетельствуют о том, что курс экономических реформ в полной мере себя оправдал.
Традиционно тесные отношения Казахстан поддерживает с Россией (этому, кстати, немало способствуют доверительные личные отношения Путина и Назарбаева). В любом случае Россия — это исторически проверенный и надежный партнер Казахстана.
На международной арене Казахстан и Россия часто выступают вместе, отстаивают консолидированные позиции и, как показывает практика, добиваются решения достаточно сложных вопросов — именно усилия Казахстана и России позволили найти решение «каспийской проблемы».
Одним из важнейших направлений развития внешней политики Казахстана является взаимодействие с Китаем. Отношения двух стран в последнее время развиваются очень динамично. Самые тесные двусторонние связи Казахстан имеет и с другими странами-членами и странами-наблюдателями ШОС (Таджикистаном, Ираном, Индией, Монголией и др.). Интенсивно развиваются отношения Республики Казахстан и с такими мусульманскими государствами, как Турция и Саудовская Аравия. Турция, как известно, уже выразила намерение получить статус наблюдателя в ШОС. Интересная деталь, по сообщению «Независимой газеты», генеральный секретарь ШОС Болат Нургалиев, когда его спросили о возможности взаимодействия его организации с Североатлантическим альянсом, сказал: «Мы открыты для взаимодействия со всеми». И перечислил АСЕАН, ОДКБ, ЕврАзЭС, ОБСЕ, Европейский союз… НАТО в этом списке не было...
Председательствование в ШОС способно заметно укрепить позиции нашей страны не только внутри «шестерки», но и вне ее. Казахстан очень умело и осторожно зондирует международную почву путем развития тесных торгово-экономических, военно-стратегических и дипломатических связей с другими странами региона. В рамках такого подхода развивается сотрудничество и с государствами, находящимися за пределами региона, но имеющими большой вес в современном мире — США, Великобританией, Саудовской Аравией. Такая политика позволяет Астане удачно балансировать между Пекином и Москвой и, кстати, в некоторых случаях навязывать «старшим братьям» свои правила игры в ШОС.
Аналитический отдел «Наш Мир» |