Сегодня человечество с тревогой смотрит в будущее. Завершение холодной войны не принесло с собой мира и стабильности. Целый ряд известных политологов и политиков утверждают, что главная угроза человечеству исходит от разрастающегося конфликта цивилизаций. В чем его суть, какие угрозы он несет в себе для мира, мы попросили поделиться мыслями Максима Шевченко — известного журналиста, автора и ведущего программы «Судите сами» (Первый канал), руководителя Центра стратегических исследований религии и политики современного мира.
— Максим, в чем проявляется конфликт цивилизаций и действительно ли он несет в себе самую главную угрозу развитию человечества на современном этапе?
— Сразу скажу, я не верю в конфликт цивилизаций. Мир — не компьютерная игра, в которой сначала выращиваются фишки разных цветов, а потом они сталкиваются между собой в борьбе за ресурсы и другие интересы. Я вижу конфликт мировых элитных группировок. Именно он опреде-ляет миропорядок. За последние примерно 200 лет в мире образовался мировой консорциум правящих элит, которые между собой враждуют и конфликтуют. Все три мировые войны стали результатом борьбы этих элит за свои интересы.
— Но мы знаем только о двух мировых войнах, которые прошли в прошлом веке.
— Наполеоновская война тоже была по сути мировой. Ни одна из этих мировых войн не начиналась из-за культурных или религиозных противоречий, из-за того, что, на наш взгляд, составляет основу цивилизации. Реальные мировые конфликты — глобальные и локальные — всегда начинаются по экономическим причинам, из-за передела власти, полномочий, рынков, сфер влияния между элитами.
Сегодня таким прикрытием абсолютно ясных меркантильных интересов правящих элит становятся рассуждения о конфликте цивилизаций.
— В одно время очень модной была теория «золотого миллиарда». В соответствии с ней жители наиболее развитых стран Европы, Японии и США в полной мере пользуются всеми благами цивилизации. А весь остальной мир обеспечивает их безбедное существование.
— Этот, так называемый, «золотой миллиард» не базируется на какой-то одной определенной территории. Условно мы считаем, что он проживает на территории Запада.
Но что значит Запад? В Америке 20 млн. человек начинают свой день голодными, потому что им нечего есть. По статистике весьма авторитетного Института Гэллопа, около 6 млн. американских детей каждый день ложатся спать голодными или недоедают. Является ли после этого Америка территорией «золотого миллиарда» и преуспевания?
Мне кажется, что мир делится по вертикальному социально-экономическому признаку — по доступности к элитам.
— А что собой представляют эти современные элиты, каково их происхождение?
— Процесс их создания начался во времена британской оранжевой революции Оранского. Усиление их произошло в период буржуазных революций ХIХ века. В итоге был создан слой суперэлит, которые находятся вне пространства всего остального человечества. Они живут совершенно иной жизнью.
— Кто в них входит?
— Прежде всего, это аристократические роды Европы. Они никуда не делись. Большое заблуждение, что все эти короли, графы, герцоги — нечто типа странноватых птиц с непонятным оперением. На самом деле именно они являются держателями самой элитной в мире клубной системы. Это система, вход в которую так просто не купишь за деньги. Там есть разные уровни клубов: от низовых до суперэлитных, куда приходит, к примеру, принц Чарльз попить виски 200-летней выдержки, выкурить сигару. Там не бравируют роскошью и богатством. Их статус выше денег.
Статус есть статус. И между прочим, то, что вы называете «золотым миллиардом», не имеет отношения к высшей элите. «Золотой миллиард» это их менеджеры и обслуживающий персонал. Вообще этот «миллиард» — нечто вроде категории неких выигрышей в виде билета на пароход удачи. Главным условием наличия этого билетика является лояльность по отношению к существующей системе. Системе, которая обеспечивает им сытую, спокойную, достаточно обеспеченную жизнь с псевдодемократическими ценностями. За этой ширмой существует жуткий, циничный мир, в котором проводятся спецоперации со взрывами, террористами, с атаками на небоскребы, чудовищными постановками, в которых гибнут люди. Люди «золотого миллиарда» стараются не забивать себе этим голову — живут как в матрице.
— А остальной мир?
— Ниже уровня тех, кого можно отнести к «золотому миллиарду», — слой претендентов. У претендентов как бы есть надежда. А сами они живут на грани бедности и достатка. Ниже претендентов живет мировая фавела — нищета. Это миллиарды людей, большая часть человечества. А все попытки поменять общемировой расклад обречены. Этого элиты не могут позволить, и у них есть возможности и средства обеспечивать устраивающий их порядок вещей.
— Ну а что происходит с современными мировыми элитами? Все уже поделено или конфликт интересов разрастается, а для прикрытия обостряющейся борьбы и придуман конфликт цивилизаций?
