В 1978 году в Америке вышла книга историка Майкла Харта «100 великих людей». В ней автор привел перечень из ста исторических лиц, чье влияние на историю человечества было особенно заметным. Многих обрадовало, а у многих вызвало массу возражений, то, что первым в списке великих людей, автор поместил пророка Мухаммада,. История жизни пророка Мухаммада,,была помещена прежде жизнеописания Иисуса, (а.с.), так как, по убеждению Майкла Харта, посланник Аллаха оказал большее личное влияние на создание и развитие Ислама, нежели Иисус — на создание Христианства. Ниже мы приводим текст из этой книги, дополненный аятами Священного Корана.
То, что пророк Мухаммад,,стоит на первом месте перечне самых влиятельных исторических лиц, описанных в бестселлере американского историка Майкла Харта, может удивить одних читателей, а у других вызовет возражения. Однако это единственный человек в истории, чья деятельность была чрезвычайно успешной и в религиозной, и в политической жизни.
Пророк Мухаммад,,стал основателем одной из великих мировых религий — Ислама и политическим лидером, добившимся необычайных успехов. И сегодня, спустя четырнадцать столетий после его смерти, влияние Ислама в мире остается необычайно мощным.
Большинство персонажей книги «100 влиятельных людей» имели то преимущество, что они родились и воспитывались в центрах культуры, жили среди цивилизованных народов, игравших ключевую роль в истории. Пророк Мухаммад,,родился в 570 году в Мекке, в южной части Аравии; в то время это был отсталый регион, удаленный от центров торговли, ремесел и просвещения. С шести лет пророк Мухаммад,,осиротел, рос и воспитывался в бедности. Но его материальное положение улучшилось, когда он в возрасте двадцати пяти лет женился на богатой вдове. Но даже тогда, когда ему уже было под сорок, ничто еще не говорило о том, какую великую роль предстоит сыграть этой личности в истории человечества.
Большинство арабов в те времена были язычниками и исповедовали многобожие. В Мекке, правда, было небольшое количество иудеев и христиан, носителей авраамического монотеизма, однако их робкие проповеди тонули в бушующей языческой вакханалии. Когда Мухаммаду,, исполнилось сорок лет, он впервые получил откровения, и понял, что единственный истинный Бог (Аллах) говорит с ним посредством архангела Джебраила, и сделал его своим избранником ради распространения среди людей истинной веры.
Около трех лет пророк Мухаммад,, проповедовал новую веру в узком кругу родных и друзей. Однако в 613 году он начал выступать с публичными проповедями. Постепенно у него появились сторонники и власти Мекки стали смотреть на него как на смутьяна. В 622 году, опасаясь преследований, пророк Мухаммад,,с группой верных сподвижников (мухаджиров) совершил переселение в Медину (город в 400 км к северу от Мекки), где был гостеприимно принят местными арабскими племенами (ансарами), принявшими Ислам и присягнувшими ему на верность. В Коране Аллах сообщил о великом уровне этих людей: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это — великое преуспеяние». (9:100)
Этот исход из Мекки, получивший название “хиджра”, стал поворотным этапом в жизни пророка. Если в Мекке у него были немногочисленные последователи, то в Медине их число стало значительно больше, и вскоре он приобрел такое влияние, что превратился там, по сути, в полновластного правителя. В следующие несколько лет, когда число последователей Мухаммада,, быстро росло, начались военные столкновения между язычниками Мекки и мусульманами Медины. Война эта закончилась в 630 году триумфальным возвращением посланника Аллаха победителем в Мекку. Последующие два с половиной года жизни пророка ознаменовались быстрым переходом арабских племен в исламскую веру.
Накануне своей смерти в 632 году Пророк Мухаммад,, уже был правителем всей Южной Аравии, Ислам торжественно шествовал по Ближнему Востоку. Аравийские бедуины были известны как свирепые воины. Правда, они были сравнительно малочисленны, среди них часто происходили междоусобные войны и у них не было большого войска, как в северных государствах с оседлым земледельческим населением. Однако небольшое войско арабов, объединенных впервые в истории посланником Аллаха, и вдохновленных искренней верой в истинного Бога, смогло осуществить завоевания, поразительные по своему размаху. На северо-востоке Аравии простирались владения новоперсидской империи Сасанидов, а на северо-западе находилась Византийская империя. Численно мусульмане явно уступали своим противникам. Тем не менее на поле битвы муджахиды, вдохновленные Исламом, быстро покорили всю Месопотамию, Сирию и Палестину. К 642 г. они отняли у Византии Египет, а персидское войско было разгромлено в решительных битвах при Кадисии в 637 г. и при Нехавенде в 642 г.
Но и эти великие завоевания, осуществленные под руководством ближайших сподвижников и последователей пророка Мухаммада, — Абу Бакра и Омара ибн Хаттаба (да будет доволен Аллах ими обоими) не означали конца исламских завоеваний. В 711 г. мусульмане захватили Северную Африку и дошли до Атлантического океана, после чего переплыв Гибралтарский пролив, покорили вестготскую Испанию.
Был момент, когда казалось, что мусульмане могут покорить всю христианскую Европу. Лишь в 732 году мусульманские войска, дошедшие до центра Франции, потерпели там поражение. Тем не менее за столетие эти бедуины-воины, вдохновленные Кораном, создали империю, простиравшуюся от границ Индии до Атлантического океана — самую обширную в те времена. И повсюду в завоеванных краях появилось множество последователей новой веры.
