Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
История казахского хаджа
Газета "Наш Мир"

    Паломничество в Казахстане стало совершаться предположительно уже с начала VIII века, т. е. со времени распространения Ислама на казахских землях. Начало распространения Ислама среди жителей юга было тесно связано с Таласской битвой 751 года, когда арабы одержали убедительную победу над войсками китайской династии Тан, не допустив конфуцианской экспансии.

    Проникновение Ислама в среду кочевников не противоречило принципам мировосприятия местных племен, более того, длительное время в мировоззрении номадов уживались традиционные и исламские воззрения. Миссионерский характер мусульманского учения в кочевой среде на территории Казахстана способствовал подобному синкретизму, и Ислам не вытеснял местные традиции, как это происходило в других регионах с городской и земледельческой культурой Среднего Востока и Центральной Азии. В связи с этим, среди кочевников сложилось достаточно стойкое мнение о том, что выработанные в местной культуре представления о добре и следование ему сочетаясь между собой не противоречат основным заповедям Ислама. По сохранившимся образцам устного народного творчества, перед нами открывается картина, в которой на протяжении длительного времени и смены эпох (становлению Арабского халифата, монгольское нашествие, правление эмира Тимура и ханов Золотой Орды, образование Казахского ханства и вхождение его в состав царской России) основные принципы духовной культуры кочевников оставались практически незатронутыми, несмотря на активную деятельность арабских и татарских миссионеров.

    В XIX веке наблюдается бурное развитие Ислама в Казахстане. Этому способствовали близость мусульманских центров Бухары и Самарканда, с которыми казахское население имело исторические и культурные взаимосвязи, а также миссионерская деятельность татарских мулл, поощряемых царской администрацией. С развитием исламских институтов и мусульманского образования в степном крае паломничество обретает все большую популярность среди местного населения, особенно в среде кочевых элит.

    Действия царской администрации по выявлению новых способов влияния на население степного края содействовали укоренению здесь идей Ислама. Однако в политике царской России сложилось двойственное отношение к исламскому фактору в казахской степи. С одной стороны, российские чиновники потворствовали татарским муллам в развитии религиозных институтов, чтобы с их помощью подчинить кочевые племена, а с другой — всемерно ограничивали несанкционированное влияние мулл, ишанов, улемов из Средней Азии. В этот период в городах Казань, Оренбург, Верный, налаживается книгоиздание на татарском, казахском, арабском, персидском и чагатайском языках, где печаталась религиозная литература, в том числе книги, посвященные паломничеству. Стали формироваться маршруты для совершения путешествия в Мекку.

    По архивным данным трудно определить точное количество совершивших хадж с территории нынешнего Казахстана, пока нет полных данных по другим районам, но, тем не менее, динамика развития этого явления свидетельствует, что в это время Ислам был одной из ведущих духовных ценностей для кочевников. Как отмечает Н. Лыкошин в статье «К статистике паломничества в Мекку»: «Число ежегодно отправляющихся в хадж мусульман обыкновенно колеблется, но в конце истекшего года число паломников в Чимкентском уезде достигло небывалой цифры в 188 человек из одного уезда. Заслуживает внимание, что не одни только жители городов Чимкента и Туркестана, сплошь населенных сартами, двинулись в хадж в большом числе (62 человека), но и самые отдаленные кочевья волости, занятые исключительно киргизским (казахским) населением, дали значительный процент религиозных паломников. Так, например, из Чуйской волости ушло в Мекку 20 человек, а из всех волостей уезда насчитывается 126 паломников». Кстати, первым казахом, совершившим хадж, был Нуркен бай из рода уак. Они вместе с женой вернулись на родину через 4 года. Вторым хадж совершил Кулак Самат, который вместе с ногаем Байжан хазретом погибли во время паломничества. В целом по Букеевской орде за указанное время совершили паломничество 500 человек, т.е. каждый год до 30, самое большее в 1885 г. — 76 человек.

    Исследование основных паломнических коммуникаций с территории Казахстана представляет собой сложную проблему, так как пути для массового перемещения паломников только начинали складываться, к тому же, сложная международная обстановка на границах Российской империи могла воспрепятствовать более или менее налаженному маршруту.

     На дорогу от места обитания кочевых народов до Мекки и Медины уходило более одного года. Например, Курбангали Халид, совершивший паломничество в XIX веке, выехал из Семипалатинска 15 февраля 1897 г. и доехал до Медины лишь в январе 1898 года. Его путь пролегал через Россию, Польшу, Австрию, Венгрию, Болгарию, Турцию, Пакистан, Иерусалим, Египет, далее в Саудовскую Аравию.

    Совершение хаджа в XIX — начале XX века для казахов было сопряжено со многими трудностями. Первой проблемой, с которой сталкивались желающие совершить паломничество, была дороговизна этого путешествия. Второй сложностью, учитывая то обстоятельство, что религиозная политика царской администрации со второй половины XIX века перестала поддерживать исламизацию населения в степном крае и сменила курс к устойчивой тенденции русификации и ассимиляции казахов, стала бюрократизация по оформлению загранпаспорта. Третьим было то, что сам процесс паломничества не был хорошо организован, за это дело брались разные люди, порой «нечистые на руку» дельцы.

