Газета «Наш Мир»
Министр иностранных дел Великобритании признал, что вторжение в Ирак "оставило шрам" на репутации его партии. Отвергнуты требования о проведении референдума по договору ЕС
Дэвид Милибэнд, министр иностранных дел Великобритании, вчера попытался отойти от внешнеполитического курса, который в течение 10 лет проводился Блэром. Он признал, что правительство, репутация которого испорчена "шрамами", должно помедлить и задуматься, почему его вмешательство с благими целями восстановило против Великобритании миллионы мусульман.
В своей откровенной речи Милибэнд также признал, что решение проблем Ирака и Афганистана военными средствами невозможно, отметив: британское правительство обнаружило, что добиться умиротворения в таких странах тяжело. Он неоднократно повторил, что правительству необходимо усвоить уроки прошлого сейчас, когда оно начинает вторую волну внешнеполитических решений с большим упором на укрепленные многосторонние институты.
Он также призвал всех соседей Ирака, в том числе Сирию и Иран, принять участие в переговорах о будущем Ирака, – кстати, администрация Буша выступает против такой позиции. Милибэнд предостерег, что если эти страны не примут участия в переговорах, то существует реальная опасность распространения межконфессиональной розни между суннитами и шиитами в Ираке по всему Ближнему Востоку.
Милибэнд признал, что решение вторгнуться в Ирак оставило "шрамы" на репутации британского руководства: "В чем бы ни состояли наши верные и неверные шаги – а были и те, и другие – нам нужно сосредоточиться на будущем. Мы должны и далее содействовать развитию эффективных иракских сил безопасности. Мы должны сдержать наше обещание всем иракцам, что у них будут экономические права на будущее страны. Мы также должны сотрудничать со всеми соседями Ирака, дабы помирить суннитов и шиитов и не допустить, чтобы конфликт вначале расколол эту страну, а затем распространился, как инфекция, по всему Ближнему Востоку".
Во время длительных дебатов о внешней политике, где были затронуты темы Дарфура, Колумбии и Бирмы, Милибэнд сказал: "Войны мы выиграли, но "выиграть мир" оказалось сложнее. Урок состоит в том, что победы в результате войны возможны, но решение проблемы военными средствами – никогда. Речь может идти только о действиях военных, которые создают арену для экономической и политической жизни".
Он признал, что внешняя политика Великобритании восстановила против нее миллионы мусульман. Рассказывая о своем недавнем визите в Пакистан, Милибэнд сказал: "Я встречался с молодыми, образованными, красноречивыми людьми, которым от 20 до 30 с лишним лет, и они говорили мне: миллионы мусульман по всему миру считают, что мы стремимся не дать им права, а подчинить их себе. Поэтому мы должны помедлить и задуматься.
Урок в том, что иметь добрые намерения – этого еще недостаточно. Утверждать общие ценности – этого еще недостаточно. Мы должны претворить эти ценности в жизнь в форме общих институтов". Он привел в пример вопрос о вступлении Турции в ЕС, отметив, что Европа не должна выглядеть как закрытый клуб для христиан.
Милибэнд отверг требования о проведении референдума по договору ЕС: "Европе нужно смотреть не внутрь себя, а выглядывать наружу, рассматривать проблемы за пределами ее территории, которые являются предпосылками нестабильности на нашей территории. Европа не нуждается в институциональном самосозерцании, и именно поэтому реформированный договор отметает идею фундаментальной конституционной реформы и обеспечивает четкие механизмы защиты национального суверенитета".
Он признал, что Европа и США пользуются меньшей популярностью, чем десять лет назад, но отметил, что для Великобритании лучшая реакция на это обстоятельство – не дистанцироваться ни от первой, ни от вторых. Америка, сказал он, имеет больше власти творить добро, чем любое другое государство. Нет заметных примет того, будто внутри Лейбористской партии есть давление с целью проведения референдума. Курирующий манифест партии Эд Милибэнд, министр секретариата кабинета, сказал, что на него не оказывалось нажима по включению данного вопроса.
На конференции также выступил министр министерства иностранных дел по делам Азии, Африки и ООН лорд Моллох-Браун, сообщивший, что он и премьер-министр решили приобрести новых союзников, чтобы "положить конец бойне в Дарфуре". Он предположил, что для мирного урегулирования в Дарфуре надо действовать прежде всего через Китай, который закупает у Судана наибольшие объемы нефти.
По словам лорда Моллох-Брауна, теперь у ООН есть четкий план: "Быстрый ввод сил ООН обеспечит защиту граждан, а также лагерей беженцев в Чаде, в конце октября в Триполи состоится встреча мятежников и представителей властей для заключения соглашения о прекращении огня, а затем и широкого мирного договора".
Позднее в программе Newsnight Джереми Паксмен допросил с пристрастием министра иностранных дел о том, что делает британское руководство для поддержки перемен в Бирме. "Вы знаете, что DFID (министерство Великобритании по международному развитию) финансирует спасение бирманских летучих мышей, но не продемократическое движение?" – спросил он. "Я этого не знал, пока не услышал в вашем эфире, – ответил Милибэнд. – Но если вы намекаете, что о летучих мышах наше правительство заботится больше... то вы не правы".
Патрик Винтур, The Guardian |