Два года назад, принимая решение объявить праздничными днями Рождество Христово и Курбан-айт, депутаты мажилиса объясняли свое решение тем, что «95 процентов населения Казахстана исповедуют Ислам и Православие». Больше о религиозных предпочтениях электората они не говорили.
В речах депутатов, выступлениях Президента, документах, указах, докладах, как только необходимо хоть что-то сказать о религиях казахстанцев, сразу же всплывает трехбуквенное сочетание «меж». Межконфессиональный, межрелигиозный, межнациональный…
Вот и в предвыборных спорах, программах, обращениях вместо изложения своей позиции по поводу занимающей все большее место в жизни страны религиозной составляющей, партийные лидеры и активисты предпочитают общий тезис о взаимоотношениях между религиями. То есть не о том, что происходит в стране с православием и его приверженцами, и не о том, что творится в мусульманской умме. А только об одном — уживаются ли вместе, не ссорятся ли, мирно ли сосуществуют? Не ссорятся? И ладно.
А в это время в стране, где основное место всегда занимали ислам и православие, 11 процентов населения уже перешло в другие конфессии. В собрании последователей секты «Свидетели Иеговы», которое проходило на Украине, приняло участие 350 казахов. В Казахстане насчитывается 34 таких обществ, 70 лютеранских, 40 обществ «пятидесятников» и 30 католических. Ну, еще и кришнаиты. Куда уж без этого модного веяния?
А в это время проклевы-вают на плохо пропалываемой почве «Асбат аль-Ансар», “Хизб ут-Тахрир», “Талибан», “Боз гурд», “Жамаат моджахедов Центральной Азии», “Лашкар-и-Тайба», “Общество социальных реформ». Все признаны в Казахстане международными террористическими организациями и решением суда их деятельность запрещена.
Да, радикальный Ислам никогда не был свойственен собственно казахской умме.
Казахи никогда не были фанатиками в религиозных вопросах и отличались веротерпимостью. Казахский Ислам отличался целостностью и отсутствием деления на внутренние течения и направления. Можно так же многократно подчеркивать, что все эти «тахриры», «ансары» и «тайбы» перебираются к нам из-за границы. Но ведь перебираются. Ведь завлекают людей под знамена воинствующего и нетерпимого радикализма.
Знаем, пробовали.
И у православных сограждан проблемы. Именно в Алматы живет и процветает пастор Максим Максимов — президент телеканала CNL, вовлекающий в свою сеть людей, которым православие не уделило внимания. Да что православие — и этнические казахи, люди других национальностей, потянулись в сектантские молельные дома. Да, порой они повторяют правильные слова из священных книг, но при этом методично окучивают население, собирая то по 2000 тенге в месяц, а то и 40 евро «на христианский телеканал».
Что мы противопоставляем новомодным и опасным течениям? Поддержку традиционным конфессиям? Нет, разговоры о межконфессиональном мире — это важная, правильная, нужная тема в полиэтнической стране. Но это только часть религиозной политики государства.
Между тем конфессиональный вопрос является одним из фундаментальных вопросов государственной политики.
Выборы в мажилис, предвыборное позиционирование политических партий могло бы стать важным моментом для определения подходов, как религия и государство, религия и политика. Верующих в стране становится все больше. И вера – жесткий моральный стержень, если не отдавать религиозное воспитание на откуп пришлым миссионерам.
Если же говорить конкретно об Исламе — самой распространенной религии в Казахстане, то включенность его в один из великих мировых духовных центров облегчает казахскому народу приобщение к культурно-цивилизационному богатству всего человечества.
Как же сформулировали идеи в своих предвыборных платформах и программах основные игроки на политическом поле Казахстана?
Все понятно с коммунистами. Косаревская КПРК повторила еще советские установки «В области религиозных отношений коммунисты выступают за признание свободы совести, права исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, за отделение церкви и мечети от государства, а школы от церкви и мечети». И доказывая, что ничто и никогда их уже не исправит, особо подчеркнули: «При этом коммунисты считают необходимым вести широкую атеистическую пропаганду, избегая всякого оскорбления чувств верующих. Предметом деятельности Коммунистической партии Республики Казахстан является пропаганда идей научного социализма, марксистско-ленинского учения и прогрессивной общественной мысли». Никто иного и не ожидал. Хотя коммунисты России давно уже активно работают с православными верующими, зачастую выдвигая религиозную составляющую на передний план своей агитационно-пропагандистской работы.
Социал-демократы из ОСДП не так воинственно атеистичны. Но все, что можно найти о религии в их предвыборной программе укладывается в формулировку «противодействие религиозному экстремизму» и упоминание о том, что казахстанское общество полиэтнично и многоконфессионально.
Ничуть не оригинальнее «Ак Жол». Их тезисы – «обеспечение необходимых условий для соблюдения и гарантий свободы совести» и партия «действует в интересах всех граждан республики, независимо от их социальной, этнической, религиозной, профессиональной принадлежности».
Казалось, что партия, декларирующая приоритет духовного развития в жизни страны, не может обойти религию, как важнейший компонент этого духовного развития. Ничего подобного. Декларация у партии «Руханият» действительно есть. Вот она: « Казахстан не сможет уверенно двигаться в будущее без духовного обновления».
Согласны. А конкретно?