— Главный конфликт современного мира заключается в непримиримой борьбе элит Старого и Нового Света, другими словами — Европы и Америки. Она не утихает уже почти два столетия.
Ведь США возникли как территория господства протестантских контрэлит, которые с боями отступили из Европы, укрепились на новом континенте и затем выиграли четыре войны со старым соперником за право обладания захваченным пространством. Я имею в виду войну за независимость и три войны начала ХIХ века. Война Севера с Югом была последней попыткой католической Европы покончить с протестантской — по религиозной принадлежности — контрэлитой.
Их противоборство определяет и нынешнее состояние развития цивилизации. Так и оставаясь контрэлитой, американская верхушка не может априори примириться с британскими аристократическими элитами.
Первая и вторая мировые войны были использованы американцами для захвата жизненного пространства, для укрепления своего положения. Вмешательство в войну было для них крайне важным шагом. По сути начался обратный процесс: американская контрэлита высадила в Европе миллион своих солдат. Они возвращались туда, откуда их когда-то выгнали. Вторая мировая война завершилась фактически оккупацией ими Европы. И надо признать, что на самом деле единственным победителем в той войне стали США. Конечно, в победителях ходил и сталинский Советский Союз, но это было в значительной степени обусловлено тем, что американцы позволили нам оставить за собой то, что удалось захватить. Главным врагом для них все же была не Германия, а Европа в целом и Великобритания в первую очередь. Советский Союз вольно или невольно был их союзником в этой борьбе.
После войны американцы приложили все силы для развала британской колониальной империи. Да и французской тоже. Делалось все это главным образом руками Советского Союза.
— А как же противостояние времен холодной войны? Американцы и Западная Европа в ней были по одну сторону баррикад.
— Вся эта холодная война была простой разводкой. Под ее прикрытием американцы успешно решали свои геостратегические задачи. Всерьез ни о какой войне Америки с СССР и речи не было. Ведь до 70-х годов при всех наших достижениях у СССР не было достаточно эффективных средств доставки ядерных боеголовок, способных сделать уязвимыми США. А те такие средства имели еще со времен Второй мировой.
Советский Союз на протяжении более двух десятилетий после 1945 года был абсолютно достигаем и проницаем для американцев в военном плане. Система ПРО появилась у нас лишь в 70-е годы. Сейчас, кстати, она разрушена и представляет собой решето.
— Я так понимаю, что по этому поводу особо не стоит переживать, так как со стороны США реальной угрозы нет. Разве что иные страны, обладающие ядерными военными технологиями и средствами доставки, могут представлять определенную опасность?
— На самом деле Советский Союз и не интересовал США как объект нападения. Скажу больше, появление на мировой карте Советского Союза было большой удачей для американцев. Благодаря борьбе с коммунистической угрозой, американцы проникли в такие районы и регионы, о которых поначалу и мечтать не могли. Но главный враг для США на все времена — европейские элиты. И свободу американцы понимают как свободу от королей и Папы Римского. Американская высшая элита просто хочет занять их место. Все достаточно цинично. И в самой американской демократии есть двусмысленность. Называют себя демократами, а на самом деле — пытки, бомбардировки, насилие с их стороны по всему миру. А правда заключается в том, что это для американского народа высокие слова о демократии, свободе, конституции — те истины, в которые он приучен верить. Для правящей элиты — это пустой звук, бумажка, которая ничего не стоит. Для нее старая конфронтация с европейскими соперниками — вот что существенно.
Хотя надо понимать, что американская элита тоже неоднородна. Есть в ней и представители интересов европейских элит — это демократы-южане. А на защите собственно американских интересов стоят англосаксонские протестантские элиты, которые были, есть и будут доминирующими, пока жива Америка. Ни еврейское, ни ирландское, ни черное или еще какое лобби не будет определять там погоду. Рассчитывать на это — абсолютная иллюзия, полное непонимание американской внутренней ситуации. Белые англосаксы — протестанты, а Джордж Буш их яркий представитель, это те, кто являются господами этого континента. Именно они завоевали его огнем, мечом и кровью и потому никогда его не отдадут.
— Но пост американского президента занимал и католик Кеннеди?
— Кончилось это тем, что ирландец Кеннеди был убит. Произошло это потому, что он не был членом правящей почвенной элиты. Но это еще могли бы допустить правящие элиты США, проявляй он подобающую лояльность. Однако клан Кеннеди был слишком самодостаточен. Он обладал, по сути, неограниченными финансовыми ресурсами, которые позволяли ему оплатить беспрецедентно дорогую предвыборную президентскую кампанию, а позже проводить такие спецоперации, как в заливе Свиней, не согласуя свои действия с госдепартаментом или сенатом, где сконцентрированы представители верхов американских протестантских элит. Без согласия этих элит в стране ничего более-менее важное не должно происходить. Более того, Джон Кеннеди сделал другую роковую ошибку, подписав тем самым себе и своему младшему брату смертный приговор. Роберт Кеннеди был назначен министром юстиции. Получилось, что два высших поста в государстве, определяющих политику страны, оказались в руках одного семейного католического клана, который имел неограниченные финансовые ресурсы для политической деятельности. Именно поэтому американская почвенная элита действовала столь решительно. И кстати, после Кеннеди были введены серьезные ограничения на привлечение денег для проведения избирательных кампаний президентов. Элита подстраховалась на будущее.
