Победа Партии Справедливости и Развития, которую возглавляет бывший мэр Стамбула 53-летний Реджеп Тайип Эрдоган, не стала неожиданностью. Но никто не предполагал, что счет будет столь разгромным. На прошедших 22 июля выборах партия Эрдогана получила около 47 процентов голосов избирателей (на прошлых парламентских выборах 2002 года за Партию Справедливости и Развития проголосовали 35% избирателей). Столь стремительный рост популярности политики Эрдогана обусловлен повсеместным ростом интереса к Исламу в турецком обществе, а также профессионализмом и продуктивностью правящей исламской партии.
Комментируя итоги выборов, Эрдоган заявил, что Турция выдержала важный экзамен на демократию, который может послужить примером для всего мира.
“У нас общая цель — превратить Турцию в мощное и процветающее государство, и мы ни на шаг не отступим от нее”, — отметил премьер.
Он подчеркнул, что возглавляемая им партия будет последовательно защищать права и свободы граждан страны. “Мы не пойдем ни на какие уступки в деле защиты основополагающих ценностей демократической Турции”, — заявил Эрдоган.
Партия премьера Тайипа Эрдогана набрала почти 47 процентов голосов, превысив самые оптимистичные прогнозы политических аналитиков и свой результат 2002 года. Тогда ПСР впервые пришла к власти, заручившись поддержкой чуть более 34 процентов избирателей.
В стане ПСР не скрывают восторга — достигнут один из самых высоких результатов за время существования в Турции многопартийной системы. Более того, на последних выборах этой партии удалось добиться существенного увеличения поддержки со стороны электората — беспрецедентный случай в новейшей истории Турецкой Республики. Не скрывал своего удовлетворения и премьер Тайип Эрдоган. Комментируя итоги волеизъявления, он заявил, что Турция выдержала экзамен на демократию, а ПСР стала центром общественного согласия.
Наблюдатели говорят, что в результате эволюции турецкой политической системы, в лице ПСР появился удивительный, но весьма жизнеспособный сплав исламских традиций и общедемократических норм. Некоторые даже сравнивают партию Справедливости и Развития с европейскими христиано-демократическими организациями и предлагают использовать турецкий опыт в мусульманском мире.
Кроме ПСР, в меджлис прошли еще две партии. Это старейшая, основанная еще Кемалем Ататюрком, левоцентристская Народно-республиканская партия (НРП), которая получила 20,9 процентов голосов. И ультраправая партия националистического движения (ПНД). Ее результат — соответственно 14 процентов голосов. За них в основном голосовали светские и националистически настроенные слои общества. Характерно, что ни НРП, ни ПНД не поддерживают вступление Турции в ЕС. Эти выборы,за которыми пристально следили во всем мире, оказались знаковыми по многим показателям и отличались чрезмерной политической и социальной активностью. Последние несколько месяцев Турция просто разрывалась от социальной активности, балансируя на грани гражданского взрыва. Исламские силы, националисты, прозападники собирали огромные митинги по всей стране. Повсеместно наблюдается серьезный рост исламских настроений с одной стороны и национализма – с другой. Так, согласно опросу, проведенному в июле этого года, 62% жителей Турции считают себя крайними националистами, а 74% считают Османскую империю самой великой эрой в истории своей страны.
Премьер-министр Турции Реджеп Таийп Эрдоган, после победы своей партии на досрочных парламентских выборах, пообещал продолжать политику реформ и интеграции страны в Европейский союз. Победу партии Эрдогана многие эксперты оценивают как подтверждение проевропейского пути Турции, а другие наблюдатели констатируют растущую поддержку народом Турции исламского фактора в политике Анкары. Что изменится в Турции после выборов?
Аналитики сходятся во мнении, что правительство Реджепа Эрдогана и его личность как раз на данном этапе и нужны Турции. Турция нужна как стабильная страна и для Европы, и для Турции самой, и для Запада, и для всех остальных. Эрдоган уже много лет у власти. Это не Аятолла Хомейни, который вел Турцию по прогрессивному исламскому пути, ведь сегодняшняя исламская община Турции объединяет 99 процентов ее почти 70-миллионного населения. Страна под руководством партии Эрдогана начинает стабильно крепчать, как в экономическом, так и во внешнеполитическом поле. Победа исламского фактора на парламентских выборах в Турции оказалась в определенном смысле предрешенной, несмотря на ожесточенную борьбу. Партия справедливости и развития довольно умело лавировала между национальными и исламскими ценностями, которые все более и более популярны в Турции. Кроме того, за прошедшие четыре года правящей партии удалось самым серьезным образом продвинуть вперед Турцию в экономическом плане. ВВП был увеличен более чем в два раза, инфляцию удалось обуздать, страна вовлекает- ся во все более масштабные энергетические проекты. Все это стало гарантией очередной победы.
Основными насущными проблемами Турции сейчас являются выборы президента республики и “курдский вопрос”. На выборах главы государства ПСР вступит в длительный торг с депутатами из ПНД. Если удастся убедить их голосовать за кандидатуру Абдуллы Гюля, ныне министра иностранных дел, то вопрос будет исчерпан. Если же нет — выборы президента будут вынесены на всенародное голосование, по результатам которого президентом, скорее всего, станет все тот же Гюль. В его ведении окажется и армия, и право вето, которым за последние годы уже неоднократно пользовался нынешний глава государства Неджет Сезер.
Говоря о перспективах внешнеполитического курса турецких властей, необходимо отметить, что в ближайшей перспективе правящая партия будет активно развивать отношения с Ираном, странами Ближнего Востока, и, конечно, с Россией, так как за последние 4,5 года и экономические, и политические отношения с Россией, как признаются сами турки, достигли наивысшего расцвета. |