    Кроме общепринятых для совершения хаджа требований, таких, как достижение совершеннолетия, хорошее состояние здоровья и здравый ум, а также других указаний, паломнику необходимо было также иметь необходимую сумму на расходы для путешествия к святым местам. Последнее условие дополнялось тем, что деньги для хаджа не могли быть взяты в кредит или приобретены иным путем, кроме как заработаны самим паломником. В рассматриваемый нами период на одного паломника требовалась сумма примерно в 100-300 рублей, в которую входили цены на паспорт паломника и консульскую визу.

    Казахи, решившие совершить паломничество, проходили формальности на местах. Об этом подробно рассказывается в статье «Приобретение билетов русскими подданными мусульманами в Мекку», помещенной в газете «Туркестанские ведомости», где говорилось: «чтобы совершить хадж, билеты в Мекку можно купить только в Ташкенте и Верном. Русский подданный мусульманин должен предоставить уездному акиму свидетельство об отсутствии денежных и налоговых долгов перед областной администрацией, а также долгов перед частными лицам, об отсутствии судимости и т. д. Кроме того, трое надежных свидетелей должны дать письменное подтверждение о том, что отъезжающий ежемесячно оплачивает налог, что он в состоянии обеспечить семью, которая остается, оплатить проезд, а также свидетели должны были взять на себя обязанность погашения его долгов, в случае, если он задолжает в дороге. Только после получения разрешения у уездного, ходатай обращается к губернатору для получения билета. В свою очередь, уездный генерал один раз в четыре месяца представляет отчет генерал-губернатору о выдаче билетов. По сведениям газеты, в 1913 г. число паломников: сартов, татар и казахов Туркестана, по сравнению с предыдущим 10-летием, увеличилось в два раза и дошло до 50 000 человек».

    Развитие паломничества в конце XIX века не могло не беспокоить царскую администрацию, поскольку регулирование паломничества вплотную было связано и с международными отношениями. Например, в 1876–1878 гг., в связи с напряженными дипломатическими отношениями между Россией и Турцией, просьбы о разрешении паломничества отклонялись, а паломники подвергались строгому контролю со стороны администрации. Подтверждением вышесказанному могут быть письма чиновников, в которых высказывались опасения по поводу паломников, совершающих хадж через Турцию, которые могли распространять религиозные книги и проводить агитацию среди населения. Негласным надзором и слежкой за «неблагонадежными» занималась тайная полиция. О роли и месте царской тайной полиции в политической системе России того времени весьма точно написал американский журналист Джордж Кеннан, в конце XIX в. изучавший жизнь и быт политических ссыльных в России: «Нет ни одного государства в мире, где бы полиция обладала такой неограниченной властью, где бы она играла такую важную роль, где бы она позволяла себе так бесцеремонно обращаться с личностью гражданина, как в России. В России нельзя ни жить, ни передвигаться с одного места на другое, не имея «установленного дозволения». Особенно это касалось «инородцев», к которым жандармерия относилась с невероятной подозрительностью. На особом учете состояли лица духовного звания. По возвращении на родину они подвергались тщательному обыску, имеющаяся литература изымалась и направлялась в С.-Петербургский Цензурный комитет для проверки.

    После установления Советской власти в религиозной жизни Казахстана произошли негативные перемены. Советское правительство, вначале всячески обещавшее свободу вероисповедания, подвергла религию всестороннему гонению, мечети закрывались, исламские активисты были репрессированы. Само паломничество попало под запрет. За 70 лет Советской власти, по одним источникам, хадж совершили всего 30 человек, по другим — около 100. Так, в 1949 г. совершил паломничество Садуакас Гылмани, которому в 1952 г. было присвоено звание кажы Казахстана. Он родился в 1890 г. в селе Малтабар Акмолинской области. Получил мусульманское образование в медресе, позже стал имамом и открыл медресе для детей.

    В 1958 г. совершил паломничество 66-летний Ахметсафа Калдыбайулы — 1954–1973 гг. имам-хатыб Ново-Семейской мечети. Его отец Калдыбай кажы Каскабайулы, религиозный руководитель Лепсинского уезда, дважды совершал хадж — в конце XIX — начале XX века.

    В 1970 г. руководитель делегации Казахстана на Международной Конференции Парламента в Каире, заместитель председателя Верховного Совета СССР, известный писатель, государственный и общественный деятель Ади Шарипов, получив официальное разрешение из Москвы, посетил могилу отца в Мекке. Отец писателя, Шарип, в возрасте 20–24 лет, в 1916 г. со своим отцом Кайранбаем совершили хадж, где Шарип скончался после болезни.

    После обретения независимости жители Казахстана получили возможность совершать хадж в Мекку, не имея серьезных препятствий. В 1991 году впервые в истории независимого Казахстана совершили паломничество первые 20 человек. В 1993 г. Президент Н. А. Назарбаев в Центральной Алматинской мечети своей речью напутствовал 300 казахстанцев, собирающихся в Мекку. В их число входили представители разных национальностей и возрастов, среди них известные общественные деятели, интеллигенция, люди искусства и простые люди. Сегодня число паломников из Казахстана стремительно увеличивается. В связи с этим Духовное управление мусульман во главе с Абсаттаром кажы Дербисали после переговоров с представителями Министерства по делам хаджа Саудовской Аравии увеличили квоту на посещение Мекки казахстанцами в два раза. В 2006 году в Казахстане было зарегистрировано около 3 тысяч паломников.

Гульмира Мухтарова, кандидат исторических наук

Категория: История | Просмотров: 3648 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 5.0 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Август 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана