"Портал–Кредо.Ru": Как Вы можете прокомментировать реакцию в религиозной среде на письмо академиков с критикой растущего в России клерикализма?
Джаннат Сергей Маркус: Лукавство клерикалов, возмутившихся письмом академиков, очевидно. Они думают, будто президент и общество не знают, что на защите Конституции настаивают и атеисты, и мусульмане, и правозащитники самых разных убеждений, и все христиане, не имеющие чести принадлежать к РПЦ МП, а это и миллионы православных, и католики, и протестанты. Они лукавят дважды, заставляя нас поверить, что единственно представляют глубинное духовное наследие наших предков. Но "Православие – Церковь – клерикализм" это не одно и тоже.
Не хотелось обсуждать внутренние проблемы РПЦ МП, но вызов, брошенный обществу, побуждает сказать о социальных негативах, которые несёт сегодняшняя клерикальная группировка, вещающая будто бы от имени российского Православия и всей православной Церкви. Последние 15 лет беспрецедентной свободы иерархи Московской патриархии не использовали для того, чтобы избавить институт МП от средневековых рудиментов, противоречащих Евангелию и Святоотеческой традиции. О необходимости этого говорили ещё отцы Собора 1917-18 гг.
В итоге, в XXI век, не желая реформироваться, вошёл институт, сам крайне болезненный, архаичный, не желающий самоочищения. Декларируя соборность, он не допускает к управлению ни мирян, ни белое духовенство. Отказ от соборной работы вреден не только внутри, но и вовне – как пример феодального недемократичного властвования и самоуправства. Провозглашая евангельскую бедность и аскетизм, МП стала самым непрозрачным финансовым организмом, втёмную крутящим миллиарды рублей – это сейчас самая закрытая и неуязвимая сфера теневой экономики. Причём, МП неоднократно публично демонстрирует связь с алкогольным бизнесом, губящим население. Сам Патриарх награждает церковными (!) орденами воротил алкобизнеса, а глава Миссионерского отдела освящает источники для производства водки. Как с такими клерикалами можно осуществить "сбережение народа"?!
Декларируя необходимость решения демографического кризиса, иерархи-монахи по-прежнему считают идеалом святости именно монашество. В итоге, десятки тысяч здоровых мужчин и женщин пополняют монастыри – вместо того, чтобы свою духовность и знания передать следующим поколениям, создав семьи.
Провозглашая ценность покаяния, МП до сих пор не изживёт тот страшный Раскол, который в XVII веке разделил русских на два враждебных лагеря – "первую в русской истории Гражданскую войну", по словам Солженицына. В отношении всех иноверцев до сих применяется "язык вражды" далёкого средневековья. Это психологически, и дипломатически мешает России наладить диалог с мусульманами, католиками, протестантами и иными духовными традициями мира. А внутри страны – наладить межконфессиональный диалог не "для галочки", а через покаяние перед теми народами, которых "крестили огнём и мечом".
Увы, этот список можно продолжить… Одно очевидно: нашему обществу пора расстаться с иллюзиями, что РПЦ МП – некритикуемый и единственный носитель "духовности и государственности". Пора осознать гуманистическое благо Конституции, дающей право духовного выбора, критики и диалога всем гражданам. Пора осознать имперско-культурную мощь России, вбирающую веками в себя разные народы и разные веры: славянские, тюркские, финно-угорские и многие другие; христианские, исламские, буддийские и многие иные.
Ценность письма академиков в том, что оно побуждает государство вспомнить, немного переиначив, слова Евгения Шварца и твёрдо сказать: "Клерикалы, знайте своё место!" И различать Православие – Церковь – клерикализм.
Беседовал Валерий Емельянов,
для "Портала-Кредо.Ru"
|