Официальный визит Нурсултана Назарбаева в Туркмению, который начался вчера вечером и продлится два дня, похоже, привлечет к себе массу внимания. Встреча в Ашхабаде, несмотря на то что все темы будут обсуждаться в двустороннем режиме, будет судьбоносной во всех смыслах – главы Казахстана и Туркмении обсудят перспективы одной из модных ныне «строек века» – Прикаспийского газопровода, проекта, который считается крупнейшей внешнеполитической победой России. Остроты в переговоры добавляет тот факт, что обе страны готовы сыграть в свою игру и принять участие и в других проектах, выгодных Западу.
Еще летом главы трех государств – Казахстана, России и Туркмении договорились о строительстве газопровода, который пойдет по принципиально важному для России маршруту Прикаспийского газопровода. Новая труба пройдет вдоль побережья Каспия по территории Туркмении и Казахстана и выйдет на российскую территорию. Кроме того, три страны договорились реконструировать существующую газотранспортную систему и создать новые мощности для транспортировки газа из Центральной Азии. Газ со всех трубопроводов, речь о которых идет в декларациях, будет идти на север, в российскую систему. Энергетическая стратегия Кремля в этом случае получает дополнительные козыри. Например, получив такую транспортную систему, Кремль может без оглядки на Энергетическую хартию прорабатывать новые планы энергетической экспансии в Европу – азиатский газ оказывается полностью под контролем «Газпрома», и торг в его отношении будет более чем неуместен.
Главное, что Казахстан и Туркменистан получают доступ к достаточно дешевой газотранспортной системе. К тому же они понимают, что лучше иметь дело со старым другом, чем искать новых, и гарантировать себе защиту от возможных неожиданностей. Такое понимание, кажется, пришло и к президенту Туркменистана.
Пока стороны затрудняются говорить о мощности нового трубопровода. По некоторым данным, первая фаза прикаспийского трубопровода – выход на 10 миллиардов кубометров в год в интервале 2009–2010 год. Результаты второй фазы необходимо прогнозировать более осторожно. С учетом разведки и доразведки новых активов газа в Туркмении, объем может составить до 30 миллиардов кубометров. Тем не менее, уже ясно, что восстановление системы трубопроводов Средняя Азия – Центр позволит значительно увеличить прокачку через территорию России.
Впрочем, еще тогда эксперты не были единодушны в оценках этого совместного проекта трех крупнейших производителей газа в регионе. Дело в том, что летом было принято самое предварительное решение. И специалисты прогнозировали, что будут еще дополнительные согласования, которые могут занять несколько лет. При этом отношения между странами СНГ меняются очень быстро, могут поменять и планы строительства трубы – от подводного до наземного. Так что с этими проектами открылось поле для интриг и политической борьбы. И отчасти они были правы. Помпезное подписание соглашений было запланировано, к примеру, на 1 сентября 2007 года. И есть все основания полагать, что трехстороннее соглашение будет находиться в подвешенном состоянии еще некоторое время.
Причины этого могут быть разными. Однако источник, близкий к президентской администрации, был очень категоричен. По его словам, процесс работы над необходимыми бумагами был намеренно затянут, и причиной стала августовская сенсация – симметричный ответ Запада на Прикаспийский проект – Транскаспийская магистраль. В конце августа обе страны – Казахстан и Туркменистан – отметились на другой стройке века: 20 августа госдепартамент США выделил грант на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) Транскаспийских газопровода из Туркмении в Азербайджан и нефтепровода из Казахстана в Азербайджан. Ответ более чем адекватный. Если трехсторонние соглашения Казахстана, России и Туркменистана гарантировали Кремлю монополию на азиатский газ, то американский проект ориентирован на прямо противоположный результат. Более того, в ту же неделю главы КНР Ху Цзиньтао и Казахстана Нурсултан Назарбаев договорились о строительстве нефтепровода, который свяжет побережье Каспия с Китаем, и прокладке по казахской территории газопровода из Туркмении. В случае реализации этих проектов «Газпром» после 2011 года может столкнуться с проблемой обеспечения поставок газа в Европу.
Замгоссекретаря США Дэниель Салливан в момент подписания отметил, что США выделяют $1,7 млн только на ТЭО – «это самая большая сумма, выделенная на подобные проекты, что подтверждает то важное значение, которое придают США подобным проектам в Каспийском регионе», и добавил, что «точно так же начиналась реализация проекта Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), и он уже стал реальностью». Упоминание о БТД символично: он стал первым трубопроводом, по которому нефть из стран бывшего СССР пошла на Запад, минуя российскую территорию. Россия активно выступала против его строительства, однако этот во многом политический проект, в первую очередь усилиями США, был доведен до конца и заработал в 2005 году. В этом году был достроен газопровод Баку – Эрзурум. Теперь решено продлить обе трубы до восточного побережья Каспия.
Эксперты также отмечают политическую направленность этих проектов, направленных на диверсификацию экспортных маршрутов каспийских энергоносителей и поддержку европейского проекта Nabucco по доставке среднеазиатского газа в Европу (минуя территорию России).
В чем самая большая проблема – в 2011–2015 годах России необходимо будет создать новую ресурсную базу, как ожидается, на Ямале (Заполярное месторождение) и в Восточной Сибири (Ковыктинское) по причине истощения месторождений Западной Сибири. Именно на этот период «Газпрому» для исполнения контрактов в Евросоюзе будут особенно важны ресурсы стран Средней Азии. И даже при условии роста добычи газа в регионе «Газпрому» его может не хватить, так как после 2011 года 60 млрд кубометров в год может уходить на Запад и Восток, минуя Россию. Именно этот факт делает принципиальным новое противостояние двух систем газопроводов. По некоторым данным, Россия уже высказала обоим лидерам свои соображения на тему газового противостояния – дескать, участие в политических проектах подрывает сами принципы существования крайне выгодной всем Прикаспийской трубы. Поэтому от излишне политизированных проектов лучше воздержаться. Видимо, это и будут обсуждать завтра лидеры двух государств. И от того, как они договорятся, будут зависеть будущие расклады. Впрочем, существует гипотеза, что азиатского газа хватит всем. И задержка торжественного подписания межправительственного соглашения по Прикаспийской трубе – вопрос всего лишь месяца-двух. И стороны сейчас всего лишь занимаются техническими вопросами, утрясая бумажные дела двусторонними встречами.
Иван ПЛЕТИН |