Более двадцати трех веков отделяют нас от жизни и деяний Александра Македонского. Издано более 30 тысяч посвященных ему научных исследований, литературных произведений, о нем известно множество легенд и мифов, его образ запечатлен в произведениях искусства. Но и сегодня личность великого полководца и государственного деятеля продолжает привлекать внимание историков, философов, археологов, специалистов военного дела и просто тех, кого интересуют страницы развития человеческого общества.
Восточная кампания
О юных годах Александра сохранилось мало сведений. В античных источниках отмечается, что с детства он выделялся среди сверстников своей неординарностью, был умным, смелым, гордым и честолюбивым, его наставником был знаменитый философ Аристотель. Шестнадцатилетним Александр принимает участие в сражениях, поражая своими военными способностями и отвагой. «Поищи царство по себе. Македония для тебя тесна», — сказал как–то Александру его отец Филипп. Знал бы тогда царь, насколько пророческими станут его слова, и какая честолюбивая мечта овладеет вскоре его преемником: создать мировую империю, стать властелином всего обитаемого мира.
Поход на Восток, завоевание Азии ставил своей целью еще отец Александра Филипп, в годы правления которого Македония стала могущественным государством, игравшим ведущую роль на Балканском полуострове.
Восток всегда манил к себе эллинский мир богатством и роскошью. Но еще не начаты были военные действия, как пришло известие о гибели Филиппа. Царем Македонии был провозглашен двадцатилетний Александр. Он развил организационную структуру армии, многое сделал для укрепления ее боевых качеств и весной 334 года возглавил всеэллинский поход на Восток.
Через полтора года с начала восточной кампании Малая Азия, Финикия, Сирия, Египет лежат у ног молодого царя. Теперь Александр торопится достигнуть Персеполя, являвшегося символом могущества Ахеменидской державы и в то же время самым враждебным из азиатских городов. И вот, его армия входит в эту главную резиденцию персидских царей. С падением Персеполя начинается превращение македонского царя в восточного владыку. С этого времени он восседает на троне персидских царей под золотым куполом, требует от своих подчиненных исполнения восточного ритуала поклонения.
Но жив еще последний из ахеменидов — Дарий, укрывшийся в столице Мидии — Экбатанах. И Александр вновь бросает свою армию навстречу персидскому царю. Не приняв боя, Дарий бежит. В его войске зреет заговор: бактрийцы желают поставить во главе государства своего сатрапа Бесса, еще одного из династии ахеменидов, они берут царя в плен. Со смертью Дария, последовавшей вскоре от нанесенных ему ран, завершается крах персидской империи, просуществовавшей более двух веков.
Воздав царские почести умершему царю персов, Александр пускается преследовать Бесса как изменника и узурпатора. Для организации сопротивления македонскому царю Бесс принял тронное имя ахеменидов — Артаксеркс и сумел сплотить под своими знаменами бактрийцев, согдийцев и кочевников, живущих за Яксартом (Сырдарья). Однако с приближением греко–македонского войска он уводит своих приверженцев в Среднюю Азию. Александр преследует Бесса по пятам и так оказывается на пороге неизведанного мира, ведь в представлении древних греков ойкумена — обитаемый мир — это Европа, Азия и Африка.
Ранней весной 329 года, одолев труднодоступные заснеженные перевалы Кавказского хребта (так греки называли Гиндукуш), Александр привел свое войско в Южную Бактрию. Так начинается поход Александра Македонского по землям Средней Азии, в том числе по территории современного Узбекистана. Бактрия занимала северную часть современного Афганистана и южные районы Узбекистана и являлась одной из важнейших ахеменидских сатрапий. Но и в Бактрии, и в соседних Согдиане и Хоразмии персидское господство не было прочным. Земли эти упоминаются еще в древней «Авесте» как процветающие и изобильные. Все древние историки отмечают, что здешние скифские племена вели кочевой образ жизни, но в долинах рек проживало оседлое земледельческое население, там уже сложились классовые отношения. Природа щедро одарила эти земли плодородными почвами, многочисленными водными источниками. Изобильно плодоносили сады и виноградники, возделывался хлеб, на пастбищах паслись стада. Высоким было и воинское искусство народов Средней Азии.
Переправа
Бактрия неприветливо встретила македонского царя, но его войско упорно продвигалось в глубь страны. В стане же Бесса царило смятение. Как только войско Александра перевалило Гиндукуш, многие бактрийцы покинули новоявленного царя персов, с оставшимися силами он бежал за Окс (Амударья), в Наутаку. Среди приверженцев Бесса находились представители местной знати — согдиец Спитамен и бактрийцы Оксиарт и Датаферн. В Наутаке Бесс сжег все свои средства переправы через реку и стал собирать новое войско.
Александр, между тем, выходит к первому бактрийскому городу — Драпсаке. Дав здесь войску отдых, он весной 330 года без труда покоряет крупнейшие бактрийские города — Аорн и Бактры, где размещает свои гарнизоны. Завоевав южнобактрийские земли, Александр получает важный плацдарм для дальнейшего продвижения в Среднюю Азию.
