Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Страна тюрков
Газета "Наш Мир"

    Современный Туркестан принадлежит к числу самых древних казахских городов, за фасадом которого — пятнадцать веков истории. С его именем связан ряд известных политических событий средневекового периода истории Казахстана и Средней Азии. С историей города Туркестан тесно переплелась судьба средневековых городов Южного Казахстана — Шавгара и Яссы, бывших в определенные исторические периоды административными и экономическими центрами Туркестанского региона. Сначала главным городом был Шавгар, затем Яссы (так назывался г. Туркестан до XVI в.).

    Туркестан в средневековых источниках

    Туркестан в арабо-персидских источниках появляется в IX—X вв. В этих источниках Туркестан назван как Шавгар. Арабский путешественник аль-Истархи пишет «…от Кедера до Шавгара один день пути, от Шавгара до Саврана один день пути». Истархи также сообщает, что народ Шавгара был обращен в Ислам саманидским правителем Ахмед ибн Асадом в 859 году (245 г. по хиджре), а ат-Табари пишет, что жители Шавгара уже в 755 году (135 г. по хиджре) были мусульманами.

    По сведениям аль-Макдиси, «Шавгар — большой город, обнесенный курганом, мечетью на краю базара». Ибн Йакут пишет, что «Шавгар — город тюрков». По сведениям «Насаб-наме», Ходжа Ахмед Яссави из Сайрама приезжает в страну Яссы. В начале XIII в. в Яссы Хорезмшах Мухаммед ибн Текеш чеканил серебряные монеты от своего имени.

    Название Шавгар после X века не встречается в источниках. А название Карачук Асан встречается в последний раз в дневнике армянского царя Гетума, направлявшегося в ставку монгольского хана в Каракоруме.

    В конце XIV века в «Зафар-наме» Шараф ад-Дина Йезди упоминается название Яссы и отмечается, что «Яссы — маленькое селение, там есть гробница шейха Ходжа Ахмеда Яссави». С этого времени Туркестан в средневековых источниках фигурирует как Яссы.

    Туркестан являлся, судя по данным письменных источников, наследственным уделом предков первых казахских правителей. Еще до прихода к власти в Дешт-и Кыпчаке Абулхаира, отец Джанибека, Барак, владел Сыгнаком и другими присырдарьинскими городами. Известно его послание к Улугбеку с требованием возвратить ряд туркестанских городов, захваченных в свое время Тимуром у джучидов. Это требование обосновывалось ссылкой на деятельность своих предков по благоустройству этих городов, в том числе на работы Урус-хана, восстановившего Сыгнак.

    Утемиш-хаджи в «Чингиз-наме» сообщает, что Урус-хан был великим государем и «правил вилайетами всего Туркестана».

    Как сообщается в письменных источниках, в XIV—XV вв. в Туркестане жили кыпчаки, канлы, аргыны, дулаты, джалаиры, а также другие представители тюркских племен, участвовавших в этногенезе казахов и узбеков. В источниках этого периода довольно четко определены его границы. В частности, Рузбехан Исфахани отмечает, что началом Туркестана является крепость Аркук, которая расположена в одном фарсахе от Сырдарьи. Через нее проходит дорога в восточные крепости Туркестана. Город Сыгнак являлся пограничным пунктом Туркестана, здесь за Сыгнаком он и заканчивается. Рузбехан так описывает Туркестан: «Страна Туркестан является одним из известных населенных краев и местностей. По своим преимуществам и особенностям он, в самом деле, является редким на земле. Мудрые и ученые люди всех климатов мира уподобляют страну Туркестан голове, потому что изображение благоустройства земли в виде человека и установление особенностей каждой части земли, соответственно телу человека, требует того, чтобы этот блаженный край среди прочих земель, которым приписываются качества других членов человеческого тела, был бы его головой. Туркестан состоит из тридцати крепостей, которые расположены вдоль берега реки Сейхун».

    Туркестанские земли были ареной ожесточенной борьбы между шейбанидами и казахскими ханами за власть над кочевыми племенами. Именно этот регион сыграл важную роль в становлении казахской государственности.

    История города Яссы

    До VIII века Шавгар был подвластен Тюркскому и Западно-Тюркскому каганатам (552—702 гг.). В начале VIII в. область Шавгар вошла в западные границы Тюргешского каганата (702—756 гг.), владения которого доходили до среднего течения р. Сырдарьи. В этот период началось арабское завоевание Средней Азии и Южного Казахстана. Овладев Мавераннахром, арабы стали продвигаться в районы Сырдарьи и Таласа.

    Во второй половине VIII в. восточной частью Сырдарьинской области и Таласской долиной овладели карлуки. Карлукский джабгу (правитель) должен был платить дань, но часто нарушал обязательства, и арабам приходилось совершать карательные походы на подвластные территории.

