Газета «Наш Мир»
Визит президента Исламской Республики Иран Махмуда Ахмадинежада на сессию Генеральной Ассамблеи ООН 25 сентября стал, безусловно, одним из главных событий международной жизни этих дней. У этого события имеется, очевидно, и ярко выраженный религиозный дискурс. Именно Ахмадинежад, один из лидеров реальной страны, реального политического режима (а вовсе не полувиртуальный Бен Ладен и иже с ним), персонифицирует сегодня то, что принято называть конфликтом цивилизаций, имея при этом в виду, конечно же, противостояние исламского мира западной политической системе.
Понятно, что Вашингтон никоим образом не желал появления Ахмадинеджада, на американской земле, однако по отношению к политическим лидерам-участникам сессии ООН контролирующие функции администрации США весьма ограничены. Но все возможные палки в колеса иранскому лидеру ставятся, чем красноречиво выражается отношение к его приезду. Так, например, Ахмадинежаду не дали посетить "GroundZero" - место, где до 11 сентября 2001 стояли башни-близнецы Всемирного торгового центра. И зря, между прочим: большинство погибших в том аду мусульман оказались либо гражданами Ирана, либо выходцами из этой страны.
Из двух возможных ответов на вопрос, что представляет собой трансатлантический вояж Ахмадинежада - акцию внешнеполитического пиара, или возможность продекларировать реальные намерения исламского Ирана на международной арене, - в качестве правильного напрашивается первый. У Ирана, устойчиво находящегося в американском списке стран «оси зла», не так уж много возможностей выхода на международную трибуну, тем более такую представительную, как Генеральная Ассамблея ООН. А подобному режиму обязательно надо попытаться доказать миру, что он достаточно рациональный, что его лидеров можно слушать в цивилизованной обстановке, на равных.
Визит Ахмадинежада в Нью-Йорк рельефно высветил еще и то, что принципиальной позицией иранского режима было и остается неприятие и враждебность в отношении сионизма и государства Израиль. И эта позиция приобретает все более религиозно окрашенные черты. В Нью-Йорке Ахмадинежад снова встретился с раввинами из принципиально антисионистской иудейской организации "Нетурей карта". При встрече раввины держали плакат, на котором было написано: "Я иудей, а не сионист". Главный раввин хасидов подчеркнул, что Ахмадинежад – единственный мировой лидер, четко разделяющий иудаизм и сионизм. Со своей стороны, глава исполнительной власти Ирана по-персидски цветисто высказался о том, что несогласия между последователями иудаизма, христианства и ислама нет, поскольку все они верят в Одного и Того же Бога и являются братьями. Далее Ахмадинежад заявил, что будущее принадлежит монотеистическим религиям, и носители этих религий несут большую ответственность за распространение монотеизма и защиту мира справедливости и братства. Надо сказать, что таким образом иранский президент озвучил ни что иное, как типичный современный взгляд мусульманина на еврейский вопрос. А в его утверждениях о том, что "мы евреев любим и у нас свои евреи есть", концентрированно выражался еще один общемусульманский политический стереотип новейшего времени: враждебность к приехавшим на ближневосточные земли европейским евреям - ашкенази - в противовес "своим" – сабра и сефардам. Заметим, что любовь к "своим" евреям имеет в Исламской республике несколько иранскую специфику – да, в стране есть синагоги, еврейские школы, и даже иудеи-депутаты меджлиса, но вот только школы эти вынуждены по субботам работать, а Тора в них изучается не на иврите, а на персидском.
В итоге можно сказать, что пиар-акция Ахмадинежаду удалась. По крайней мере, он выглядел эффектно на фоне тех пропагандистских стереотипов, которые о нем сложились на Западе. Неуклюжи и малоэтичны утверждения ректора Колумбийского университета типа: "Г-н Ахмадинежад, Вы - жестокий диктатор". Особенно на фоне активного интереса молодежной (и не очень) аудитории к тому, какой же он по жизни, без пропагандистских штампов – этот страшный диктатор? Многое во время визита четко указывало на то, что образ Ахмадинежада складывается на Западе под влиянием пропаганды, эта пропаганда весьма прямолинейна, загружена примитивными стереотипами, и эта пропаганда сионистская.
Мы далеки при этом от мысли в "лучших традициях" пропаганды, в том числе и исламистской, клеймить "плохой сионизм". Просто на фоне визита Ахмадинежада как в зеркале проявились слабые черты современного сионизма и его пропаганды, подмеченные, кстати, многими. Очевидно, что образ Ахмадинежада, создаваемый в США, на Западе и в Израиле, все-таки не совсем адекватен и серьезно отдает каким-то подобием местечкового страха перед погромами. Ну, Гитлер он новый, кровавый диктатор, нехороший человек (нечто подобное было написано на плакатах манифестантов, стоявших в Нью-Йорке под израильскими флагами)… Но ведь в доказательство этого не мешало бы привести аргументы. Особенно после провальной войны с Хезболлой, идеологической и пропагандистской слабости сионизма, прежде всего в израильском варианте. Нет у этого сионизма пассионарной идеи и, главное, жизненно важного для еврейства четкого определения отношения к религиозному началу. И это выглядит как очевидная слабость на фоне личности и дел Махмуда Ахмадинежада - не важно, с каким знаком, плюсом или минусом, их оценивать.
По материалам Ивана Нелюбова, "Портал-Credo.Ru" |