Недавно известная в Стамбуле женщина-предприниматель Нурсуна Мемекан удивила своих друзей объявлением о том, что она будет баллотироваться на парламентских выборах 22 июля.
Еще больше ее друзья были поражены, а некоторые даже шокированы тем обстоятельством, что сторонница светской модели государства Мемекан собирается баллотироваться по списку правящей Партии справедливости и развития (ПСР). Эта партия стоит на исламских позициях, и в последние месяцы на нее обрушилась целая волна критики за предпринимаемые, по мнению многих, попытки подорвать светские устои турецкой государственности.
Стоя на террасе своей квартиры в модном районе Бейоглу Стамбула с видом на Босфор, Мемекан говорит: она убеждена, ПСР – ее выбор. "Они очень открыты. Они действительно стремятся сделать Турцию более демократическим государством, где уважаются права человека и права женщин", – подчеркивает Мемекан.
Не стоит удивляться тому, что ПСР собралась включить Мемекан в свой список кандидатов. Зачислив ее в свою команду, партия получит контраргумент в своей полемике с теми, кто обвиняет партию в анти-светских настроениях. Кроме того, участие Мемекан позволит ПСР сказать свое слово и по вопросу, приобретающему все большее значение на предстоящих выборах: задаче доказать, что политика в Турции – где количество женщин в парламенте самое низкое во всей Европе – занятие не только для мужчин.
"Эти выборы особенные, потому что все осознали значение женщин, – говорит Айсегул Тунчер Топал – женщина-предприниматель, являющаяся заместителем председателя стамбульского отделения ПСР. – Если вы посмотрите на мир бизнеса и прочие сферы деятельности, то в последние десять лет женщины начали играть там более заметную роль, и политические партии обратили внимание на этот факт".
Для сравнения: в Болгарии, западном соседе Турции, это число составляет 22 процента. "Это стена, – говорит Нухет Сирман, антрополог стамбульского университета Богазичи и активистка движения за права женщин. – Политика в Турции – мужское занятие, в котором женщина не может стать полноправным участником. Она не может играть по правилам, установленным мужчинами".
В результате крупнейших демонстраций и кампании КА-ДЕР, ряд турецких партий постарались поддержать этот призыв к участию женщин в политике. Премьер-министр и лидер ПСР Реджеп Тайип Эрдоган даже пообещал, что кандидаты женского пола появятся в каждой из 81 провинции Турции.
Но женские организации ждало разочарование, когда в начале июня были объявлены имена кандидатов по партийным спискам. Несмотря на обещание Эрдогана, ПСР выдвинула лишь 63 женщины – 11 процентов от общего числа своих кандидатов. Женщины составляют всего 10 процентов кандидатов и второй крупнейшей политической партии страны, светской Народно-республиканской партии. (НРП).
"Я за то, чтобы в парламенте заседало много женщин, но я возражаю против того, чтобы кандидатура человека вносилась в списки исключительно по причине половой принадлежности, – говорит заместитель председателя стамбульского отделения ПСР Тунсер Топсал, – Главное – добиться наилучшего для турецкой республики представительства. Перейти от нынешних четырех процентов представительства к 50 процентам на данном этапе представляется нереалистичным".
Однако критики считают, что при нынешней системе в парламенте не представлены интересы половины населения страны, и такую ситуацию необходимо исправлять.
"Сегодня беспокоящие женщин вопросы не получают достойного изучения в парламенте, – говорит обозреватель крупнейшей в Турции ежедневной газеты "Хюрриет" Гила Бенмейер. – Когда будет введена система квот, тогда и начнут рассматриваться женские вопросы".
От редактора: Игаль Шлейфер является независимым журналистом, проживающим в Стамбуле.
Игаль Шлейфер |