Газета «Наш Мир»
М.Надель, председатель совета директоров Кыргызского ОАО «АзияУниверсалБанк»
В начале августа текущего года в США разразился кризис ипотечного кредитования - резко возросло число невозвращенных ипотечных кредитов. Этот кризис, вначале казавшийся сугубо американским, встревожил инвесторов по всему миру. Есть опасность, что проблемы американской ипотеки могут вызвать кризис на глобальном кредитном рынке. О том, грозят ли нам серьезные потрясения и как на нашем банковском секторе может отразиться этот кризис, говорит Председатель Совета директоров ОАО «АзияУниверсалБанк» М.Надель.
- Вкладчики во всем мире на любые нестабильности реагируют абсолютно одинаковым образом – бегут снимать свои деньги со счетов в банке. При этом они, как правило, отделываются легким испугом, но «попадают», потому что теряют проценты. В США произошло именно так, но благодаря глобализации кризис переметнулся и на другие страны миры, в том числе и на соседний Казахстан.
- А какая связь?
- Казахские банки, на мой взгляд, слишком увлеклись внешними заимствованиями. Им давали с удовольствием, поскольку рейтинг страны достаточно высокий. Они брали синдицированные кредиты (кредит, предоставляемый несколькими кредиторами одному заемщику), выпускали евробонды. Это были короткие деньги на 1-2 года, но в Казахстане-то кредиты выдаются на 10-15 лет, поэтому казахские банки могли неограниченно увеличивать свои кредитные портфели. Но в результате получилось, что кредиты выдавались на длительные сроки, а внешние займы надо было возвращать намного раньше.
Далее действовала следующая схема: к тому времени, когда нужно было погашать эти синдикации и евробонды, поспевали другие синдицированные кредиты, перекрывая предыдущие. Все было хорошо, пока иностранные заимствования занимали разумный процент в балансе банка. Но когда банк состоит исключительно из внешних заимствований, то ситуация осложняется.
В результате казахские банки начали испытывать трудности с текущей ликвидностью. Это абсолютно не значит, что с ними случится что-то плохое – в долгосрочной перспективе это устойчивые и прибыльные банки. Но денег на кредитование у них сейчас не хватает.
- И что будет дальше с казахским финансовым рынком?
- Оценочно пока размер потерь в Казахстане - 15 млрд долларов. Разумеется, эти потери не одномоментные. Хочу отметить, что в банках к тому же очень много депозитов населения, да и золотовалютные резервы в Казахстане не маленькие– 40 млрд долларов. Понятно, что государство не может потратить слишком много на поддержание банковской системы, потому что резервы все-таки должны распределяться на более глобальные цели. Как-то, конечно, помогут, но насколько закроют все проблемы, с которыми столкнуться казахские банки, большой вопрос.
Скорее всего в Казахстане какое-то время будет достаточно сложная ситуация с банковским сектором, а подозревается, что кризис будет длиться около 2 лет. Соответственно, будет меньше выдаваться кредитов, соответственно будет тормозиться развитие страны. К счастью, этот кризис касается только банковского сектора, ведь остальные отрасли экономики Казахстана, например, нефтегазовая и горнодобывающая, по-прежнему благополучно развиваются.
На нас, как вы понимаете, этот негатив отразится самым, что ни на есть прямым образом. Потому что наверняка сократится приток капитала из Казахстана, откуда наша экономика получает значительный объем инвестиций. Это означает, что есть опасность возникновения нехватки кредитного ресурса на рынке. Следовательно, это отразится как тормоз на развитии нашей экономики. В первую очередь пострадает производство, где нужны «длинные» деньги.
- Значит, нас все же ожидает кризис?
- Нет, никакого серьезного кризиса здесь не будет. Будут затруднения, но не глобальные. Почему? Потому что мы находимся по отношению к началу года в денежном профиците. Дело в том, что кредитов у нас в стране выдано на сумму около 600 млн долларов, а прямых инвестиций только с начала года в страну пришло порядка 800 млн долларов. Поэтому у нас в стране наверняка будут затруднения, сложности, возможно, торможение развития в строительстве, промышленности, но не кризис.
К тому же наш банковский сектор уже не раз демонстрировал свою устойчивость, например, после известных событий в марте 2005 года, а, как вы помните, тот кризис был не в пример значительнее, чем ипотечные проблемы в США. К тому же наша экономика не успела подрасти до тех высот – вот уж нет худа без добра - чтобы наши банки могли активно занимать деньги извне. Мы просто вынуждены обходиться собственными средствами и в данном контексте это очень хорошо. |