Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Великий азиатский перелом
Газета "Наш Мир"

    К VIII веку н. э. в Средней и Центральной Азии существовали различные религиозные системы — политеистические и монотеистические: синкретные культы, буддизм, конфуцианство, зороастризм, манихейство, христианство и др. До прихода мусульман-арабов это место на карте называли центром встречи культур Востока и Запада, поскольку именно этому региону была присуща религиозная терпимость, и здесь находили убежище приверженцы различных вероисповеданий, преследовавшихся в странах, где господствовали официальные религии.

    Политическая история Ислама содержит необычайный парадокс, свойственный только этой религии: маленькая арабская группа быстро превратилась в контролируемую мусульманами империю, в могучее религиозное сообщество. Со временем эта структура обрела жизнестойкость и силу в своей способности трансформироваться из религиозной общины, имевшей чисто национальную природу, в культурное сообщество — религиозное и наднациональное явление, сохранившее свое право на существование и статус государства.

    Под знаменем новой религии — Ислама, выступавшей также в качестве идеологии, права и образа жизни, ранее разрозненные и слабые арабские племена объединились и могучим вихрем пронеслись над регионами Азии и Северной Африки, покорив многие народы и исламизировав их. Но процесс был неоднозначным.

    Если Ближний Восток был покорен относительно быстро и легко, то завоевание Средней Азии заняло у арабов более века и потребовало десятка походов. Почти сразу (середина VII в.) был завоеван Харасан, служивший плацдармом для походов на Мавераннахр. Уже в VIII в. в культурном и политическом отношениях Хорасан преобладал над Мавераннахром. Однако в образовавшихся центрах исламизации не было политической стабильности вплоть до прихода Кутейбы ибн Муслима, уммайядского генерала, который окончательно присоединил к халифату земли Большого Хорасана и Трансоксании (к востоку от р. Амударья), включая города Бухару и Самарканд. Это можно объяснить несколькими причинами: упорным сопротивлением местного народа; недостаточным развитием государственного аппарата у арабов и их неопытностью в делах управления; политической нестабильностью в арабском халифате. Но, несмотря на это, ранние походы арабов подготовили благодатную почву для последующих завоеваний.

    Битва у реки

    Окончательные претензии западных и восточных завоевателей разрешила Таласская битва (751 г.) между арабами и китайцами, когда в VII—VIII вв. китайская империя династии Тан стала претендовать на часть Туркестана. Интересы двух великих воинственных империй, подобно ножницам, схлестнулись на землях нынешнего Казахстана. Это произошло под Атлахом, небольшим тюргешским городом, который в те времена располагался на берегу реки Талас.

    Официальной причиной для сражения послужил отказ вассала Средней Азии, располагавшегося в Шаше (ныне Ташкент), в повиновении китайской империи. В результате, наместник танского императора, генерал Гао Жианжи, напал на город. Шашский правитель попросил перемирия, на которое Жианжи вначале согласился. Однако вскоре он нарушил свои обещания и отдал город на разграбление китайской армии. Мужчины были уведены в плен, а женщины, дети и престарелые убиты. Шашский вассал был обезглавлен. Его наследник бежал и обратился за помощью к Аббаситской империи. Именно сын правителя города Шаша, Зияд ибн Салих, отец которого был убит китайцами, привел к Таласу многотысячное арабское войско.

    Китайская разведка доложила о намерениях арабов напасть на четыре китайских округа в Жию (современный Синьцзян и части Казахстана и Афганистана). Гао Жианжи решил первым напасть на арабов. Из-за политического влияния танского Китая в Средней Азии, войска карлукских тюрков и Ферганского ханства выступили на китайской стороне. Танская армия под предводительством Гао Жианжи двинулась в поход длиною более 700 китайских миль и столкнулась с арабской мусульманской армией у реки Талас (близ Тараза). Так произошла знаменитая и судьбоносная битва в истории Азии и мира.

    Битва продолжалась 5 дней. Карлыкские тюрки, видя, что битва складывается не в пользу китайской армии, перешли на сторону арабов. Силы Гао Жианжи подверглись атаке с двух сторон, арабской и карлыкской. Китайская армия не смогла удержать позиции и начала отступление.

