Газета «Наш Мир»
В последнее время в Казахстане резко возрос интерес к Исламу. Возможно, это объясняется стремлением людей к Единобожию, возможно, — ростом социально-политической активности этой религии. Многочисленные публикации на религиозные темы, десятилетиями служившие конъюнктурным задачам антиисламской пропаганды, преподносили Ислам в препарированном виде, навязывая по существу одностороннее и негативное отношение к нему. Ситуация сегодня складывается по-другому.
В Казахстан и Среднюю Азию Ислам пришел с арабами. С этого времени он постепенно распространялся и овладевал умами народов не только этого региона, но и других, в том числе Поволжья, Северного Кавказа. Численность мусульман, исповедовавших Ислам в России к началу XX века, составляла более 25 млн. человек, из них по количеству на первом месте стояли казахи — 3 236 394, узбеки занимали второе место — 2 037 240. Третье место принадлежало таджикам — 1 428 000.
Казахи всегда считали себя мусульманами. Для них Ислам являлся и является единственной идеологической платформой, согласно положениям которой, они строили свою духовную и повседневную жизнь. Принципы Ислама высоко ценились и строго соблюдались. Казахи, как и все мусульмане, считали Ислам, как религию Единобожия, единственно правильным вероубеждением.
Учёные российской империи пытались всячески принизить роль и значение Ислама в жизни казахов. Однако, несмотря на это, в их же собственных трудах встречаются факты, говорящие о том, что казахи стояли на более высокой ступени культурного развития, чем другие неславянские народы Западной Сибири, и что этому в большей степени способствовала мусульманская религия.
Достоинства Ислама отмечали многие незаурядные личности с мировой известностью. Американский физик, лауреат Нобелевской премии Артур Леонард:
«Ислам стал той вехой на страницах мировой истории, всю значимость которой наш мир сможет постичь, лишь поднявшись на должную высоту». Английский математик, логик, социолог, философ Бертран Рассел: «Превосходство Востока было не только военным. Наука, философия, поэзия и все виды искусства процветали в мире Мухаммеда, тогда как Европа была погружена в варварство. Европейцы с их непростительной узостью взглядов называют этот период «тёмным веком», но только в Европе он был «тёмным», фактически только в христианской Европе, так как Испания, которая была мухаммеданской (т.е. исламской), имела большую культуру». Роберт Блифолт (историк): «Если бы не арабы, современная европейская цивилизация никогда бы не приобрела тот характер, который позволил ей преодолеть все фазы эволюции; и хотя нет ни единой сферы человеческой деятельности, в которой бы не ощущалось решающее влияние исламской культуры, нигде оно не выдержано так ярко, как в естественных науках и научном духе. Этот дух был внесен в европейский мир арабами».
Однако, царское правительство и русская православная церковь, недоброжелательно относились к Исламу и всячески притесняли людей, исповедующих его. Достаточно отметить, что приказами царских чиновников в русско-казахских школах, медресе и мектебах, помимо дней рождения царствующей фамилии и восшествия царей на престол, принудительным образом праздновались многие Православные праздники. Так, например, распоряжением попечителя Оренбургского учебного округа от 19 января 1883 года должны были праздноваться:
1 января — Новый год
6 января — «Богоявление Господне»
2 февраля — «Сретение Господне»
25 марта — «Благовещение пресвятой девы Марии»
9 мая — память Чудотворца Николая
29 июня — память Петра и Павла
6 августа — «Успение пресвятой девы арии»
29 августа — «Усекновение главы Иоанна Крестителя»
8 сентября — «Рождество богородицы»
14 сентября — «Воздвижение Креста Господне»
1 октября — «Покров пресвятой богородицы»
22 октября — «Праздник Казанской Божьей матери»
21 ноября — «Введение в храм пресвятой богородицы»
6 декабря — память Чудотворца Николая и т.д.
Празднование Православных дат в школах, где основной контингент учащихся составляли дети казахов, имело особое значение. Такая система вытесняла мусульманские традиции.
Но передовые образованные люди России высоко отзывались об Исламе и Коране. Дух Корана окрылял великих русских поэтов: Державина, Пушкина, Бунина, Гумилёва. С восторгом и уважением об Исламе говорил великий русский писатель Л. Н. Толстой. В письме к Е. Е. Векиловой от 13-16 марта 1909 года он, в частности, писал: «...для меня не может быть никакого сомнения в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравнимо выше церковного православия. Так, что если человеку поставлено право выбора: держаться церковного православия или магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтёт магометанство с признанием одного догмата Единого Бога и его Пророка вместо того сложного и непонятного богословия — троицы, искупления, таинств, богородицы, святых и их изображений и сложных богослужений». Таков был ответ Л. Н. Толстого на письмо Е. Е. Векиловой, в котором она сообщала, что два её сына, один — студент Технологического института в Петербурге, другой — юнкер Александровского военного училища, просят у неё разрешения перейти из Православия в Ислам, и просила совета, как ей поступить.
Проповедуя Христианство среди мусульман, православное духовенство неожиданно столкнулось с совершенно противоположным эффектом — тенденцией перехода русских и казаков из Православия в Ислам.
Примечательна судьба крестьянина Толстикова Осипа Михайловича, который в 1904 году принял Ислам, изучил арабский язык и поменял свое имя на Абдуллу Адамова. Однако церковные власти пытались вернуть его в лоно «святой» православной церкви, насильно послали «вероотступника» в Томский мужской монастырь. Но, несмотря на все эти испытания, Толстиков ответил решительным отказом на предложения священников.
В отличие от насильственной христианизации казахов, переход православных в Ислам носил добровольный характер. Например, в 1910 году в Семипалатинской области Ислам приняли 13 человек. В 1911 году на имя генерал-губернатора Туркестанского края поступила очередная сводка. В ней, в частности, указывалось, что перовский мещанин Зумер, иудейского исповедания, обращается с просьбой о разрешении ему перейти в Ислам. В другом рапорте, направленном в Сырдарьинское правление, показано, что крестьянин Никифор Слободин переходит из Православия в Ислам всей семьей — 7 человек.
После Указа 1905 года, дающего «свободу веры», количество желающих перейти из Православия в Ислам увеличилось в разы. По рапорту епископа Туркестанского и Ташкентского, к 1907 году в Туркестане «до 500 русских девушек отпали в Ислам». Но больше всего волновало церковного служителя то, что наряду с мирянами в Ислам переходили и те, кто должен был вести работу с отступниками — священники.
Власти, конечно, пытались как-то реагировать. Так, например, царские чиновники запрещали строительство более одной мечети в волости. Однако такие меры давали обратный эффект: мечети строились десятками — конспиративно. Как отмечал Б. Каратаев в своем докладе, опубликованном в журнале «Айкап», «…в одной области были более тысячи мечетей». В случае обнаружения такие мечети подвергались уничтожению.
Мусульманский вопрос всё чаще стоял на повестке дня. Он рассматривался на всевозможных собраниях, заседаниях чиновников. Оценивая ситуацию, сложившуюся вокруг мусульманского вопроса, чиновники колониальной администрации вынуждены были признать, что «прогрессивное движение мусульман всего мира убеждает в том, что в будущем Исламу будет отведена всемирная культурная роль».
Практически все народы Средней Азии считали себя мусульманами. Во время переписи населения в 1921 году местное население на вопрос о национальности отвечало — «мусульманин». |