    В период политического господства в Средней Азии государства саманидов (820—999 гг.) Шавгар вошел в его северо-восточные пределы. В IX веке близлежащие к Шавгару области подчинялись карлукам, а с начала X в. огузам. Огузское государство образовалось в конце IX — начале X веков в бассейне нижнего и среднего течения р. Сырдарьи и примыкавших к ней степях Западного Казахстана и просуществовало до середины XI в., быстро увеличивая свои владения.

    IX—X века были временем наивысшего расцвета г. Шавгар. Он располагался в зоне соприкосновения земледельческой и кочевнической культур, что способствовало его быстрому росту и превращению в крупный ремесленный и торговый центр. Вот как описывал Шавгар в конце X века аль-Макдиси: «Шавгар — большой город с обширным рустаком, вокруг него стена. Мечеть — на краю рынка. Он вдали от большой дороги».

    После падения государства саманидов их владения были поделены между караханидами и газневидами с границей по р. Амударье. В караханидское государство (942—1212 гг.) вошли земли, расположенные в бассейне Сырдарьи, области Шавгар, Отрар, Испиджаб, Семиречье, Восточный Туркестан. В конце X — начале XI вв. Шавгар, вероятно, входил в состав одного из караханидских уделов. В начале второй четверти XII в. Южный Казахстан и Средняя Азия подвергались нашествию каракитаев (киданей). После разгрома войск караханидов (1137 г.) и сельджуков (1141 г.) каракитаи овладели землями Караханидского государства. Караханиды оказались в вассальной зависимости от каракитаев.

    В конце XII — начале XIII вв. борьбу с каракитаями ведет государство хорезмшахов. Хорезмшах Мухаммед ибн Текеш совершил несколько походов на Сырдарью, захватил Отрар. В 1210 г. он разбил каракитайское войско около Тараза. В государство хорезмшахов вошли южно-казахстанские земли по правому берегу Сырдарьи и до Тараза включительно. Политической акцией Мухаммада, декларирующей вхождение в состав государства хорезмшахов важного в стратегическом отношении присырдарьинского региона, стал выпуск монет в городах Яссы и Отраре. Но подчинение Хорезмшаху было недолгим.

    Хотя хорезмшахи овладели средним течением Сырдарьи, в источниках, описывающих эти события, нет сведений о Шавгаре. Более того, начиная с XII в. название Шавгар исчезает со страниц средневековой историко-географической литературы.

    Название Яссы в письменных источниках впервые появляется в середине XIII в. в связи с поездкой в 1255 г. армянского царя Гетума в ставки монгольских ханов Батыя и Мунке. Яссы, как «Асон», упоминается в числе других крупных городов, через которые проехало посольство Гетума на обратном пути.

    В начале средних веков на месте Яссы, по-видимому, уже существовало крупное поселение или небольшой городок. Он был меньше столицы области, подчинялся Шавгару и входил в его округ. Некоторые исследователи считают Яссы пригородом древнего Шавгара, но вероятнее — это был город-спутник.

    С XII в., — времени упадка Шавгара, значение Яссы изменилось. Сюда, в наиболее крупный населенный пункт земледельческого округа, перемещается ее экономический центр. Яссы становится центром области Шавгар. Не последнюю роль в этом сыграло и то, что в XII в. на одном из кладбищ Яссы был похоронен тюркский суфийский проповедник Ходжа Ахмед Яссави, и Яссы стал хорошо известен среди окрестного населения.

    Туркестан – столица Казахского ханства

    В XVI—XVIII вв. Туркестан был главным городом Казахского ханства. Казахские ханы осознавали геополитическую и духовную значимость этого города для сплочения кочевых племен, входивших в состав молодого государственного образования.

    Туркестан, как величественный исторический памятник, неразрывно связан с идеей казахской государственности. Эта его роль подчеркивается еще и тем фактом, что столь значительное и почитаемое место со временем превратилось в пантеон выдающихся государственных деятелей, знаменитых ученых и поэтов. Внутри комплекса были погребены такие известные в истории люди, как Абулхаир, Рабига Султан-бегим, Жолбарыс-хан, Есим-хан, Ондан-султан (сын Шыгай-хана), Аблай-хан, Казбек-би и многие другие.

    После вхождения в состав Казахского ханства всей территории Средней Сырдарьи резиденцией казахских ханов становится г. Яссы — Туркестан, который стал к этому времени крупнейшим торговым и ремесленным центром. Автор «Бахр аль-асрар» Махмуд ибн Вали сообщает еще об одном названии города: «Нынче Туркестан — это город Сакси, который простой народ называет Яссы. Ходжа Ахмед Яссави — родом из этой области и похоронен там». В этом же источнике мы встречаем указание о расположении ставки Есим-хана в Туркестане, что подтверждает Абулгази, который в смутные годы на своей родине пользовался гостеприимством Есима.

    Для Есим-хана был выстроен особый мавзолей перед главным порталом комплекса Ходжа Ахмеда Яссави. На этом же кладбище находился не сохранившийся до наших дней мавзолей другого сына Шигая-хана, Ондан султана, упомянутый Кадырали-беком в «Джами ат-таварих». Однако пока самым ранним надгробным памятником, связанным с правящим родом казахов в Туркестане, остается надмогильный камень Аманбике. Судя по эпитафии, она — дочь основателя Казахского ханства, Джанибека, скончалась в 925 г. по хиджре (1519 г.).