Путь к Оксу лежал через безводную пустыню, греко–македонское войско прошло через нее с большими трудностями и лишениями. Река поразила своей шириной и стремительным течением. Но Александр принимает решение форсировать Окс, используя в качестве средств переправы кожаные мешки, сшитые из наметов от походных палаток, и бурдюки, набитые соломой. Переправа на противоположный берег заняла несколько дней.
До самого последнего времени место переправы греко–македонских войск через Окс не было уточнено: одни исследователи считают, что это Бактры, другие называют район Карши или селение на пути в Бухару, место между Термезом и Келифом. Сегодня можно назвать место переправы с абсолютной точностью. Она произошла в 30 километрах к западу от Термеза, близ селения Чушка–Гузар.
Сопротивление
Дальше преследовать Бесса не пришлось: к Александру прибыли посланники от Спитамена и Датаферна с предложением выдать персидского царя, содержащегося под стражей в Наутаке. Переправившись через Окс, Александр Македонский устремляется в центральные области Средней Азии и вскоре достигает столицы мятежной Согдианы — Мараканды. Как и в случае с Бессом, он рассчитывал на помощь Спитамена. Но тот сам призвал народ Согдианы к восстанию: если на македонского царя смотрели здесь раньше, как на освободителя от персидского ига, то теперь его воспринимают как иноземного завоевателя.
Жестоко расправившись с восставшими согдийцами, Александр двинулся к Танаису (Сырдарье). Здесь он решил основать новый город как свой форпост и защиту от заречных кочевников. Но едва начинается строительство города, как вновь вспыхивает восстание бактрийцев и согдийцев, не желавших мириться с подчиненным положением. Буквально стерев с лица земли несколько крупных городов бактрийцев и согдийцев, македонский царь, наконец, начинает строительство Александрии–Эсхаты. Всего за двадцать дней город был построен, обнесен стенами, заселен эллинскими наемниками, непригодными к службе македонскими солдатами и пожелавшими поселиться здесь «варварами». Но теперь заволновались заречные кочевые народы, видя в этом городе угрозу своей независимости. Скифский царь повелел разрушить Александрию–Эсхату. Александр приложил все силы, чтобы добиться заключения мира с кочевниками: его мысли вновь устремлены к Согдиане, где вспыхнуло очередное восстание. Он выводит свое войско из Александрии–Эсхаты и, двигаясь днем и ночью, утром четвертого дня достигает Мараканды. Весь свой гнев он обрушивает на согдийцев, огнем и мечом буквально опустошая страну.
Зиму 329–328 годов Александр проводит на территории Бактрии, южнее Окса, в Зариаспе. А весной 328 года вновь начинаются восстания свободолюбивых народов Бактрии и Согдианы, в Мараканде опять появляется Спитамен. Оставив часть войска для подавления очагов мятежа в Бактрии, Александр вновь переходит Окс и вторгается на земли Согдианы. По имеющимся свидетельствам древних историков, в том числе Арриана, можно судить о том, что и это замирение Согдианы было крайне жестоким. Страна буквально обезлюдела: военачальнику Гефестиону было приказано заселять согдийские города. К этому времени относятся и сообщения об основании Александром в Согдиане и Бактрии восьми укрепленных городов, что также свидетельствует о размахе сопротивления в Средней Азии и необходимости для македонского царя иметь здесь свои цитадели. Руководствовался Александр и другими соображениями: в своем завещании он предписывал строить на землях Азии новые города, производить массовые переселения из Азии в Европу и наоборот, он стремился достичь главной цели — населить свою всемирную империю единым народом.
Крылатые воины
Спитамен же все еще не побежден. Но это была последняя зима отважного предводителя мятежных народов — его сподвижники, решившие перейти на сторону Александра, убили Спитамена и послали его голову македонскому царю. По другой версии (Курций Руф), Спитамена убила его жена, измученная бесконечными опасностями и тяготами походной жизни.
С наступлением весны 327 года очаги мятежа перемещаются в южные горные районы, заснеженные и труднодоступные. Главным противником македонского царя выступает часть согдийской знати, крайне враждебно настроенной к Александру. Эти согдийские аристократы засели в своих неприступных горных замках и оказывали огромное влияние на все население Согдианы. Греческое название этих крепостей и замков на вершинах гор — петра (скала).
Первой на пути Александра была Согдийская скала, или скала Сисимитра, служившая убежищем и семье бактрийского вельможи Оксиарта. На предложение Александра сдаться добровольно осажденные ответили отказом, с насмешкой посоветовали найти крылатых воинов, которые могли бы вознестись на вершину. Александр, пообещав высокое вознаграждение, отправил ночью к скале 300 смельчаков, опытных в скалолазании. Вбивая в слежавшийся снег железные клинья, пользуясь крепкими веревками, большинство из них сумели подняться по отвесным стенам и к утру оказались выше мятежных согдийцев. Осажденные сдались.
