В Саранске, столице Мордовии, на прошлой неделе президент России собрал представителей почти полутора десятков угро-финских народов. К мордве приехали и коми, и марийцы, и удмурты, и карелы, и ханты, и манси. Были и собственно угры, и собственно финны. Венгрию и Финляндию представляли руководители государств. Это братство по языку. Но язык — не всегда кровь. Кровь в нас почти всегда перемешана. И уже не определишь, какой больше. Перемешалась. Как татарская со славянской в русских. Как монгольская с тюркской в современных казахах.
Венгерский президент слушал в Саранске такую похожую, такую родную речь и, думаю, нет-нет да поглядывал на Юг от российского Приволжья. В сторону Казахстана, в нашу сторону.
Угры — Унгария или Венгрия так называют их дальние и ближние соседи. Сами себя венгры называют мадьярами, так же, как и люди из старинного казахского рода среднего жуза. «Мадиар» — это имя нет-нет да и встретишь в паспортах современных казахов, особенно, если они из Костанайской области.
Президент Венгрии об этом знает. Вот почему в Саранске он, конечно же, думает о Костанае. Не может не думать. Там, в казахской степи две недели назад венгры и казахи устроили праздник. Назвали его «Встреча через века». Потому что через века нашлись и встретились казахи и венгры. Братья.
Тургайская книга
В 1965 году венгерский антрополог Тибор Тот обнаружил селенье мадьяр в Тургайской области, но провести серьезные исследования ему не удалось. Регион в те времена был закрыт для посещения иностранцами, и только после распада СССР и обретения Казахстаном независимости стали возможны продолжительные научные экспедиции зарубежных ученых.
Бейке, автора книги «Тургайские мадьяры»:
— Дело в том, что существующие сегодня в мире научные школы дают совершенно разные интерпретации того, откуда берет свое начало венгерский народ. Одни уверенно причисляют нас к финно-угорской языковой группе, идентифицируя с такими народами, как ханты и манси. Другие ученые, к которым я отношу и себя, предполагают, что общими нашими предками были тюрки древнего мира. Поиски доказательств, в конечном итоге, привели меня в Казахстан. Но здесь есть и небольшая предыстория.
Само название нашего государства, Хунгария, как называют его венгры, по одной из научных гипотез переводится как страна хуннов, или гуннов — в русской транскрипции. Как известно, именно гунны, вышедшие из степей Центральной и Средней Азии, являются родоначальниками всей семьи тюркских народов, населяющих территории от предгорий Алтая, Кавказа до границ современной Европы. Но это только одна теория. Есть и другие предположения. В самом нашем народе издревле бытует легенда о двух братьях — Мадьяре и Ходеяре, в которой повествуется о том, как охотящиеся за оленем двое братьев в дороге расстались. Ходеяр, устав от погони, вернулся домой, в то время как Мадьяр продолжал преследование, зайдя далеко за Карпатские горы. И вот что интересно. Именно здесь, в Казахстане, в Тургайской области, проживают мадьяры— аргыны, в эпосе которых эта легенда, как в зеркале, повторяется. И мы, и они себя идентифицируем именно как один народ — мадьяры. Дети Мадьяра.
Дорога на запад
Как предполагают ученые, в IХ веке единый народ мадьяр разделился на две группы, одна из которых откочевала на запад, на земли современной Венгрии, другая осталась на своей исторической Родине, предположительно где-то в предгорьях Урала. Но уже во времена татаро-монгольского нашествия эта часть венгерских племен вошла в состав двух больших племенных федеративных союзов аргынов и кипчаков на землях Казахстана, сохранив при этом самоидентификацию. Ученые их так и называют: мадьяры-аргыны и мадьяры-кипчаки. До сих пор на могильных плитах усопших эти люди, по сути, во всем казахи, указывают принадлежность покойного к роду мадьяр. Теперь самое интересное. Если бы предки мадьяр, оставшихся на своей исторической Родине, не были родственны по языку, культуре и образу жизни с народами, входящими в эти племенные образования, как вы думаете, приняли бы их туда? И второй вопрос. Почему кипчаки, защищавшие Отрар, бежали от ожидающего их возмездия со стороны Чингисхана в 1241–1242 годах не куда-нибудь, а именно в Венгрию, под защиту короля Бела IV? Здесь явно прослеживается наличие родственных связей.
Башкирский след
Есть и такая теория о происхождении венгров. Еще одна книга — «Einfьhrung in die finnisch-ugrische Sprachwissenschaft», рассказывает о ней. Она издана в немецком Висбадене в 1965 году. В ней анализируется теория о едином происхождении венгров и башкир. Приведем цитату и из неe:
— О том, что башкиры до XIV–XV вв., в условиях самостоятельного развития, разговаривали на одной из форм древневенгерского языка, говорят следующие данные: в исследовании венгерской праистории существует обоснованный тезис о том, что предки венгров после распада угорской языковой общности долгое время (приблизительно с 1500 г. до н.э. по 450 г. н.э.) жили на территории нынешней Башкирии и граничащих с нею южнее и западнее областях. В 600 г. предки сегодняшних венгров ушли из этой области на юг или на запад; часть венгров, однако, осталась на территории нынешней Башкирии».