    В Туркестан, к казахским ханам направлялись посольства из соседних государств. Наиболее полно сохранилась запись русского посольства к Тауке хану, прибывшего в Туркестан 22 июля 1694 г.. Туркестан был не только резиденцией казахских правителей. Здесь проводились собрания высшей казахской знати по решению важнейших государственных вопросов. Проведение в Туркестане собраний высшей знати в более поздние времена зафиксированы документально.

    В Туркестане проходили торжественные церемонии возведения на престол казахских ханов. Так, в 1737 г. ханом был избран султан Абулмамбет. Согласно сообщению батыра Джанибека, Абулмамбет — «…сын бывшего Пулат-хана, и будучи он в прошлом году в Туркестане, от имени знатнейших киргиз-кайсацких родов яко Аргинского, Актайского, Увактирейского и других, удостоен в ханы...».

    Известно, что и в других местах Казахстана проводились общеказахские курултаи (к примеру, в Ордабасы). Однако, как свидетельствуют исторические факты, лишь в Туркестане собрания общенационального значения проводились регулярно. Не случайно именно Туркестан был выбран политическим центром Казахского ханства.

    Археология Туркестана

    Городище Туркестан, расположенный на восточной окраине одноименного ныне райцентра Шымкентской области, — значительный археологический памятник городской культуры Южного Казахстана. Место притяжения экономических и политических интересов различных государств, торговый и культурный центр на стыке степных просторов и региона древних земледельческих культур, место проповеднической деятельности Ходжа Ахмеда Яссави, политический центр Казахского ханства и центр мусульманского Востока — средневековый Туркестан пережил бурную историю, в которой были периоды взлета и упадка. Он впитал в себя различные в своих истоках культурные традиции.

    Первые археологические свидетельства раннего обживания территории современного городища Туркестан были получены Т. Н. Сениговой, обследовавшей в 1973 г. бугор Куль-Тобе, расположенный в 300 м юго-восточнее мавзолея Ходжа Ахмеда Яссави. Здесь же собраны фрагменты раннесредневековой керамики, найдены монеты отрарской чеканки.

    Спецификой исторического и топографического развития города Яссы-Туркестан обусловлена сложность планографии города, в которой до недавнего времени четко выделялась часть, прилегающая с северо-востока к зданию мавзолея и ограниченная хорошо сохранившимися еще к началу ХХ в. крепостными стенами. Эта часть имела форму неправильного пятиугольника площадью 2,6 га, в западном углу которого расположено здание архитектурного комплекса мавзолея Ходжа Ахмеда Яссави. Это «собственно цитадель» городища Туркестан, и она в настоящее время наиболее достоверно изучена археологами. На этом участке неоднократно закладывались стратиграфические шурфы и разрезы крепостных стен, в которых выявлен культурный слой ХIV—ХIХ вв. мощностью около 6 м, лежащий на материке. Разрезы крепостных стен цитадели дали основание датировать их возведение ХV веком, т. е. периодом времени, последовавшим за строительством архитектурного комплекса Ходжа Ахмеда.

    К западу и юго-востоку от цитадели расположена территория шахристана в виде неправильного четырехугольника площадью примерно 23,5 га (350 х 670 м). С северной и западной сторон эту территорию ограничивают хорошо прослеживаемые до сих пор остатки стен с башнями на углах.

    В III-м строительном горизонте было обнаружено погребение коня, на котором были обнаружены железное стремя, однокольчатые удила и наременная накладка. В раннетюркской погребальной обрядности известны одиночные захоронения коней, которые рассматриваются как погребения — кенотаф. Эта находка помогает обоснованно датировать комплексы самых ранних горизонтов. Стремена овального контура с расширенной подножкой были распространены в степях Евразии в VI—VII вв. Все немногочисленные погребения с конем среднеазиатско-казахстанского региона датируются исследователями концом VI—VII вв., т. е. временем завоевательных походов первого Тюркского каганата, в ходе которых группы алтайских тюрков перемещались на обширных пространствах от Великой Китайской стены до Черного моря. Если принять как наиболее вероятную дату для III-го строительного горизонта первую половину VII в., то отложения I и II строительных горизонтов можно отнести в IV—VI вв. Это подтверждают и находки.

    Таким образом, теперь есть основание, что возникновение раннего поселения Яссы, пережившего в ХIV—ХVI вв. бурный подъем и переросшего в значительный город, известный в ХVI—ХIХ вв. под именем Туркестан, можно отнести к середине I тысячелетия н. э. Археологически — это время второго этапа так называемой отрарско-каратауской раннесредневековой культуры, когда появился ряд оседлых поселений в Южном Казахстане, легших в основу средневековой городской культуры.

Газета "Наш Мир"

Категория: История | Просмотров: 5037 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 4.7 | |

Источник:

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Сентябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана