Опросы социологов свидетельствуют, что более 70% граждан России считают себя православными. Однако регулярной церковной жизнью живет только незначительная часть, остальные посещают храм крайне редко и могут быть названы христианами лишь номинально.
“В чем причина такого разного понимания церковности с точки зрения священнослужителей и большинства людей, считающих себя православными?” — такой вопрос задали Regions.Ru представителям православного духовенства.
Многие священники не столько привлекают людей в церковь, сколько ограждают свои общины, считает настоятель храма, протоиерей Александр Борисов.
“В большинстве случаев мы сталкиваемся с равнодушием к духовным вопросам. К тому же многие священники не столько привлекают людей в церковь, сколько ограждают свои общины, считая, что они должны состоять только из тех, кто строго соблюдает церковный устав и придерживается достаточно консервативных обычаев”, — сказал протоиерей Александр.
В этом он усматривает и причины огромной диспропорции в соотношении “реальных” и “номинальных” христиан. “Критерий, определяющий отношение человека к церкви, я вижу в его устремленности к вере, к Евангелию, в активной христианской жизненной позиции, а не только в посещении храма ради душевного спокойствия”, — подчеркнул настоятель храма.
“Действительно, люди часто называют себя православными, желая подчеркнуть свою принадлежность к тому, что можно назвать культурообразующей религией. Большинство людей, которые прошли суровую школу воинствующего атеизма, сами или в лице своих отцов и дедов возвращаются к вере. И для многих русских Православие является явлением культурной традиции”, — сказал отец Александр.
“Но для более глубокого понимания Православия нужно научиться молиться Богу, нужно возродить традицию посещения храма”, — заключил священник.
— Мы должны помочь людям, которые, называя себя православными христианами, живут и поступают совсем не по-христиански, — считает Александр Михайлович Копировский, магистр теологии, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института.
“Я уверен, что среди так называемых номинальных христиан достаточно много реальных, хранящих веру в душе, но, вероятно, не умеющих ее до конца реализовать. Но большинство, конечно, связывают себя не столько с верой, сколько с православной культурой. К сожалению, многие члены церкви — и священники, и миряне не столько свидетельствуют об Иисусе Христе, сколько загружают православной идеологией людей, приходящих в храм”, — сказал Александр Михайлович.
“Надо признать и осознать, что громадное количество людей, называющих себя православными христианами, живут и поступают совсем не по-христиански. Нужно помочь этим людям понять, что принадлежность к вере это не формальная принадлежность к какой-то организации, что сначала — содержание и только потом — форма”, — уверен богослов.
Но есть и внутрицерковные причины, уверен священник. “Человека, приходящего в церковь, отталкивает часто совсем не братское и не евангельское к нему отношение. Часто — только набор запретов и указаний и ни слова более. Есть пастыри, которые вольно или невольно “привязывают” человека к себе, а не к Богу”, — пояснил отец Александр.
“Какое в результате сложится мнение о Православии?”, — воскликнул священник. |