Конституционный суд Турции счел конституционными поправки в Основной закон страны, предложенные партией умеренных последователей Исламу, и отклонил обращение президента страны Ахмета Неджеда Сезера, требовавшего аннулировать одобренное парламентом решение правительства провести ряд конституционных реформ.
Шестеро из одиннадцати судей высказались против предложения признать незаконным проект предлагаемых реформ. Теперь, согласно конституции страны, президент Сезер должен вынести этот вопрос на референдум. Он назначен на октябрь текущего года.
Поправки предполагают, во-первых, избирать президента прямым народным голосованием, а не парламентом, причем на пять лет, а не на семь, и с правом повторного переизбрания, во-вторых, проводить выборы в парламент раз в четыре года.
Необходимость в реформировании конституции Ататюрка возникла в связи с политическим кризисом, разразившимся в стране: меджлис не смог выбрать президента в ходе двух туров голосования, поскольку правящая Партия справедливости и развития (ПСР) Реджепа Тайипа Эрдогана выдвинула кандидатуру главы МИД Абдуллы Гюля. Это стало неприемлемым вариантом для парламентской оппозиции и армии, всерьез обеспокоенных проблемой сохранения светского статуса страны в случае избрания практикующего мусульманина в президенты. Cам Ататюрк, несмотря на свою любовь к техническому прогрессу, скорее бы предпочел видеть между Европой и Азией глубокий ров - разумеется, при условии, что вся Турция останется по европейскую сторону. Уничтожив «пережитки» Османской империи, основатель завещал сохранить облик современного светского государства. Но к началу XXI в. у турок возникли сомнения: может быть, Османская империя и вообще Восток - это не так плохо?
Популярная в народе ПСР срочно разработала поправки в конституцию, надеясь получить всетурецкое одобрение своему кандидату. Этот расчет верен: умеренный Ислам пользуется растущей поддержкой среди населения страны, благодаря чему ПСР ныне лидирует в меджлисе.
Президенту Сезеру, представителю оппозиционной Народно-демократической партии, поправки не понравились сразу: он уверен, что их принятие нанесет удар по позициям ататюркистов. Вначале на одобренный меджлисом документ Сезер наложил вето, затем парламент одобрил его во второй раз, и президент отправил текст в Конституционный Суд.
Напомним, полномочия президента Сезера завершились 16 мая, но из-за того, что парламент не смог выбрать нового президента, ныне действующий остался исполнять свои обязанности. Парламент назначил досрочные выборы, как и положено ему в случае двукратного провала с избранием президента. Досрочные выборы назначены на 22 июля.
Новоизбранный парламент сможет или сам избрать нового президента, если народ не одобрит идеи реформирования конституции на октябрьском референдуме, или назначить плебисцит по президенту. Таким образом, очевидно, Турция обретет нового главу государства лишь после октября.
Парламентские выборы, которые пройдут 22 июля, - средоточие всенародных сомнений и колебаний по поводу того, должна ли Турция стать более восточной или нужно продолжать любой ценой сохранять верность бескомпромиссному западничеству Ататюрка, даже несмотря на то, что на Западе все равно не считают турок за своих. Если Исламским политикам, которые впервые находились у власти в Турции с момента основания республики, удастся повторить успех 2002 г. и удержать власть, ответ будет в пользу Ислама. |