На днях Папа Бенедикт XVI издал два неожиданных декрета. Один из них возрождает так называемую Трайдентскую мессу, а другой подтверждает уже подзабытый католический эксклюзивизм, утверждением о том, что единственным верным путем к Богу является папский католицизм.
Этими своими реакционными инициативами Папа, как ни парадоксально, продемонстрировал, что он разделяет базовое утверждение записных атеистов о том, что религия является примитивным импульсом и не способна отвечать на вызовы современной мысли.
Вместо того, чтобы оказаться запуганным секулярной, либо "научной" критикой религии, верующий - наоборот - может придерживаться точки зрения, что вера в Бога есть исполнение всего того, что современные люди связывают с наукой. В то же время современный верующий вполне может воспринять атеистическую критику, когда в ней утверждается, что традиционные религии в своих основных положениях имеют мало общего с действием "божественной" справедливости.
Бог, агрессивно отрицаемый атеистами (всемогущий, всеведающий, неподвижная движущая сила, карающий, сверхъестественным образом вмешивающийся в дела людей, спасающий и успокаивающий, носитель патриархальности и пуританства и т.д), - все это Бог, провозглашенный учением Трайдентского собора и литургии, принятой на нем. Но это также и тот Бог, которого все больше и больше верующих, включая католиков, просто не признают тем самым Богом, которому мы поклоняемся.
Такие люди основываются на предпосылке о том, что Бог непостижим, равно как и основные знания о нем недоступны. Поэтому традиционные положения символов веры не должны как некритически восприниматься, так и жестко отвергаться как бессмысленные. Необходимо учитывать язык религиозных понятий любой эпохи и относиться с уважением как к вероубеждениям, так и отсутствию таковых.
И это вовсе не абсолютно новый способ для того, чтобы быть религиозным. Черты схожего образа мышления мы находим у св. Августина в древности, у Николая Кузанского в эпоху ренессанса, у Кьеркегора в новое время. Современное религиозное сознание серьезно трансформировалось под влиянием науки. После того, как верующий стал мыслить исторически и критически, он больше не может мыслить мифологически.
Папа Бенедикт своей критикой христианских традиций, в которых отсутствует "апостольская преемственность" католицизма, пытается сберечь некую "сокровищницу веры", собранную непосредственно апостолами.
Однако такое буквалистское понимание апостольской преемственности может неожиданно привести к выводу, что никто из апостолов и не думал основывать Церковь в нашем понимании, как независимую от иудаизма. Мы говорим, что Новый Завет "боговдохновенен", но что прикажете думать об апостольском авторитете, когда вдруг выясняется, что все 27 евангельских книг не были канонизированы в течение первых трех столетий после Христа.
Как только мы осознаем, что самые ортодоксальные доктрины со временем меняются, мы перестаем воспринимать их как несовременные. И когда мы начинаем понимать себя принадлежащими к одной религиозной традиции среди многих, мы теряем невинное свойство считать себя абсолютом.
Однажды наша внутренняя география открывает то обстоятельство, что хотя, конечно, мы и центр, но далеко не единственный, и у нас не остается иного выхода, кроме как признать позицию других не как "маргинальную по отношению к нашему центру", но как главную, центральную для них самих.
Сталкиваясь с трудностями подобного выбора, религиозные люди могут одновременно удариться как в фундаментализм, так и в отказ от веры. Либо есть еще один путь - прийти к тому, что философ Поль Рикер обозначил как "вторую наивность". Это означает приход через критицизм к вновь появившемуся аппетиту в отношении священной традиции, от которой мы отошли, хотя и понимаем, что наша жизнь, по сути, идет совершенно иным путем, чем эта традиция предписывает.
Папа Бенедикт пытается восстановить своим указом первоначальную наивность "единственной истинной Церкви", что в нашу эпоху глобального плюрализма просто не сработает. Теология и литургика (включая и антииудаизм) Трайдентского собора были вызваны велением той эпохи, эпохи, когда был опубликован труд Коперника "О вращении небесных тел", ознаменовавший начало эпохи науки. Римско-католическая Церковь тогда сделала грубую ошибку, отвергнув Коперника, которая была исправлена лишь много лет спустя.
Папа Бенедикт повторяет эту ошибку, и атеисты начинают думать, что верующие - просто ограниченные люди. Но верующим вовсе не обязательно следовать в подобном русле. Напротив, многие из нас, и католики в том числе, дистанцируются от подобного образа мышления, если это вообще можно назвать мышлением
Протестантское издание "BOSTONGLOBE", 17 июля 2007 г. |