Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
У истоков Казахского ханства
Газета "Наш Мир"

    Историю человечества невозможно представить без ее ярких представителей, оказывавших огромное влияние на развитие общества. Своей целеустремленностью, отвагой и талантом они как бы озаряли новый путь, придавали ходу событий иной импульс, ускоряли исторические процессы.

    Подобными личностями, несомненно, сыгравшими колоссальную роль в истории казахского общества, стали султаны-чингизиды, а затем и ханы - Керей и Жанибек. Вольно или невольно соучастником этого действия стал и хан Абулхаир. На наш взгляд, они как раз стали теми деятелями, которые оказали непосредственное воздействие на процесс образования Казахского ханства.

    Образование Казахского ханства было подготовлено всей предшествующей историей развития и функционирования таких государств, как Золотая Орда, Ак-Орда и Могулистан. Но само появление на политической карте Центральной Азии кочевого Казахского ханства было неразрывно связано с именами чингизидов: хана Абулхаира Шибанида и близкородственных султанов, потомков Джучи - Жанибека и Керея. В первой половине XV века ханство Абулхаира, или, как тогда его называли, Узбекского улуса, во владения которого входили степи Дашт-и Кипчака, современный Центральный Казахстан и некоторая часть Западного Казахстана, было одним из самых могущественных государств Центральной Азии.

    Хан Абулхаир, будучи человеком властолюбивым, довольно жестко обходился с приближенными султанами, что вызывало естественное недовольство и сопротивление со стороны последних. Особенно острыми оказались противоречия между потомками Орда-Ежена, Шибана и Тука-Тимура. Причем, как отмечают летописцы тех времен, Абулхаир, как один из наиболее вероятных конкурентов в борьбе за престол, беспрерывно притеснял и беспокоил потомков Орда-Ежена. Поэтому оппозиция со стороны своенравных и гордых потомков Орда-Ежена - Жанибека и Керея - хану Абулхаиру была постоянной.

    Однако до шестидесятых годов XV века они не могли оказать Абулхаиру серьезного сопротивления и находились в определенной зависимости. Чувствуя смертельную опасность от властителя Узбекского улуса, молодые султаны стремились держаться от него на расстоянии. Недальновидная политика Абулхаира - беспрерывные войны, хозяйственная нестабильность, междоусобицы и деспотизм - держали его подвластных в постоянном страхе и напряжении, доставляли массу тягот и лишений, пагубно отражались на экономической жизни края.

    Нестабильностью положения внутри ханства Абулхаира умело воспользовались султаны Керей и Жанибек. К середине пятидесятых годов они сумели создать в Западном Казахстане своеобразный центр действующей оппозиции. Мятежные султаны очень осторожно, но цепко держали в своих руках ряд торговых и крупных городов, богатые водой и пастбищами окраинные земли. В этот период они с подвластными им племенами в основном кочевали в степях Центрального и Западного Казахстана.

    Постепенно часть сторонников Абулхаира, недовольная политикой произвола в степи и непрекращающимися войнами, стала перекочевывать к ним. Следует заметить, что в тот период не было деления казахов на так называемые жузы, поэтому нет оснований говорить о каких-либо жузовских пристрастиях или антагонизмах. До середины XV века даже само название “казахи” носило в себе более социальный оттенок, нежели этнический. В массовом представлении казахами назывались любители свободной, вольной жизни. Вспомните тюркскую кальку в русском языке: “уйти в казаки”, “казаковать”.

    Абулхаир не намерен был долго терпеть сепаратизм и своеволие Керея и Жанибека и передвинул свои войска в области, контролируемые ими. Султаны в тот момент уклонились от прямой схватки с Абулхаиром и передвинулись на юг, в Жетысу. Средневековый автор Махмуд ибн-Вали пишет о происходивших в тот период событиях так: “Когда Абулхаир одержал верх над сыновьями своих врагов в областях Дашт-и Кипчака, некоторые из потомков Джучи-хана, например, Керай-хан (так в тексте) и Жанибек-хан вышли из круга подчинения и повиновения и предпочли покинуть родину. Отказавшись от унаследованной (от предков) страны, они ступили на дорогу, ведущую на чужбину. С группой людей, достойных признания, они выбрали путь в Могулистан”.

