Специалисты в области религии, аналитики и журналисты продолжают обсуждать роль и место Ислама в современном мире. Сторонники реформирования Ислама считают, что мусульманам сегодня наглухо закрыты двери к свободе мысли и что традиционное мусульманское учение не соответствует нормам современной жизни. Фундаменталисты, напротив, отвергают любые дискуссии на эту тему.
Иршад Манджи, журналистка из Канады последовательная сторонница реформирования Ислама. Она убеждена, что мусульманам надо вернуться к древней традиции иджтихада – толкованию правовых вопросов, на которые ни пророк, ни Коран не давали прямых ответов. Манджи убеждена, что мусульманам следует знать о том, чему их обычно не обучают в медресе.
«Это действительно традиция, а не случайная выдумка, привнесенная с Запада, – говорит Иршат Манджи. – Тысячу лет назад исламская цивилизация была главной кладовой знаний о мире, лидировала в области изобретений, – как раз благодаря свободной традиции толкования Корана в соответствии с изменяющимися условиями жизни».
Профессор Имад ад-Дин Ахмад, специалист по религии, директор Института «Минарет Свободы», согласен с этим: «Многие мусульмане понимают, что статус мусульманского общества сегодня находится под большим вопросом. Но любым реформам учения должны предшествовать широкие и глубокие обсуждения и дискуссии».
Фундаменталисты, говорит Иршад Манджи, считают, что в иджтихаде нет необходимости и что его современное возрождение направлено на разрушение Ислама: «Это не новое явление. В конце XI века по политическим причинам врата иджтихада если не забили наглухо, то основательно прикрыли. Это было сделано по политическим, а не по религиозным или богословским соображениям. Поэтому не будет никакой ереси, если мусульмане возродят традицию независимого мышления».
По мнению профессора Ахмада, вызовы, с которыми столкнулся Ислам, присутствуют и в других верах – с той лишь разницей, что последние открыты диалогу. «До недавнего времени, – говорит он, – многие мусульмане думали, что они не могут обсуждать каноны Ислама; они верили, что все делалось и делается согласно божественному промыслу, прописанному в Коране. Но если обратиться к Корану, то можно обнаружить, что многие его общие положения и даже отдельные слова сегодня имеют несколько другое значение, чем в прошлом. Сам Ислам не меняется, но со временем меняется наше понимание Ислама. Мы не утверждаем, что догмы эпохи становления религии были неверны, – они просто неприменимы к современности».
«В Коране в три раза больше призывов думать, анализировать и размышлять, чем конкретных установлений на то, что хорошо и что плохо, – отмечает Иршат Манджи. – Сегодня мы, мусульмане, игнорируем суры, призывающие нас мыслить, и узко концентрируемся на законах. И в этом смысле мы низводим Коран и Ислам на гораздо более низкую ступень по сравнению с высотой, на которой он находился в прошлом и может находиться в будущем».
«Пересмотреть не значит переписать, - продолжила Иршат Манджи. – Нас, сторонников свободного, рационального мышления, все время в этом обвиняют: вы, мол, хотите переписать Коран. Совсем нет! В Коране множество прекрасных стихов о многообразии, плюрализме, о равенстве, о собственном достоинстве каждого… Именно эти стихи остаются без внимания в нынешнем политическом противостоянии многих мусульман Западу».
Проблема с иджтихадом, отметил в заключении профессор Ахмат, состоит в том, что очень многие под предлогом иджтихада пытаются навязать верующим собственное мнение или предрассудки.
Важно, чтобы во всех полемиках и спорах, дискутирующие стороны пользовались единым, ИСЛАМСКИМ интеллектуальным методом
Наджия Бадыкова |