В числе пленных оказалась и красавица-дочь Оксиарта — Роксана. Александр влюбился и пожелал взять ее в жены. Тогда Оксиарт сам явился к македонскому царю и был принят с почетом и уважением. От брака с Роксаной родился сын, нареченный Александром IV, ему суждено было стать последним царем македонской династии.
Конец македонского царя
В 328 году покорение Средней Азии было закончено. Взгляд Александра на народы Азии кардинально изменился, его поразил размах самозащиты и постоянная готовность продолжать борьбу за свою независимость. После 328 года новой становится структура армии Александра — теперь в нее на равных с эллинами началах вводятся персы, представители среднеазиатских народов.
Точку зрения Александра на «варваров» изменил и открывшийся ему высокий уровень древней культуры, искусства Азии, уникальные традиции градостроительства, ремесленничества. Недаром он говорил, что «находит у народов Азии такое, чему не стыдно было подражать».
Летом 327 года, оставив в усмиренных Бактрии и Согдиане своих наместников с большими воинскими гарнизонами, Александр переходит Гиндукуш и начинает свой индийский поход. Все его помыслы устремлены к Гангу, к Великому океану — туда, где по представлениям древних, находится восточный край обитаемой земли, обладание которым дает право на мировое господство.
Но грандиозным планам македонского царя не суждено было осуществиться. В Вавилоне, который он избирает столицей своего царства, его поразила внезапная и жестокая болезнь, от которой на десятый день он скончался в возрасте неполных 33 лет. В ряде исторических источников содержатся сведения, что Александр Македонский погиб в результате заговора, был отравлен.
Восточная политика Александра сыграла огромную историческую роль во встрече западного мира с Востоком, имела грандиозное значение для развития экономики и социально–политической, культурной жизни Азии, а также для всего древнего мира. В Средней Азии греки и македоняне составляли к этому времени правящий слой, и политика сближения содействовала прогрессу, взаимовлиянию греческой и восточной культур. Культура Азии, в свою очередь, оказала огромное положительное влияние на эллинское искусство, что породило качественно новое явление — эллинизм. Особенно ярко эллинизм проявился в Бактрии, Согдиане и Парфии. Это касалось градостроительства, архитектуры, изобразительного искусства, ремесла и религии.
После смерти Александра Македонского его держава — одна из величайших в мире, куда входили Греция, Македония, Малая Азия, восточное Средиземноморье, Египет, Месопотамия, Иран, юг Центральной Азии, северо–западная Индия, стала стремительно распадаться, ведь она не имела ни экономического, ни политического единства и держалась лишь силой оружия. Личность Александра Македонского была чрезвычайно популярна как среди европейских народов, так и на Востоке, где он известен под именем Искандер Зулькарнейн (или Искандар Зулькарнайн, что в переводе означает Александр Двурогий).
Гипотеза — Александр Двурогий
Гипотетически метаисторическая линия восприятия образа Александра Македонского окончательно закрепляется Исламом. Повествование Корана (18:82–102) о Зуль–Карнейне (Двурогом) вполне логично истолковывается экзегетами в связи с образом Искандара–Александра. Примечательно, что методика толкования коранического персонажа Зуль–Карнейна проводится согласно аристотелевской логике семантического сближения известных по биографиям Александра общих мест (топосов). С одной, впрочем, важной коррекцией: второстепенные (видовые) сюжеты из жизни Александра в кораническом переосмыслении образа обращаются в центральные (родовые). Таких сюжетов несколько: обретение могущества на земле, закат и восход солнца, закат солнца в горячий (мутный) источник, сооружение стены между окультуренным миром и миром хаоса Гога и Магога.
Особого внимания заслуживает кораническое упоминание о «горячем источнике». У Арриана и Плутарха его месторасположение фиксируется точно — у реки Окс: «Когда он стоял лагерем возле Окса, возле его палатки забили два источника (вода и масло)» (Ар., IV, 15, 7) и «обнаружили источник густой и жирной жидкости, «...из источника забила чистая и светлая струя, ни по запаху, ни по вкусу не отличавшаяся от оливкового масла» (Пл., Алекс., 57). Совершенно не важно, что забило из источника, и каков был состав жидкости, важно само присутствие сквозного для биографов и повествования Корана мотива. Такого рода совпадения нельзя назвать случайными, а их количество и последующее по своей методике соотнесение с образом Искандара–Александра позволяет поставить вопрос о принципиальной важности аристотелевской топологии в границах пространства, организованного его учеником.
История реального и метаисторического Александра имела свою временную шкалу, встроенную в сакральное время Иудаизма, Христианства и Ислама. Время Александра, не будучи само по себе сакральным, оказывалось внутриположенным и сквозным, буквально «вспарывающим» временную ось каждой из религий Откровения.
Газета "Наш Мир" Таир Адилов |