Не все эти завоевания оказались одинаково прочными. Испанцы через три с половиной века, с трудом отвоевали весь полуостров в результате христианской Реконкисты. Месопотамия же и Египет, эти две колыбели древнейших цивилизаций, остались мусульманскими, как и Северная Африка. Новая исламская религия в последующую эпоху продолжала распространяться далеко за границами первоначального региона мусульманских завоеваний. В настоящее время на Земле проживают около полутора миллиардов мусульман.
Как же оценить общее влияние личности пророка Мухаммада,, на историю человечества? Ислам на всем протяжении своего развития оказывает огромное влияние на жизнь мусульман и соседствующих с ними народов. В своей книге «100 великих людей» Майкл Харт уделил особое внимание основателям Христианской религии. Так как христиан в мире примерно в полтора раза больше, чем мусульман, то может показаться странным, что Пророк Мухаммад,, в этой книге поставлен впереди Иисуса (а.с.). Но для этого есть два веских основания. Во-первых, Пророк Мухаммад,,сыграл более важную роль в развитии Ислама, нежели Иисус (а.с.) в развитии Христианства, хотя Иисус заложил основы морали и философии Христианства (поскольку эти нормы отличаются от иудаистских); но именно Павел внес основной вклад в создание Христианского богословия, являясь автором значительной части Нового Завета. Распространение Христианства и рост приверженцев этой религии историки также связывают с личностью Павла.
Пророк Мухаммад,,был создателем исламской теологии и морали в целом. Он также сыграл основную роль в умножении числа верующих и был первым, кто воплотил Законы Аллаха в жизнь. Сверх того, пророк, является передатчиком Послания — боговдохновенной книги — Корана. Слова Аллаха, являющиеся одновременно и словами пророка Мухаммада, являют собой Коран, записывавшийся еще при его жизни, и вскоре после его смерти приобретший законченную и аутентичную форму: 40. Несомненно, это (т. е. Коран) — слова благородного посланника (т. е. Мухаммада). 41. Это не слова какого-то там поэта. Мало же вы веруете! 42. И не слова прорицателя. Мало же вы внимаете наставлению! 43. [Коран] ниспослан Господом обитателей миров. 44. Если бы он (т. е. Мухаммад) приписал Нам какие-либо речи, 45. то Мы схватили бы его за правую руку. 46. Потом Мы перерезали бы ему сонную артерию, 47. и никто из вас не отвратил бы от него [Нашего наказания]. 48. Воистину, он (т. е. Коран) — наставление для богобоязненных. 49. Но Мы знаем определенно, что среди вас есть такие, которые опровергают его. 50. Ведь, воистину, он (т. е. Коран) — горе для неверных. 51. Воистину, он — несомненная истина. (Сура 69, «Неизбежное»).
В отличие от Корана, не сохранилось более подробной и точной записи учения Иисуса. А так как Коран не менее важен для мусульман, чем Библия для христиан, то непосредственное влияние идей посланника Аллаха через Коран было огромным. Вероятно также, что относительное влияние пророка Мухаммада, на мусульман сильнее, чем совместное влияние Иисуса и Павла на христиан. А на чисто религиозном уровне, по-видимому, влияние пророка Мухаммада, на историю человечества было несравнимо больше, чем влияние Иисуса (а.с.).
Кроме того, пророк Мухаммад,, в отличие от Иисуса (с.а.с), был не только религиозным, но и политическим лидером. Если учесть его роль как вдохновителя исламского завоевания, то его можно считать едва ли не самым влиятельным политическим вождем всех времен.
Среди важных исторических событий есть такие, о которых можно утверждать, что они произошли бы и без участия определенных лидеров. Так, южноамериканские колонии, вероятно, смогли бы освободиться от власти испанцев и без Боливара. Но о мусульманском завоевании этого сказать нельзя. Ничего подобного не случалось до пророка Мухаммада,, и нет оснований полагать, что эти завоевания могли быть осуществлены без его участия. Единственный сравнимый пример в истории — монгольские завоевания XIII века, осуществленные благодаря влиянию Чингисхана. Но те завоевания, хотя и более обширные, чем арабские, не были вдохновлены верой в Единого Бога и оказались лишь временными победами. Сeгодня монголы занимают примерно ту же территорию, что и вначале при правлении Чингисхана.
Не так было с мусульманами. От Ирака до Марокко простираются арабские государства, объединенные не только общим языком, историей и культурой, но и единой исламской верой. Особую важность для Ислама представляет Божественное Писание — Коран, дошедший до нас именно на арабском языке. Вероятно, это и спасло арабский язык от распада на ряд различных диалектов, что вполне могло случиться за четырнадцать столетий! Конечно, между арабскими странами есть и различия, и противоречия, но они не должны заслонять от нас существенных черт, объединяющих их всех. Всегда существует реальная возможность объединения этих стран под знаменем Ислама.
Итак, последствия исламских завоеваний VII века продолжают оказывать существенное влияние на жизнь человечества и сегодня. Вот этот синтез огромного религиозного и политического влияний и послужил веской причиной того, что Майкл Харт выделил именно пророка Мухаммада, как самое уникальное историческое лицо.
Подготовил Айдар КАИПОВ |