Осуществляя реформы на основе принципа «демократия через экономический рост», президент Назарбаев определяет необходимость дальнейшей политической либерализации, которая будет сопровождаться широкомасштабным развитием гражданского общества.
Переживший непростой в своей истории период 90-х годов и успешно проведя структурные реформы в экономике, Казахстан приступил к столь необходимой в современных условиях политической модернизации. Ее составной частью является переход от президентской модели управления страной к президентско-парламентской. Первый шаг в этом направлении будет сделан уже 18 августа этого года, когда в республике состоятся внеочередные парламентские выборы. Подчеркнем, что они пройдут под пристальным вниманием наблюдателей от СНГ и ОБСЕ, которые начали работу в стране еще 12 июля. В настоящий момент сформированы партийные списки, с которыми партии пойдут на выборы. На первом месте - правящая «Нyp Отан» во главе с президентом страны Нурсултаном Назарбаевым (127 кандидатов). Далее по убыванию идут радикально-оппозиционная Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП), возглавляемая Жармаханом Туякбаем, затем умеренно оппозиционная «Ак жол», во главе которой стоит известный депутат парламента последнего созыва Алихан Байменов.
Следует отметить, что путь к созданию современного государства в Казахстане был непростым. Пятнадцать лет назад, с распадом СССР и изменением геополитической ситуации в мире, прекратила свое существование биполярная модель. На просторах Евразии возникли новые независимые государства, перед выбором своего дальнейшего развития. Если одни страны избрали модель «шоковой терапии» и скорейшую демократизацию общества, то другие - использовали более консервативные методы, активно внедряя структурные реформы в экономике с поэтапной либерализацией политической системы. Казахстанское политическое руководство во главе с Назарбаевым предпочло второй вариант и, как показывает исторический опыт, не ошиблось в своем выборе.
Благодаря правильной экономической политике Астаны ежегодный прирост экономики составляет около 10 процентов. Уровень пенсионного обеспечения и показатель средней заработной платы - одни из самых высоких среди стран СНГ. ВВП на душу населения в 2006 году достиг 5100 долларов. По этому показателю Казахстан постепенно приближается к уровню восточноевропейских государств. Президент РК первым среди лидеров стран СНГ наметил курс на индустриально-инновационное развитие страны и повышение конкурентоспособности казахстанской продукции, диверсификацию экономики и создание системы кластеров. Избранная стратегия должна стать толчком для динамичного развития и позволит Казахстану в ближайшие годы войти в число 50 конкурентоспособных стран мира.
Однако, как показывает мировая практика, создание основ современной экономики и обеспечение условий для ее устойчивого роста может состояться только в том случае, если политическая система государства будет отвечать требованиям времени. Либерализация власти сегодня - непременное условие экономического прогресса. По-видимому, команда Назарбаева это прекрасно понимает. Поэтому, создав необходимый задел в экономическом плане (голодный человек демократию не воспринимает), она занялась трудным делом политического реформирования. Конечной целью, к которой стремится Казахстан, является укрепление демократических институтов и формирование ответственного гражданского общества, развитие парламентаризма и повышение эффективности методов управления страной.
Надо сказать, что на этом направлении уже есть определенные успехи. В короткий срок был обеспечен переход от однопартийной диктатуры к многопартийности и плюрализму. Конституционная реформа 2007 года, инициированная Назарбаевым, стала одним из знаковых событий в новейшей политической истории Казахстана. Конституционные изменения направлены на дальнейшее усиление гарантий прав и свобод граждан, обеспечение нового баланса общественных и государственных интересов, становление новой системы сдержек и противовесов между ветвями власти. Существенно повышается роль парламента, политических партий. Получила конституционный статус Ассамблея народа Казахстана. В будущем парламенте займут свои места и представители различных этносов. Результатом проводимых в обществе реформ должно стать укрепление политической составляющей казахстанской государственности. А это, в свою очередь, является гарантией успехов Казахстана в будущем.
Василий Поклонный |