— Элиты борются, но мировое сообщество очень сложно и многогранно. В нем происходят разные процессы, в том числе миграционные, усиление роли исламского фактора и многое другое. Создается впечатление хаотичности развития этих процессов.
— Это только впечатление. Тот же Ислам. С таким же успехом его «агрессивную» роль при необходимости могла сыграть любая иная религия. Кстати, очень подходит для нее индуизм, вернее, его некоторые направления. Это произошло бы, если бы американцы начали борьбу за Индостан. Им не составило бы особого труда создать «индуистский фактор» для решения своих задач. В индуизме заложена гораздо более радикальная идеология, и у них есть такие религиозные партии вроде террористических организаций. К примеру, Бхаратия Джаната Парти, которая входит в список правящих партий Индии. «Аль-Каида» на ее фоне отдыхает. Эта индийская партия установила, что кастовая система общества является для страны главной и единственной. Если есть на земле сегодня фашистская партия, так это именно эта партия. Но ее никто не преследует, демократическое сообщество не сотрясает воздух по поводу ее экстремизма.
— А это никому не интересно. Ведь в Индии нет больших запасов нефти и газа.
— Да, у них нет нефти и газа и других особо интересных природных богатств. И никакого конфликта цивилизаций на самом деле не происходит. Его придумал офицер американской разведки Самуил Хантингтон, человек выдающийся. Но все же это абсолютно политтехнологический проект, прикрывающий истинную составляющую мировых процессов.
— А как же быть с исламским «экстремизмом» и «терроризмом»?
— Вы знаете, когда высокие духовные саны повторяют с телеэкранов, что экстремизм не имеет ни религии, ни национальности, они даже сами не понимают, что говорят истину. В мире есть фанатики, безумцы. Они всегда были и, наверное, будут. И то, что принято сегодня называть экстремизмом, на самом деле является реакцией на наступление на права людей и абсолютное порабощение мира. Это от безысходности.
— И Афганистан воюет с разнообразными «освободителями» тоже от безысходности?
— Афганистан я знаю неплохо: доводилось бывать в этой стране неоднократно. Там своя специфика. Люди рождаются с оружием в руках. У них представление о мужском достоинстве и чести определяется умением постоять за свою землю. Афганистан—это территория воинов. И афганцы реагируют в первую очередь не на унижение Ислама. Хотя в советские времена с этим мы тоже здорово дров наломали. Афганистан — сложный котел племенных отношений. Что же касается исламского «экстремизма», я считаю, что «Аль-Каида» — это политтехнологическая постановка заокеанских спецслужб. Совершенно очевидно, что ее существование очень выгодно американским элитам. Дело в том, что «Аль-Каида» позволяет им сегодня проникать в ранее абсолютно недоступные для них территории земного шара: в Среднюю Азию, в тот же Афганистан. Когда входили в Ирак, тоже этим прикрывались — якобы борьба с «терроризмом». Ради таких возможностей можно создать не только «Аль-Каиду», а еще гораздо более серьезные проекты.
Теперь вот конфликт цивилизаций разыгрывается. США выступают в нем в роли защитника христианской цивилизации. Итогом такой «защиты» становится то, что территория земного шара захватывается американскими оккупационными подразделениями. При этом лениво и с очень большой неохотой к ним присоединяются европейские военные подразделения Германии, Франции, Великобритании, Италии. Интересы их элит принципиально расходятся с интересами элит американских. Именно поэтому все заметнее тенденция создания Евросоюзом своих объединенных вооруженных сил, не зависящих от НАТО.
НАТО — тяжелая кабала для Западной Европы. Американская кабала. Европейские элиты намерены скинуть эту кабалу с плеч. Поэтому они активно создают свои вооруженные силы, которые могут принимать решения и действовать независимо от американцев. Уже сделаны достаточно серьезные шаги в этом направлении, и можно не сомневаться, в обозримом будущем этот вопрос будет успешно решен.
Элиты Европы на это не пожалеют ни сил, ни влияния. Им предстоит противостоять экспансии Америки по всему миру. В этом действительно глобальном мировом конфликте интересов армия всегда призвана играть не последнюю роль.
Беседовал Евгений Великанов |