    Мы можем предположить, что в числе лиц, “достойных признания”, могли быть и, скорее всего, были Катан би, Асан-Кайгы, Шалкииз жырау, Жиренше-шешен (то есть оратор) и другие. По казахским преданиям, непосредственным поводом для откочевки султанов послужило убийство представителя влиятельного рода аргынов Акжол бия, организованное каракипчаком Кобыланды, и неправые действия в тех событиях хана Абулхаира. Он не хотел терять опору среди многочисленных кипчакских беков и уклонился от справедливого решения тяжбы, чем вызвал возмущение другой стороны. Раздорами среди крупных родов, а также нерешительностью Абулхаира вовремя воспользовались строптивые султаны. Процесс противостояния конфликтующих сторон красочно описан в прекрасной эпопее казахского писателя Ильяса Есенберлина “Кочевники”.

    Взбунтовавшиеся султаны направили своих коней на юг, в Могулистан. Отколовшаяся часть сторонников Жанибека и Керея в отличие от подданных и сторонников Абулхаира стала называть себя казахами. По образу жизни, языку и культуре жители Могулистана мало чем отличались от жителей Узбекского улуса. В труде Мирзы Мухаммада Хайдара “Тарих-и Рашиди”, основном источнике информации о событиях тех времен, сообщается, что владетель Могулистана Есен-Буга “охотно принял их и предоставил им округа Чу и Козы-Баша” (в настоящее время эта местность находится между озером Балхаш и Курдайским перевалом).

    Средневековый автор произведения “Бахр Аль-Асрар” подчеркивает, что “августейшее прибытие царевичей встретили с почетом и изъявлением”, то есть как представителей двора, а не изгнанников. В тот момент для владетелей Могулистана союз с казахами Жанибеком и Кереем был действительно крайне необходим, так как страна испытывала сильнейшее давление как со стороны самого Абулхаира, так и ойрато-джунгарских владетелей. Опираясь на казахских султанов, Есен-Буга сумел решить ряд своих внешнеполитических задач - он направил энергию новых союзников на непосредственных противников. Махмуд ибн-Вали сообщает, что воины Жанибека и Керея несколько лет сражались с ойратами и киргизами на окраинах Могулистана и вытеснили последних оттуда.

    Уход Керея и Жанибека от Абулхаира стал лишь первым шагом к образованию казахской автономии. В момент откочевки, как пишет К. Пищулина в новой “Истории Казахстана” (1998 г.), Жанибеку было около сорока лет. Керей же был старше его на несколько лет. Таким образом, со стороны откочевавших это был обдуманный и выверенный шаг. С другой стороны, этот шаг ими был предпринят благодаря массовым настроениям и под давлением кочевых племен, решившихся разорвать все отношения с Абулхаиром. В пользу такой версии говорит и тот факт, что число сторонников Жанибека и Керея росло в невероятной пропорции. Смерть Есен-Буги в 1462 году и начавшиеся междоусобицы в Могулистане повлекли за собой смену политического курса Жанибека и Керея. Амбициозные и решительные казахские ханы вскоре вовсе отказались от правления могулистанских владетелей.

    До сих пор неизвестна точная дата откочевки Жанибека и Керея. По одним сведениям, это произошло в 1456 году, по другим - в 1459-1460 годах. Но все авторы, как правило, сходятся в том, что факт откочевки произошел примерно в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов. И этот краткий период оказался решающим в становлении Казахского государства.

    К 1465-1466 годам власть султанов в образованном ими государстве окончательно укрепилась. Появились и свои атрибуты, характерные для кочевых государств: суды биев, налоговая система, территориальные границы.

    Абулхаир слишком поздно понял, к каким последствиям может привести упрямое своеволие мятежных ханов. Осенью 1468 года он двинул свою армию против Жанибека и Керея с целью разгрома молодого ханства. Но в походе Абулхаир умер, так и не достигнув своей цели. Узбекский улус после смерти Абулхаира в 1468 году пришел в окончательное расстройство, в нем начались большие неурядицы.

    Практически все средневековые авторы, кому пришлось писать историю Центральной Азии XV века, не обходят вниманием личности Жанибека и Керея. Интерес к ним проявился неспроста: именно они вольно или невольно стали инициаторами создания нового государственного образования.

    Распад государства Абулхаир-хана, откочевки населения совпали по времени с завершением формирования многих тюркских народностей. Прежде всего в это время на историческую арену выходят казахи, ногайцы, кыргызы, уйгуры, узбеки, татары и другие. Образование народностей сопровождалось возникновением новых государств с преобладанием одной этнической группы. Так появились Казахское, Кыргызское, Узбекское государства. Началась новая эпоха в истории всей Центральной Азии.

Буркитбай АЯГАНдоктор исторических наук

Категория: История | Просмотров: 4795 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Июль 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана