Еврейские лидеры и организации выступили вчера с суровой критикой в адрес Папы Бенедикта XVI после того, как глава Римской католической церкви официально снял ограничения со служения мессы на латинском языке, в тексте которой содержится просьба молящихся к Богу “отвратить иудеев от их тьмы” и обратить их в католичество.
В ходе крайне противоречивой уступки традиционному католицизму Папа Бенедикт сказал, что решил разрешить приходским священникам служить Тридентинскую мессу, “если сложившаяся группа верующих” об этом попросит. Он подчеркнул, однако, что это ни в коей мере не отменяет реформ Второго Ватиканского собора 1962 года, которые впервые позволили читать мессу на местных языках.
“То, что предыдущие поколения хранили как святыню, остается святым и великим и для нас, и не может быть ни с того ни с сего полностью запрещено или даже признано вредным”, — написал Бенедикт.
Однако призывы молящихся в этом древнем обряде к Господу “поднять покров на глазах” иудеев и покончить “со слепотой этих людей, чтобы они могли увидеть свет истины, которым является Христос”, — они звучат всего раз в год, во время службы на Страстную пятницу, — вызвали гнев.
Антидиффамационная лига — американская организация, занимающаяся защитой прав евреев, назвала решение Папы “ударом по отношениям между католиками и иудеями”.
“Мы крайне разочарованы и глубоко оскорблены тем, что почти через 40 лет после справедливого решения Ватикана убрать оскорбительные для иудеев высказывания из мессы Страстной пятницы, он теперь разрешил католикам произносить столь опасные и оскорбительные слова, моля обратить евреев, — сказал национальный директор организации в Риме. — Это неправильное решение, и для него выбран неправильный момент. Создается впечатление, что Ватикан пошел на поводу у крайне правой фракции внутри церкви, которая отрицает перемены и возможность примирения”.
Журнал либеральных католиков Франции Temoignage Chretien опубликовал редакционную статью на латыни, в которой объясняется, что дело не в языке, на котором проходит месса, а “ в мировоззрении сторонников традиционных обрядов, в церкви, которая считает себя держателем истины в последней инстанции. Через сорок лет после Второго Ватиканского собора это недопустимо”.
Бенедикт сказал епископам, что такие страхи “безосновательны”, так как месса на местном языке будет оставаться “нормой”, тогда как более старая версия будет “экстраординарным явлением”, которое, возможно, выберет сравнительно небольшое количество католиков.
Пресс-секретарь Ватикана, преподобный Федерико Ломбарди, сказал, что новые правила “не насаждают возвращение к прошлому и не посягают на авторитет Собора или авторитет и власть епископов”.
В одной небольшой деревушке на западе Франции церковь недавно заняли католики-традиционалисты, требовавшие проведения мессы на латыни. Новый священник, который пришел на смену предшественнику-консерватору, который служил в этом приходе из 300 человек 40 лет, получил распоряжение от местного епископа положить конец несанкционированным старым обрядам, на которые раньше смотрели сквозь пальцы. Это вызвало забастовку. 30-летний Матье Мотан сказал, что для него старая месса “является важной частью жизни”.
“Я хочу, чтобы мои дети тоже ею наслаждались, — сказал Мотан. — Эта литургия создает Вселенную, которая делает тайну осязаемой. То, что священник стоит лицом к алтарю, символизирует, что он ведет божьих людей”.
Папа Бенедикт, который был избран в апреле 2005 года, вызывал эмоциональную реакцию со стороны представителей других религий и в других эпизодах. Например, когда в своей речи в прошлом году в Освенциме не упомянул антисемитизм или то обстоятельство, что нацисты убили миллионы людей за то, что они были евреями. Он также не признал, что немецкий народ несет некоторую коллективную ответственность за это.
Джейсон Берк |