Турецкий парламент подавляющим большинством голосов избрал министра иностранных дел Абдуллу Гюля (Abdullah Gul) новым президентом Республики.
«В третьем туре Абдулла Гюль получил абсолютное большинство и был избран 11-м президентом Турции 339 голосами», - сказал парламентский спикер Коксал Топтан (Koksan Toptan), сообщает Reuters.
Два других кандидата, Сабаратдин Какмакоглу (Sabahattin Cakmakoglu) из правой Националистической Партии Действия и Тавфун Икли (Tavfun Icli) из левоцентристской Демократической Левой Партии, набрали 70 и 13 голосов соответственно.
341 парламентарий из 550 принадлежат к Партии Справедливости и Развития (АКР).
Для победы в решающем третьем туре Гюлю, который считается опытным дипломатом и инициатором притязаний республики на членство в Евросоюзе, потребовалось простое большинство голосов.
Прежде чем официально сменить на посту бывшего президента Ахмета Несдета Сезера (Ahmet Necdet Sezer) во время закрытой церемонии, новый президент будет приведен к присяге в парламенте в 18.00.
Гюль был избран после четырехмесячного политического кризиса, во время которого секуляристская элита и армейские генералы, заставили его отказаться от притязаний на пост президента.
В результате правящая партия АКР назначила досрочные выборы, в которых ей удалось увеличить свою долю в парламенте.
Хиджаб
За несколько часов до голосования опрос общественного мнения показал, что почти три четверти турков не видят проблемы в том, что в президентский дворец войдет первая леди в хиджабе, лишив, таким образом, оппонентов Гюля их основного козыря.
Исследование проведенное по заказу газеты Milliyet показало, что 72,6% опрошенных считают «нормальным», если супруга президента будет носить хиджаб, который секуляристы считают символом угрозы секулярному устройству республики, основанной первым президентом Мустафой Кемалем Ататюрком на руинах Османской империи.
Проблемы
Аналитики убеждены, что Гюль в качестве президента столкнется со многими серьезными проблемами, балансируя между государственными институтами возглавляемыми АКР и армией.
«Каждый его шаг будет под пристальным наблюдением институтов и слоев общества, для которых важно понятие секуляризма», пишет популярная газета Vatan.
Оппоненты Гюля, в частности командующий армией, опасаются, что он подорвет секулярные устои Турции.
«Турецкие вооруженные силы не пойдут ни на какие уступки,… исполняя свой долг по охране Турецкой Республики, светского государства, основанного на букве закона», - заявил накануне Ясар Буюканит (Yasar Buyukanit) в письменном заявлении.
Конец светского контроля
Что касается Гюля, его соответствие президентскому посту дискутировалось, скорее, с точки зрения приемлемости хиджаба его супруги, нежели исходя из личных и профессиональных качеств.
Вообще, хиджаб, не позволяющий многим женщинам учиться и работать, нечасто упоминается в контексте его «роковой» роли для их супругов-правоверных мусульман.
«Некоторые помощники прокурора не женятся, если считают, что о них будут судить по хиджабам их жен», - говорит юрист Эмре Юртулан (Emre Yurtulan), работающий в правозащитной группе Mazlumder.
Студенты религиозных школ с трудом поступают в университеты, так как светский Совет высшего образования делает все, чтобы изгнать «исламистскую угрозу» из высших учебных заведений. Точно также, армия, считающая себя защитницей секулярной республики, регулярно изгоняет из своих рядов «религиозных реакционеров».
В качестве президента Гюль сможет способствовать правящей АК партии в ее движении в сторону облегчения религиозных ограничений. Само присутствие его супруги во дворце для многих является важным символом.
«Это страна, откуда долгое время изгонялись женщины вроде меня», - говорит Мерве Кавакси (Merve Kavakci), бывший член парламента, лишенная гражданства в 1999 после того, как появилась на заседании парламента в хиджабе. Она выражает надежду, что президентство Гюля поможет многим женщинам продвинуться в обществе.
Секуляристы боятся, что любое облегчение ограничений приведет к подрыву светских устоев государства, «потери Турцией своих секулярных принципов», как выразился лидер оппозиции Дениз Байкал (Deniz Baykal).
При этом опрос Международного Республиканского Института показал, что 65% «вовсе не были обеспокоены» тем, что жена министра носит хиджаб.
«Большое количество людей видят в этом процесс нормализации», говорит Ибрахим Калин (Ibrahim Kalin), возглавляющий правительственный исследовательский центр SETA.
По мнению аналитиков, президентство Гюля является поворотным пунктом: он и его семья отражают образ и чаяния растущего класса обычных консервативных турков, возможно, поэтому он имеет сильную поддержку в народе.
Успех АК партии и Гюля также означает конец контроля светской элиты над ключевыми государственными институтами.
«Президентство Гюля будет сигналом к началу длинного пути от периферии к центру», пишет журналист Мустафа Акволь (Mustafa Akvol). «Это способ сказать правоверным мусульманам: государство принадлежит вам. Ваш народ может подниматься вверх по лестнице». |