«Духовный потенциал нации — единственная реальная и эффективная сила, способная возродить страну, решить государственные, политические, экономические и социальные проблемы».
Да, это понятно. Хотелось бы все-таки конкретности. И?
«Государственная стратегия Казахстана должна опираться на историческое наследие, богатейший опыт общественного развития, духовность нации и патриотизм».
В общем, надо ратовать за духовное обновление, потому что духовное обновление — это все. О религии у поборников особой духовности вообще ни слова. Коммунисты хотят быть честнее. Помните? Будут бороться за нравственность путем атеистической пропаганды. Глупо, конечно, но хоть честно.
Есть в казахстанском политическом раскладе партия, которая казалась мне интересной своей ориентацией на сельских жителей. Именно казахский аул в силу исторических обстоятельств остался хранителем самобытных традиций казахского народа. Что бы ни говорили о малой религиозности казахского народа, Ислам был и остается, особенно на селе, одним из краеугольных камней национальных традиций. Что же мы читаем в предвыборной программе партии с таким замечательным названием « Ауыл»?
«Мы за общественно-политическую стабильность, межнациональное, межконфессиональное согласие и гражданский мир, как необходимые условия развития общества».
Все. Больше ни намека на то, что в нашем обществе, в нашем селе есть люди верующие, люди, считающие своей верой Ислам, и их становится все больше. И это «Ауыл»? Или очередная политическая группа, сформировавшаяся на асфальте Астаны и Алматы?
Уже слышу возражения. Что, мол, прицепился к маленьким и еще более маленьким партиям. Мало ли что у них там написано или не написано. Они может и в мажилис не пройдут. А значит не так уж и важно, что там в предвыборных программах аутсайдеров. Важно, что в платформе партии «Нур Отан». Они по самым разным прогнозам займут от 60 до 80 процентов депутатских кресел. Они и будут управлять страной, нести ответственность.
Эта ответственность в документах «Нур Отан» чувствуется.
Безусловно, есть уже привычные и необходимые тезисы о «расширении диалога культур и цивилизаций», о том, что многонациональная партия представляет «интересы граждан самых разных этносов, религиозной принадлежности»… И еще раз о том, что устремления партии направлены на защиту «всех граждан страны независимо от их … религиозной принадлежности». А потом еще раз, что будут добиваться «жесткого соблюдения законодательства, пресечения любых попыток разжигания межнациональной, межконфессиональной и любой другой социальной розни».
Да, понятно уже. Все всё поняли. Ладно, трусоватость других — маленькие, всего боятся. Но главная партия страны может же произнести, прописать такие нестрашные слова, как «Ислам» и «Православие». Ведь это религии, которые веками были присущи той или иной части населения Казахстана. Согласись же, уважаемая партия власти, что эти фундаментальные религии в Казахстане есть, они развиваются, у них появляются новые последователи. Определите, что вы собираетесь с этим делать, как помогать.
Мне кажется, боязнь, что не дай, Бог, произойдут какие-то трения между православными и мусульманами, настолько пугает, что формулировку о межконфессиональном согласии повторяют уже просто, как заклинание. Не будет конфликтов и столкновений. Бог не даст.
Но, не уделяя внимания традиционным религиям, не замечая их, мы подспудно поощ-ряем культы и культики, секты и секточки, далеко не всегда безобидные, но всегда стирающие традиционную самобытность и славянского населения Казахстана, и неславянские этносы страны, прежде всего казахский.
Смогла же партия «Нур Отан», отчитываясь о сделанном, вписать в предвыборную программу тезис о том, что «Астана стала мировым центром межрелигиозного общения, где уже прошли два съезда лидеров мировых и традиционных религий».
То есть понимание необходимости в большей ориентации на традиционные религии есть, если это касается общемировых тенденций, а если внутриказахских — еще нет?
«Сегодня наш опыт межконфессионального мира и согласия признан международным сообществом в качестве образцовой модели «диалога цивилизаций», — записано в платформе «Нур Отан». Искренне рады. Но казахи, казахстанцы в этом замечательном диалоге какую цивилизацию представляют?
Вы же уже ответили на этот вопрос. Рождество и Курбан айт объявлены в стране праздничными днями. Значит, есть преференции. Есть понимание, какие религиозные течения в стране наиболее популярны. А значить должно прийти понимание, что религиозные вопросы — это насущные вопросы государственного строительства. Спецслужбы, столкнувшиеся с экспортным вариантом политического ислама или христианского сектантства, уже осознали, что кто-то должен приводить в соответствие системы ценностей религии и государства. Желательно, чтобы этим «кем-то» оказался именно тот, кому это больше всего нужно, то есть само государство.
Если говорить о нашей религии, то именно сегодня Казахстану вполне по силам и ко времени разработать собственную модель Ислама. Иначе сценарий прихода мусульманских ценностей в общественную жизнь страны могут написать за нас другие силы и другие идеологи.
Выборные баталии пройдут. Депутаты уже очень скоро займут свои места в мажилисе. Мне кажется, разговор о месте религии в нашей сегодняшней жизни, в дальнейшем развитии Казахстана не надо откладывать на потом. Если не будем говорить об этом и принимать решения в мажилисе, боюсь, что придется говорить об этом на судебных процессах. И принимать другие решения. Осуждать, карать, наказывать. Нашу же молодежь. Ваших же избирателей.
Газета "Наш Мир" - Рустам Арифжанов |