Итак, монах Юлиан в Башкирии встретил, как сообщает он сам, группу язычников, с которыми он мог изъясняться на родном венгерском языке. Может быть, его собеседниками были башкиры, которые могли разговаривать на своём древнем (протобашкирском, древневенгерском) языке. Может быть, монах перепутал и натолкнулся на предков современных марийцев или удмуртов. Но в башкирской племенной системе есть два венгерских названия (Jeno, Gyarmat). Жено и Джармат.
Впрочем, тот диалект, на котором в настоящее время говорят башкиры, несмотря на некоторые фонетические особенности, принадлежит к семейству тюркских языков, а не к финским, к которым принадлежит венгерский; само же название народа народная этимология расчленяет на баш «голова» и «курт» — волк (или также курт — червяк, пчела). Обстояло ли дело в XIII в. иначе — это вопрос. Примечательно, что во время похода 1849 г. (т.е. во время подавления венгерской революции царскими войсками) русские казаки называли мадьяров «башкирами».
Татарский след
В одном из старых русских документов первой половины XVI века из города Шатска, это юго-восточнее Рязани, встречается название племени можерян. Вместе с названием башкир его можно встретить и на соседних территориях: в старых Казанской, Симбирской, Пензенской, Тамбовской, Саратовской губерниях. Там же можно найти и многочисленные названия местностей Мо(а)жар, Можарка и т.д. Так же называются и населённые пункты в Венгрии. И это название местностей, куда переселялись племена, оторванные от основного рода Magyar.
Итак, название можерян в указанном документе встречается вместе с тарханами и башкирами. То есть их отделяют от башкир. Тем более, что название народности и название рода mogyeri у башкир также были известны. Но они отделяют можерян от башкир. Перечисленные группы жили в Темникове. Темниково расположено в 700 км западнее средневековой Magna Hungaria (название страны башкир на средневековых картах), но можеряне вновь упоминаются здесь вместе с башкирами. Как иной народ.
Более значительную роль играет название Megyer. Оно в Советском Союзе известно по сегодняшний день как название народности, а именно, в форме мишар. Мишары — одна из этнических групп сегодняшних татар. Известный тюрколог Н. А. Баскаков так описывает татарские диалекты: «Вторую группу татарских диалектов образует западный или мишарский диалект, диалект татарского населения, которое, за малым исключением, живёт за пределами Татарской республики в районах Горького, Тамбова, Воронежа, Рязани, Пензы, Ульяновска, Куйбышева, Саратова, Оренбурга и также в Мордовской и Башкирской республиках».
У самих современных, полностью отатарившихся мишар существует даже мнение о том, что они являются предками венгров.
Путь Иштвана
Имя Мандоки Коныра (по-венгерски Коnghur) Иштвана в конце 80-х и начале 90-х гг. ХХ века было широко известно среди казахов, особенно в среде интеллигентов, деятелей культуры и искусства. Он был одним из основоположников международного общества «Қазақ тiлi». Одна из улиц Алматы носит сейчас его имя. Это — бывшая улица Красных партизан.
Судьба распорядилась так, что смерть настигла его в 1992 году не в родной ему Венгрии и не в Казахстане, а на Кавказе. Тело его было доставлено в Казахстан и похоронено в Алматы на Кенсайском кладбище. Иштван Коныр искренне считал себя венгерским кипчаком (куманом, как говорят в Венгрии или, вернее, кун). Гордился, что он потомок тех, кто еще в 40-е годы ХIII века в составе эля (народа) хана Котана ушли, спасаясь от войск Батыя. Своей прародиной Иштван считал Казахстан, страну казахов, которые, как утверждает Британская энциклопедия, сложились как народ на кипчакской основе.
В принципе, казахской душе свойственна тяга к поиску своих дальних родственников, своих далеких корней. В народном фольклоре фигурирует множество случаев возвращения детей, внуков и даже правнуков тех, кто по тем или иным обстоятельствам был оторван от своих соплеменников. Но, чтобы через семь с половиной столетий вернулся потомок отколовшихся когда-то очень давно сородичей, такого нет и в самых красивых легендах и самых невероятных преданиях. Однако в случае с Коныром Иштваном именно это и произошло. Он приехал к казахам в Казахстан не столько как ученый-тюрколог из Европы, сколько как человек степного кипчакского происхождения, желающий воссоединиться со своими сородичами. Именно этим обстоятельством и объясняется его желание быть похороненным на земле казахов после смерти. Он прожил недолго. Так было угодно судьбе. Но его жизненный путь оказался равен доброй половине многотысячекилометрового пространственного и семисотпятидесятилетнего временного круга жизни в судьбах Великой степи, простирающейся от Алтая до Паннонии. Он завершил и замкнул собой этот круг.