    Два генерала под командованием Гао Жианжи, Ли Сие и Дуан Жиуши, собрали остатки своей армии и бежали в сторону Анжи, одного из округов в танском Жию. Отступающие войска ферганских союзников непреднамеренно заблокировали путь танской армии. Боясь преследования арабов, генерал Ли Сие приказал своим войскам уничтожить ферганских солдат. Сотни ферганцев были убиты, перед тем как китайцы бежали.

    В ходе пораженческой битвы с арабами, генерал Ли советовал Гао Жианжи бежать. Генерал Дуан проклял его и сказал: “Бегство из-за страха перед врагом — это трусость, спасение путем сдачи армии — неблагодеяние”. Гао Жианжи все же сумел бежать с остатками армии. Практически все танские солдаты были убиты или взяты в плен.

     Если верить арабскому историку ибн аль-Асиру, под городом Атлах были убиты более 50 тысяч солдат китайской армии и 20 тысяч взяты в плен. Неизвестно, сколько погибло воинов со стороны арабов, согдийцев и союзных им армий туркешей и карлыков. Но, видимо, тоже немало.

    После битвы

    Китайцы были изгнаны, но и арабы были вынуждены отступить из-за постоянных внутренних междоусобных войн и восстаний в покоренной Согде. Так, например, в 756 г. война между кара- и сары-туркешами возобновилась и окончательно обескровила каганат. В 759 г. власть перешла к другому тюркскому племени — карлыкам. Карлыки, расселявшиеся на склонах Алтая, входили в состав Западного каганата. С ослаблением власти кагана карлыки все более стремились к самостоятельности, периодически поднимая восстания и переходя в подданство восточных каганов. После падения Западно-Тюркского каганата карлыки попадают под влияние Китая, их вожди принимают китайские титулы, но относительная самостоятельность сохраняется. С начала VIII в. начинается постепенное переселение карлыков на территорию Семиречья.

    В 758 г. карлыки начали наступление против туркешей. Через семь лет, овладев Суябом, перенесли сюда свою столицу. Туркеши частью подчинились, частью откочевали на восток. Карлыкские отряды быстро достигли западных отрогов Тянь-Шаня, очистили от арабов Фергану и среднее течение Сырдарьи. Однако череда побед, обусловленных слабостью противника, сменилась вскоре тяжелыми поражениями.

    В 791 г. уйгуры разгромили карлыков и тибетцев у Беш-балыка, а в следующем году карлыки были разбиты арабами в Фергане. В 798 г. уйгурам покорились западные карлыки, а в 812 г. джабгу (карлыкский правитель) потерпел полное поражение, и войска уйгур дошли до Ферганы, захватив огромное количество скота и людей. Арабы воспользовались ситуацией и заставили бежать джабгу на Ертис.

    Укрепление карлыков обеспокоило первую после арабского владычества династию саманидов, утвердившуюся в Средней Азии. Правитель Самарканда в 840 г. объявил “священную войну” против тюрков и овладел Испиджабом, который впоследствии стал главным центром распространения Ислама. Но именно своевременное вмешательство карлыкских отрядов позволило арабам победить в исторической битве на реке Талас 751 года.

    Ислам

    Особую роль в распространении Ислама в Средней Азии многие исследователи отводят, упомянутому здесь, арабскому наместнику Хорасана (705—715 гг.) Кутейбе ибн Муслиму. Арабский военачальник с завидным упорством трижды пытался обратить бухарцев в мусульманство, но они снова и снова отстаивали свою независимость, сохраняя многобожие. Кутейба собственноручно сжигал идолов на костре, уничтожал книги писцов, ученых и жрецов храмов огня. В итоге, политическая раздробленность поликонфессионального общества не выстояла против единой веры арабов, убежденных в справедливости распространения Ислама с оружием в руках.

    Однако следует отметить, что дальше Таласа в Семиречье арабы не продвинулись. Не сразу повлияла их победа над китайцами и на веру местного населения. Распространение Ислама происходило трудно. Лишь уникальное свойство этой религии адаптироваться к традициям, а также способность взаимодействовать с домусульманской архаикой постепенно стали приносить свои плоды.

    Такие мирные средства, как торговля, проповеди и экономические меры приносили гораздо больше пользы, нежели насилие. Особенно быстро обращались в Ислам купцы: арабы поощряли караванную торговлю различными способами. Эта дальновидная политика способствовала тому, что купцы-мусульмане вскоре стали самой многочисленной, относительно других, прослойкой. Почти во всех городах по караванным маршрутам возвышались соборные мечети.

