Миссионерство - дело трудное и порой смертельно опасное. Это доказал захват южнокорейских христианских миссионеров в заложники и уже совершившаяся казнь двоих из них. Дело происходит в Афганистане и в этом, казалось бы, нет ничего, несмотря на всю трагичность, удивительного. Это страна, глубоко укорененная в исламе, помноженном на суровый климат и бескомпромиссный менталитет горских народов, страна, в которую явилась целая команда евангелистов и открыто, причем, возможно, даже с музыкой, стала проповедовать. Это не преувеличение - именно так действуют южнокорейские евангелические команды - методом организаций маршей-марафонов. Только они забыли, что никогда в истории этой страны не было сколько-нибудь значимой миссионерской деятельности христиан. И дело не в жестоких талибах. Дело в том, что почти всё население Афганистана представляет одну национально-этническую традицию, которая полностью доминирует на 99% территории страны.
С точки зрения религиозной, это трагическое событие обусловлено тем, что ислам проповедует не активное миссионерство, а призыв - дауат, когда религиозные принципы демонстрируются и пропагандируются через поведение мусульман и через исполнение того, что написано в Коране, который каждый интересующийся может свободно прочесть. Вот потому активное миссионерство, особенно в его протестантском варианте, многими жителями мусульманских стран обоснованно воспринимается как не рассказ или показ, а именно как навязывание религии. Приблизительно так, как это делали несчастные христианские миссионеры в прошлые века.
В Азии любая религия более жестко и более прочно, нежели на Западе, увязана с национальной традицией. В этом ее суровость, но и сила. И речь идет не только об Исламе. Так обстоит дело и в Индии, и в странах буддийского ареала. Нам знакомо, когда японцы, отвечая на вопрос, кто вы по вере, отвечают: "Японец". И это отнюдь не означает механического синкретизма.
Духовный глава тибетских буддистов Далай-лама XIV заявил недавно, говоря о христианских миссионерах в Монголии, что им тут делать нечего, что эта страна иной традиции, отличной от иудео-христианской. И это прозвучало в устах не талиба с автоматом, а личности, которую многие считают воплощением толерантности. Если вспомнить историю Монголии и других буддийских стран, то там никогда не было тотальной борьбы с религией. Здешние коммунисты выдвигали одним из главных лозунгов именно защиту религии. Были и есть репрессии. Но тотальной войны - никогда. В Кампучии, правда, пытались что-то подобное организовать, но тамошний коммунистический режим не просуществовал и нескольких лет.
В общем, весь Восток - дело тонкое, не всегда понятное западной религиозной традиции. Религия в Азии - это незыблемое веками сочетание норм как религиозных, так, в большей степени, и этических. И это не всегда понимают гиперактивные христианские миссионеры. Они также недопонимают то, что их собственная религия имела в своей основе именно религиозный нигилизм, антитезу, отторжение традиции и стремление нести Благую весть всему миру. И поэтому хрестоматийные слова Киплинга "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись" драматически подтверждаются и в наши дни. В Азии же активное миссионерство наткнулось на великую восточную стену традиции. И в этой стене, как показывает нынешняя история, может быть не только слабость, но и сила.
Казалось бы, какой глобальный урок можно извлечь из этих трагических событий в Афганистане? А такой: мы забыли, что воинственная или, скажем иначе, активная христианская миссия является таковой по своей изначальной природе. Как и в российской истории - пришло христианство, огнем и мечом выкорчевало прежнюю нестойкую систему языческого многобожия. Затем никонианское православие потеснила протестантская миссия, правда, в лице не проповедников, а симпатизирующего протестантизму Петра I и его сподвижников. Через два столетия модифицированное по протестантскому образцу синодальное "государственное православие" было вытеснено миссионерами большевиками. Время пошло ускоряясь. И вот уже менее чем через восемьдесят лет, на смену провалившейся марксистко-ленинской идеологии, да еще в сталинской редакции, приходит настоящий бум проповедников, в том числе, кстати, и из Кореи. Куда дальше качнется маятник - это, как говорится, Одному Всевышнему известно.
Иван Нелюбов, для "Портала-Credo.Ru" |