Похищенная талибами и принявшая Ислам англичанка становится звездой нового иранского телеканала.
Первый сюжет
Ивонн Ридли — британская журналистка, которую в 2001 году талибы в Афганистане арестовали за то, что она въехала в страну без визы. Ивонн была освобождена после 11 дней тюремного заключения. Именно ей, 48-летней женщине, у которой за плечами три развода и полная событий профессиональная жизнь, телевизионный канал на английском языке Press Tv, финансируемый иранским правительством, поручил вести аналитическую еженедельную программу The Agenda (“Актуальные темы”).
Из Катара в Лондон, из Al Jazeera на “свободный канал, который верит в правду”. Таков путь Ридли, обратившейся в Ислам в 2003 году. Журналистка, проработавшая 30 лет в британских СМИ, чьи статьи публиковались в таких ведущих изданиях, как Sunday Times, Observer, Independent и Express, устала от “западной пропаганды”. Когда поступило предложение от Press Tv, всего за несколько дней до начала международного вещания на этой неделе, она приняла его без колебаний. “Я думаю, — сказала она Guardian, — это будет антидот Fox Tv, это будет канал, который сможет предложить иную перспективу, нежели другие каналы”. Высказанное ею мнение полностью отражает мнение иранского президента Махмуда Ахмадинежада, который назвал новое телевидение “подиумом для тех, кто уважает истину, для мусульман всего мира”.
В первые два дня вещания Press TV подвергал сомнению исламскую версию атак в Лондоне и Глазго и озвучивал предположение о том, что речь шла об инсценировке британского правительства, целью которой было “нанесение ущерба мусульманскому миру на следующий день после фурора, вызванного награждением почетным титулом Салмана Рушди”, но для Ридли канал остается веским голосом в информационной панораме: “Это не телеканал-шок, не телеканал-таблоид, не реакционная пропаганда”. Не стоит даже пытаться ставить под сомнение существование свободы мнений в Иране. “На меня не оказывалось давление со стороны редакции, — сказала она, — я бы здесь не работала, если бы кто-то попытался подвергнуть цензуре мою рубрику”. Ридли сказала, что уже подготовила несколько интервью с “людьми, которые высказываются в пользу Израиля, с сионистами и еврейскими учеными”. Ее вера, как она сказала, не имеет отношения к ее решению работать на Press Tv. “У меня светская программа, и моя религия не имеет к ней абсолютно никакого отношения”.
Второй сюжет
Сообщение о захвате ее талибами в 2001 году потрясло мир. Впервые после событий 11 сентября в руки врага попала западная журналистка. В течение этих 11 дней британские газеты и ТВ говорили о ней беспрерывно, в отличие от того, как было с Аланом Джонстоном, корреспондентом ВВС в Газе, похищенным 114 дней назад, о котором вспоминал только сайт государственного телевидения Соединенного Королевства. Ивонн рассказала о своем заключении в книге “В руках врага”, и на протяжении какого-то времени казалось, что она должна сделать хорошую карьеру в Великобритании.
Когда в 2003 году она сообщила о том, что приняла Ислам, то сразу же подверглась критике: некоторые усмотрели в ее выборе проявление Стокгольмского синдрома, когда похищенный идентифицирует себя с похитителем, другие сочли это результатом промывания мозгов во время пребывания в тюрьме у талибов. Ивонн защищалась, говоря, что всегда плохо относилась к своим похитителям, и рассказывала, что встретила в Афганистане одного образованного человека, который подтолкнул ее к обращению в Ислам. Он всего лишь предложил ей после освобождения прочитать Коран. Именно из этого чтения, рассказала она, и родилась вера. На сайте, созданном несколькими друзьями в ее честь, www.yvonneridley.org, ее называют “последовательницей чистого Ислама”.
В последние годы некоторые ее заявления спровоцировали скандал. Как, например, призыв ко всем мусульманам после рейда в Форест Гейт (в Лондоне), во время которого молодой мусульманин был ранен в плечо полицейской пулей, бойкотировать силы правопорядка и отказываться сотрудничать с ними. В последний раз в Великобритании ей удалось опубликовать свою работу в Socialist Worker — 17 июля она примет участие в марксистском фестивале в Лондоне. |