    Однако все было далеко не безоблачно. Арабские историки и географы свидетельствуют о постоянной войне мусульман с тюрками из соседних с Ферганой и Шашем районов. Именно карлуки, признав в начале IX в. верховную власть уйгурского кагана, утвердившись в Семиречье и Фергане, повели борьбу против арабов, закрепившихся в Мавераннахре. Они активно поддерживали антиарабские выступления.

    Крупные политические события, произошедшие в Средней и Центральной Азии в середине IX в., также осложнили продвижение Ислама. Кроме того, уже в начале IX в. единство арабского халифата пошатнулось. В Хорасане и Мавераннахре стали править местные династии тахиридов и саманидов, практически независимые от Багдада. Енисейские кыргызы после упорной двадцатилетней войны в Центральной Азии сокрушили Уйгурский каганат (840 г.). Образовалось два самостоятельных государства в Туркфане и в районе Ганьчжоу.

    Тем не менее, историческое значение победы над китайцами переоценить невозможно.

    Казахский народ только выиграл и приобрел оттого, что в 751 году на реке Талас мусульмане одержали верх. Если бы тогда победили китайцы, то история пошла бы совершенно другим путем. В 751 г. арабы разбили не только объединенное войско династии Тан, но и положили конец конфуцианской и буддистской экспансии в наши края. С середины VIII века Большой Туркестан, включая территорию нашей страны, уже становится частью мусульманской цивилизации.

    Бумага

    Результатом таласской битвы стало еще одно важное событие, не имеющее прямого отношения к политике, религии или экономике. Тогда мусульмане познакомились с дешевой технологией производства бумаги, которую переняли у китайцев. Арабам удалось захватить в плен китайских мастеров и с их помощью наладить бумажное производство сначала в Самарканде, а затем повсюду в арабском мире. В Китае же бумагу изобрели за 650 лет до этого, но делиться своим знанием китайцы не спешили.

    Продвижение бумаги на Запад произошло благодаря арабской цивилизации, широко использовавшей ее для письма. Большая потребность в бумаге в арабских странах вызывалась как нуждами государственного централизованного аппарата, развитой торговлей, так и значительной научной и литературной деятельностью.

    Сравнительная дешевизна бумаги быстро обеспечила вытеснение из арабского мира пергамента и папируса, которые изготавливались с глубокой древности в Египте. Этому же способствовало широкое распространение арабской письменности. Из Самарканда производство бумаги продвинулось в Багдад, затем в Дамаск, Йемен, в города Египта.

    Сначала арабы из-за отсутствия лубяного сырья использовали тряпье, а затем стали широко применять хлопок. Их важным вкладом в технологию стало растирание, а не толчение массы в ступе, причем для этого были применены мельничные жернова. В течение многих веков арабы сохраняли в Средиземноморье и прилегающих странах монополию на производство бумаги.

    С трудом входила бумага в быт народов Европы, несмотря на всю дороговизну кожаного пергамента, который использовался традиционно для книг и государственных документов. Естественным здесь было первенство страны, имевшей самые тесные связи с арабским миром. Так, первое бумажное производство в Европе было налажено в XI веке в мусульманской Испании, откуда в XIII веке было экспортировано в Италию. Примерно тогда в европейских монастырях начали переводить фундаментальные научные труды мусульманских авторов. Потом переводы писали на бумаге, также произведенной мусульманами, и распространяли по всему континенту, закладывая основы будущего торжества Запада над исламским, конфуцианским и индийским Востоком.

    Другие страны значительно отставали от Испании и Италии. Даты начала изготовления бумаги в других странах Европы: Венгрия — 1300 г., Германия — 1390 г., Англия — 1494 г., Россия — 1565 г., Голландия — 1586 г., Швеция — 1698 г.

    Таким образом, овладение арабами китайскими секретами производства бумаги стало событием не менее значительным и масштабным, чем сама битва на реке Талас. Потому что на этой бумаге впоследствии свои труды писали ибн Сина, аль-Фараби, ибн Рушд, аль-Хорезми, Бируни, ибн Халдун, аль-Рази и многие другие учителя европейских гениев науки.

Зам. гл. редактора газеты Наш Мир Таир АДИЛОВ

Категория: История | Просмотров: 2547 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Август 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана