Газета «Наш Мир»
11 сентября 2007 года в Ассамблее народов Казахстана редакцией газеты «Казахстанская правда» совместно с Центрально-Азиатским пресс-клубом был проведен «круглый стол» на тему «Ислам в современном государстве. Проблемы и перспективы диалога». Дискуссия была посвящена противостоянию идеологии религиозного экстремизма и развитию диалога с мусульманским миром. В полемике приняли участие известные государственные, общественные и религиозные деятели, представители международных организаций и зарубежных миссий.
Со вступительным словом к собравшимся обратился доктор наук, член Ассамблеи народов Казахстана Макаш Байгалиевич Татимов:
Здравствуйте, уважаемые друзья! Поздравляю с наступающим месяцем Рамадан. Очень хорошо, что мы собрались в преддверии 11 сентября.
Сегодня исламский мир являет собой наиболее многочисленную часть населения земли, уступая по численности лишь христианству. У мусульман четко предусмотрены решения вопросов, связанных с семейной жизнью, понятное отношение к абортам, вопросам планирования семьи. Исламская религия для казахской нации, как и для всех исламских стран, является неоценимым благом. Но ко всем вопросам, касающимся религии, необходимо подходить научно, со всей ответственностью. Я, будучи экспертом от Центральной Азии, участвовал в Каире на Всемирной конференции народонаселения. Это было в 1994 году. Участниками конференции вопрос о планировании семьи ставился очень серьезно, рассматривалось отношение различных религий к такому серьезному вопросу, как аборты. Я поинтересовался у ученых и получил четкий ответ: «Убивать живого ребенка, находящегося в чреве матери, — великий грех!». Почему я об этом говорю? Сейчас в исламских странах — самая высокая деторождаемость, идет демографический бум. По прогнозам социологов, численность мусульман в мире в ближайшее время достигнет двух миллиардов. А это — одна треть человечества. По этому поводу хочу вспомнить слова нашего Пророка (с.а.с.): «В Судный день, когда я буду стоять рядом с другими пророками, я хотел бы, чтобы число моих последователей было наибольшим». Вот сейчас мечта Пророка (с.а.с.) сбылась, количество мусульман растет год от года. Я считаю чрезвычайно важным призывать казахстанцев вернуться к духовным началам Ислама, учитывая малочисленность казахского народа и большую территорию Казахстана. Хочу призвать казахстанские семьи рожать и растить детей. Я говорю вам это как демограф, осознающий проблемы родного народа!
Также хотелось бы сказать о взаимосвязи знания и религии. В других религиях, а особенно в протестантской, православной и католической, знание и вера неотделимы. Один мудрец сказал: «Смотрите на мир двумя глазами, пусть правый глаз смотрит с точки зрения знания, а левый с точки зрения религии. А наши мусульмане, к сожалению, закрывают правый глаз и смотрят на мир лишь с точки зрения религии. Атеисты же закрывают левый глаз и смотрят на мир лишь с точки зрения науки. А сказать правду, чтобы увидеть истинный мир, надо смотреть в оба глаза. Ватикан просил прощения за то, что в свое время инквизиция сожгла Джордано Бруно, повесила Галилея, лишила жизни Коперника. А что же мы? Наш земляк, Улугбек, за 50 лет до Бруно, за 75 лет до Галилея, за 100 лет до Коперника сказал, что Земля круглая и имеет свою орбиту, поэтому день сменяет ночь, весна сменяет зиму. За эту истину он отдал свою голову, хотя и был сыном амира. Мы же сегодня, к сожалению, крайне далеки от крепкого сплава религии и науки.
С приветственным словом к участникам «круглого стола», обратился инициатор данного мероприятия, председатель Союза мусульман Казахстана Мурат Айтжанович Телибеков:
— Сегодня религия активно проявляет себя во всех общественных процессах. И здесь, прежде всего, я бы хотел рассмотреть роль Ислама в современном мире и участие казахстанских религиозных деятелей в культурной, социальной, политической жизни нашего общества.
Но почему сегодня мы говорим, прежде всего, о мусульманском сообществе. Потому что, как мы с вами прекрасно знаем, именно активность некоторых мусульманских лидеров породила во всем мире такую проблему, как исламский экстремизм. Как бы нам это не нравилось, но это факт, мимо которого пройти невозможно. Буквально вчера по центральным телевизионным каналам прошел сюжет об аресте группы религиозных исламских экстремистов из Южного Казахстана.
При этом приходит понимание, что в борьбе с религиозным экстремизмом нельзя акцентировать внимание только лишь на силовых методах. Нужен поиск альтернативных путей. И с моей точки зрения, одним из таких направлений должно стать более активное вовлечение мусульманских лидеров в позитивные процессы, происходящие в стране. Их участие в общественной, культурной, политической жизни общества. Та огромная энергия, которая накопилась сегодня в недрах мусульманского общества, должна быть использована. В противном случае, это может стать для страны источником конфликтов.
Поэтому, я полагаю, хотим мы того или нет, но исламские общественные деятели должны входить в политику. Тем более что наши оппоненты из различных экстремистских сект уже давно вовлечены в эту сферу. А нам же им противопоставить нечего, поскольку институты официального Ислама на сегодня отделены от государства.
После обращения модератора слово было предоставлено главному редактору Республиканской общественно-политической газеты «Наш Мир» Каипову Айдару:
— Ассаляму алейкум уважаемые участники Круглого Стола!
Ключевым, сигнальным словом современной эпохи является слово «Ислам». Это слово написано в мозгу миллиардов людей светящимися буквами, независимо от того, мусульмане эти люди или нет, и более того, даже независимо от их любви или ненависти к религии!
При этом совершенно не важно, имеет ли это слово в каждом конкретном случае негативный или позитивный характер и какие ассоциации оно вызывает у каждого «первого встречного» Для кого-то Ислам это терроризм, для кого-то это борьба за справедливость, а для кого-то это вечная истина. С чем бы это слово не ассоциировалось, оно энергетически заряжено для всех. Это центральное слово эпохи, пароль нашего времени.
Около двух тысяч лет назад похожим энергетическим зарядом обладало слово «христианство». Последователей Иисуса Христа преследовали по всей Римской империи, их обвиняли во всех смертных грехах, в терроризме и аморализме, а также что характерно в поджоге главного города тогдашнего мира, Рима.
Однако на наших глазах происходит своеобразное информационно-психологическое чудо. Вопреки всепланетной промывке мозгов от индейца в дебрях Амазонки до британского профессора в аудитории Оксфорда у всех людей укореняется инстинктивное убеждение, что именно так называемый Мировой порядок, в лице супердержав, и есть зло.
А это значит, что все то, что он преследует, шельмует, поносит и проклинает, это, если и не в буквальном смысле благо (ибо по части позитива трудно угодить и индейцу, и профессору одновременно), то уж, во всяком случае, противоположность злу.
Сегодня Ислам перестал быть просто религией. Средства Массовой Информации (в особенности западные) разворачивают кампанию по приданию мусульманам всего мира облика фанатиков-террористов, а в обществе все более явно назревают антиисламские и исламофобские настроения.
В существующей ситуации мусульманам надо перестать оправдываться. Исламу объявлена «психологическая война». Нам задают одни и те же провокационные вопросы про джихад, про демократию, и мы вынуждены говорить, что террор — это не Ислам, диктатура — это не Ислам, угнетение женщин — это не Ислам. От нас все время требуют объяснений, и в результате мы говорим много о том, чем Ислам не является. Надо рассказывать людям, чем он является, а не наоборот!
Если говорить о нашей религии, то именно сегодня Казахстану вполне по силам и ко времени разработать собственную модель Ислама. Иначе сценарий прихода мусульманских ценностей в общественную жизнь страны могут написать за нас другие силы и другие идеологи.
Что же делать казахстанским мусульманам. Ответ один: не разделяясь на секты и течения изучать религию не по тысячам и тысячам книг богословов глубокой древности, и не следуя советам сотен псевдоученых, а обратится к божественному первоисточнику Корану. Необходимо отметить, что той проблематики, которая дана в откровении Корана, больше нет нигде и ни у кого, ни в Ветхом завете, ни в Новом.
Современное понимание Корана позволяет сделать вывод: то общество, которое предлагает Ислам, в значительной степени отвечает интересам всего человечества. Причем не просто декларативно, а вполне объективно.
Как заявил в своем выступлении Министр Иностранных Дел РК Марат Тажин, на прошедшей 4 сентября в Астане Международной конференции «Исламская Цивилизация в Центральной Азии», — «Казахстан, будучи светским государством, в культурно-цивилизационном плане, безусловно, является и частью мусульманского мира. Сосуществование на протяжении многих веков различных этносов, культур и вероисповеданий определили особый характер развития исламской цивилизации в нашем регионе».
М.Тажин особо отметил, что «Легкость в употреблении такого понятия, как «исламская угроза», приобрела столь угрожающие масштабы, что впору говорить не о мифической угрозе со стороны ислама, а о необходимости реальной защиты самого Ислама».
Как точно подметил главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов: «Сейчас вся Россия покрыта церквями. Но я бы хотел, — продолжает Проханов, — чтобы страна была лучше покрыта атомными электростанциями. Одна церковь — одна станция. Вот это был бы баланс».
Хочется перефразировать цитату Александра Андреевича, и сказать, что сегодня и в Казахстане строятся сотни и сотни мечетей, однако, как мне кажется, Ислам — это одна мечеть — одна Атомная Электростанция, одна мечеть — один металлургический комбинат, одна мечеть — один университет! Вот это баланс. Вот каким должен быть Ислам в современном Казахстане.
«Наш Мир» — Айдар Каипов |