Сейчас в Казахстане проявляется большая озабоченность по поводу национальной идеи и государственной идеологии. Особенно много говорят о них в среде представителей титульной нации. У каждого есть свои представления об этих понятиях. Но бесспорно одно: в их основе должны быть долговечные духовные образцы объединяющего характера. Жизнь Коныра Иштвана, его прижизненные поступки, деяния и его посмертный образ — сами по себе выдающийся символ для национальной идеи.
Кипчакская история
Когда мощное монгольское войско появилось (XIII в.) в степях между Дунаем и Волгой, сорок тысяч семей кипчаков под началом Котан-хана ушло в Венгрию. Оставшиеся были вынуждены покориться. Котан-хан был убит вопреки воле венгерского короля Белы IV мадьярскими феодалами, заподозрившими его в тайных связях с монголами. Это взбудоражило пришедших с ним в Венгрию его соплеменников. Они прорвались в болгарское Тырново, разоряя все на своем пути. Следом за ними в Венгрии появились монголы. Так венгры, которые сами в течение нескольких веков были сущим бедствием для окружавших их славянских и других народов, тоже познали нашествие кочевников.
Большая часть ушедших в Болгарию кипчаков, очевидно, вернулась потом в Венгрию. Во всяком случае, там есть область, которая называется Кунзаг (Кипчакия) и делится на два округа — Кишкунзаг (Малая Кипчакия), занимающая часть междуречья Дуная и Тисы, и Надькунзаг (Большая Кипчакия), расположенная на правобережье Тисы в районе ее среднего течения. В справочниках отмечается, что живущие здесь кипчаки сохраняли свою автономию и свой язык до конца XVIII века и только потом были ассимилированы. А Иштван Коныр, о котором говорилось здесь, свидетельствовал, что кипчаки в Венгрии еще есть, и что для них приезд в их страну казахских деятелей культуры и артистов — настоящий праздник.
Кипчаки, живущие сегодня в Венгрии, с сожалением приходится констатировать, в своей массе не знают народных обычаев, забыли родной язык. Но вместе с тем в среде венгров растет интерес ко всему, что связано с далекой историей. Сборник казахских народных песен, составителем которого является Янош Шипош, вызвал огромный резонанс. Множатся публикации о современном Казахстане, его истории. О казахах, казахах-мадьярах.
Память о Востоке, о своем восточном происхождении венгры хранили на протяжении всех столетий после обретения европейской родины. Венгерские путешественники и исследователи добирались до многих восточных стран, и в том числе до территории современного Казахстана. Культура и общество казахов интересовали венгерских учёных по двум причинам: во-первых, чтобы выявить новые материалы для определения хронологического порядка своей истории, так как первоначально они проживали на территории Северного Казахстана, затем в Приаралье. Во-вторых, чтобы изучить историю кипчаков, генетически связанных с казахами, слившихся с венграми 800 лет назад уже на европейской родине.
Сегодняшние следы
Итак, венгры установили истину своего происхождения. Оказалось, венгры — прямые потомки казахов. В честь этого и провели в июле в Костанайской области первый международный казахско-венгерский фестиваль. Венгерский посол в Казахстане Янош Немет сказал на празднике, что история мадьяров, которые жили здесь, навсегда связана с племенами Среднего жуза — с аргынами, коныратами, кипчаками. Организаторы фестиваля уверены — именно в Жангельдинском районе Костанайской области компактно проживают ближайшие родственники венгров — казахи из рода мадьяр.
Организаторами фестиваля стали посольство Венгрии в Казахстане, частный фонд «Бауырлар», созданный специально для проведения мероприятия, и группа венгерских ученых, которая в прошлом году инициировала экспедиции по всей Тургайской области.Венгерский ученый Андраш Биро рассказал, что в ходе экспедиции им были проведены большие антропологические и генетические исследования, которые показали, что именно тургайские казахи из рода «мадьяр» больше, чем представители других среднеазиатских и кавказских народов, идентичны с венгерскими мадьярами. Было отмечено много общего между национальными культурами, языками и даже устным народным эпосом, сохранившимся у обеих сторон. Приведем еще раз слова посла Венгрии в РК Яноша Немета: «Народ, не знающий своих корней и своей истории, не имеет будущего, поэтому для Венгрии очень важны корни, которые, оказывается, идут из Казахстана. Когда Президент Казахстана наметил задачу — сохранить культурное историческое наследие казахского народа — это стало важным приоритетом для общества, и мы со своей стороны с помощью этого мероприятия — первого Международного казахско-венгерского этнофестиваля «Встреча через века» — хотим внести свой вклад в сохранение культуры и родственных связей между двумя нашими государствами».
В эти же дни казахские дипломаты в Венгрии съездили в город Карцаг — столицу Большой Кумании. В своей речи посол Казахстана Рашид Ибраев был так же торжественен, как и его венгерский коллега: «И сегодня, спустя века, мы видим в братьях-венграх достойных представителей Великой Степи в центре Европы. И особенно отрадно, что между Казахстаном и Венгрией сохраняется неразрывная связь, которую поддерживает степной этнос кипчаков в Карцаге. Ведь именно в этой исторической местности произошел сплав мадьярской и кипчакской культур».
Редактор координатор газеты Наш МирРустам АРИФДЖАНОВ |